Целевое и нецелевое расходование средств ОМС

В 01.05.2018В В В В В В image

Практика осуществления внешнего контроля заВ формированием иВ использованием средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования вВ Мурманской области показала, что вВ этой сфере имеется немало проблем, требующих совершенствования как правовой базы, так иВ методологических подходов внешнего государственного финансового контроля.

Елена Викторовна КАШАПОВА, председатель Контрольно-счетной палаты Мурманской области

Порядок осуществления контроля

Порядок осуществления внешнего государственного финансового контроля заВ формированием иВ исполнением бюджета ТФОМС установлен нормами Закона Мурманской области «ОВ бюджетном процессе вВ Мурманской области». ВВ целях осуществления экспертизы проекта закона Мурманской области оВ бюджете ТФОМС иВ проектов законов, вносящих вВ него изменения, аВ также подготовки заключения наВ отчет обВ исполнении бюджета ТФОМС установлен перечень документов, подлежащих кВ предоставлению вВ Счетную палату Мурманской области (далееВ — Счетная палата), иВ сроки осуществления мероприятий внешнего финансового контроля.

Все экспертно-аналитические иВ контрольные мероприятия вВ отношении формирования иВ использования средств ТФОМС осуществляются вВ соответствии сВ утвержденными Счетной палатой стандартами внешнего государственного финансового контроля; результаты мероприятий направляются объектам контроля иВ вВ Мурманскую областную думу (рисунок).

image

При проведении экспертизы проекта закона Мурманской области оВ бюджете ТФОМС наВ очередной финансовый год иВ плановый период, кроме стандартных оценок поВ его сбалансированности, дается оценка соблюдения требований статей 146 иВ 147 Бюджетного кодекса РФВ иВ статьи 26В Федерального закона отВ 29В ноября 2010 года №В 326‑ФЗ «ОбВ обязательном медицинском страховании вВ Российской Федерации» (далееВ — Федеральный закон №В 326‑ФЗ) вВ части формирования доходов иВ расходов бюджета ТФОМС. Кроме того, дается оценка объема планируемых бюджетных ассигнований наВ обеспечение выполнения территориальной программы ОМС вВ соответствии сВ утвержденными объемами медицинской помощи иВ нормативами финансовых затрат наВ единицу объема медицинской помощи заВ счет средств ОМС как вВ рамках базовой программы ОМС, так иВ сверх базовой программы. ВВ рамках базовой программы ОМС проводится анализ соответствия нормативов объемов медицинской помощи иВ нормативов финансовых затрат федеральным нормативам поВ видам медицинской помощи, аВ также оценка размера подушевого норматива финансирования (расходы наВ одно застрахованное лицо) федеральному.

При подготовке заключения наВ отчет обВ исполнении бюджета ТФОМС Счетной палатой проводится его проверка непосредственно сВ выходом наВ объектВ — вВ ТФОМС. ВВ ходе проверки наВ основе данных первичных бухгалтерских документов иВ ведомственной отчетности:

  • определяется достоверность показателей отчета обВ исполнении бюджета;
  • дается оценка уровня исполнения доходов иВ расходов бюджета ТФОМС, вВ том числе направленных наВ реализацию территориальной программы ОМС;
  • анализируется исполнение объемов медицинской помощи иВ финансовых затрат наВ единицу помощи вВ сравнении сВ территориальными иВ федеральными нормативами.

Ежегодно Счетная палата включает вВ план работы тематические контрольные иВ экспертно-аналитические мероприятия поВ использованию средств бюджета ТФОМС, выделенных государственным медицинским учреждениям здравоохранения наВ оказание бесплатной медицинской помощи вВ рамках территориальной программы ОМС. Деятельность таких медицинских учреждений вВ основном осуществляется заВ счет средств ОМС, доля которых вВ расходах учреждений составляет отВ 87В доВ 96%. ЗаВ 

2015–2017

годы Счетной палатой проведен ряд таких мероприятий, поВ результатам которых установлены как недостатки вВ финансовой деятельности, так иВ отдельные нарушения законодательства.

Несоблюдение плановой структуры тарифа ОМС

Можно констатировать, что при осуществлении расходов заВ счет средств ОМС проверенными медицинскими организациями неВ соблюдается плановая структура тарифа ОМС.

Как правило, кассовые расходы поВ заработной плате превышают объем запланированных расходов иВ полученный учреждением объем средств наВ эти цели заВ оказанную медицинскую помощь. Превышение расходов поВ одним направлениям затрат покрывается уменьшением расходов поВ другим, вВ том числе наВ мягкий инвентарь, продукты питания, материальные запасы медицинского назначения. ПоВ мнению Счетной палаты, такая ситуация складывается вследствие особенностей порядка финансирования лечебных учреждений страховыми медицинскими организациями, который совершенно отличается отВ казначейского исполнения расходов бюджетными учреждениями вВ рамках бюджетной классификации.

Тарифными соглашениями вВ системе обязательного медицинского страхования наВ территории Мурманской области наВ 

2015–2017

годы (далееВ — Тарифное соглашение) предусмотрено право руководителя медицинской организации принимать решения оВ перераспределении финансовых средств между группами затрат вВ определенных случаях, вВ том числе при условии отсутствия кредиторской задолженности поВ заработной плате, уплаты налогов иВ страховых взносов иВ расчетов сВ поставщиками иВ подрядчиками. Вместе сВ тем вВ ходе проверок отмечено, что использование данного права приводит кВ перекосам вВ финансировании между группами затрат поВ сравнению сВ назначениями, установленными вВ плановых заданиях.

КВ примеру, вВ одном изВ государственных областных учреждений здравоохранения несоблюдение структуры расходов заВ счет средств ОМС, установленной вВ плановых заданиях наВ 2016 иВ 2017В годы, привело кВ превышению кассовых выплат поВ заработной плате иВ начислениям над объемом «заработанных» наВ эти цели средств (вВ 2016 годуВ — наВ 9,9 миллиона рублей, вВ первом полугодии 2017 годаВ — почти наВ 3,7 миллиона рублей) и, соответственно, кВ уменьшению расходов наВ приобретение медикаментов, продуктов питания, прочих расходов. При этом решения оВ перераспределении финансовых средств между группами затрат принимались руководителем медицинской организации сВ нарушением нормы пункта 8В раздела IVВ Тарифных соглашений наВ 2016 иВ 2017В годы, запрещающей принятие таких решений при наличии уВ медицинской организации кредиторской задолженности поВ расчетам сВ поставщиками иВ подрядчиками. ВВ период сВ 1В января 2016 года поВ 1В июля 2017 года кредиторская задолженность учреждения возросла вВ семь раз иВ составила 50,4 миллиона рублей, изВ нее просроченнаяВ — 29,1 миллиона рублей.

Нарушение требований Тарифных соглашений вВ части перераспределения средств учреждения наВ выплаты поВ заработной плате иВ рост кредиторской задолженности является следствием влияния следующих факторов:

  • приоритетность выплат поВ заработной плате иВ необходимость исполнения указов Президента РФВ вВ части повышения заработной платы медицинским работникам;
  • необходимость исполнения обязательств поВ выплатам, связанным сВ проводимыми организационно-штатными мероприятиями;
  • планирование закупок учреждения без предварительного анализа потребности учреждения.

Дефицит вВ финансовом обеспечении заработной платы неВ позволил учреждению своевременно иВ вВ полном объеме оплачивать счета заВ приобретенные медикаменты, продукты питания, потребленные коммунальные услуги иВ прочее, что способствовало росту кредиторской задолженности учреждения.

Нецелевое использование средств ОМС

Кроме того, были установлены факты нецелевого использования средств ОМС. Так, вВ противоречие нормам статьи 147 Бюджетного кодекса РФВ вВ одном изВ государственных областных учреждений здравоохранения было обнаружено расходование бюджетных средств ОМС вВ сумме 2,86 миллиона рублей наВ цели, неВ определенные законодательством РФВ (аВ именно наВ капитальный ремонт учреждения, расходы наВ который неВ включены вВ структуру тарифа наВ оказание медицинской помощи вВ рамках территориальной программы ОМС). ПоВ результатам проверки средства ОМС, использованные учреждением неВ поВ целевому назначению, вВ указанной сумме восстановлены медицинским учреждением наВ счете поВ учету средств ОМС, аВ поВ окончании контрольного мероприятия наВ основании судебных решений восстановлены вВ бюджет ТФОМС. Также выявляются факты, когда заработная плата работников, подлежащая выплате заВ счет средств учреждения отВ приносящей доход деятельности, была профинансирована заВ счет средств ОМС. ВоВ всех подобных случаях вВ отношении юридических лиц (медицинских учреждений) иВ ихВ должностных лиц Счетная палата возбуждала дела поВ статье 15.14 КоАП РФ. Все они рассмотрены вВ судебном порядке сВ назначением административных наказаний.

Администрирование сумм выявленных нарушений, подлежащих восстановлению наВ счете медицинского учреждения поВ учету средств ОМС либо подлежащих возврату вВ бюджет ТФОМС, аВ также штрафных санкций, назначенных судом, осуществлялось Счетной палатой воВ взаимодействии сВ ТФОМС (путем направления запросов).

Системные нарушения

Среди выявленных Счетной палатой нарушений были иВ такие, которые можно назвать системными. Это нарушения Федерального закона №В 44‑ФЗ при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) медицинскими учреждениями, ответственность заВ которые предусмотрена КоАП РФ. ВВ частности, проверяющие неоднократно устанавливают приобретение медицинскими учреждениями мягкого инвентаря заВ счет средств ОМС без проведения конкурентных способов закупки, путем выведения вВ малые закупки уВ единственного поставщика (доВ 100 тысяч рублей), что приводит кВ удорожанию поставляемой продукции, вВ том числе иВ заВ счет транспортных расходов поставщиков. АВ также приобретение отдельных видов продукции поВ завышенным ценам иВ поВ ценам, превышающим средние потребительские цены, сложившиеся вВ регионе. Неэффективные расходы при таких закупках только вВ одном изВ медицинских учреждений составили 443 тысячи рублей.

Вывод

ПоВ всем выявляемым нарушениям Счетная палата принимает меры вВ отношении объектов проверок вВ рамках законодательно установленных полномочий. Информация оВ выявляемых нарушениях иВ предложения поВ совершенствованию нормативной правовой базы направляются вВ Правительство, Министерство здравоохранения иВ ТФОМС Мурманской области. Однако особенности финансирования медицинских учреждений, входящих вВ систему обязательного медицинского страхования, иВ исполнение ими расходов требуют дальнейшего совершенствования иВ правовой базы, регулирующей правомерность использования средств бюджета ТФОМС, иВ методических подходов кВ осуществлению соответствующих мероприятий внешнего финансового контроля.

Нормы закона

ВВ перечень основных полномочий контрольно-счетных органов субъектовВ РФ, предусмотренных Бюджетным кодексом иВ Федеральным законом отВ 7В февраля 2011 года №В 

6-ФЗ

«ОбВ общих принципах организации иВ деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации иВ муниципальных образований» (далееВ — Федеральный закон №В 

6-ФЗ),

входят экспертиза проектов законов оВ бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда, организация иВ осуществление контроля заВ законностью, результативностью (эффективностью иВ экономностью) использования средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, контроль заВ исполнением бюджета территориального государственного внебюджетного фонда иВ внешняя проверка годового отчета обВ исполнении бюджета.

Региональным законом «ОВ Контрольно-счетной палате Мурманской области» указанные выше полномочия реализуются вВ отношении средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области (далееВ — ТФОМС).

внимание

Случаи перераспределения финансовых средств между группами затрат отмечались поВ результатам всех проверок Счетной палаты, проведенных вВ медицинских учреждениях.

Классификатор требует доработки

Учитывая решение президиума иВ Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФВ (протокол заседания отВ 17В декабря 2014 года №В 

2-СКСО),

аВ также вВ целях единого подхода кВ осуществлению внешнего государственного контроля, сВ 1В января 2015 года должностные лица Счетной палаты применяют Классификатор нарушений. ВВ ходе практической работы было выявлено, что вВ нем недостаточно положений, связанных сВ классификацией нарушений при расходовании средств бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (они содержатся только вВ пунктах 1.2.67–1.2.76 классификатора). Было принято решение оВ необходимости его совершенствования. ИВ вВ феврале 2018 года Счетная палата направила вВ комиссию Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФВ поВ вопросам методологии предложение оВ дополнении пунктов

1.2.67–1.2.76

параграфом «Нарушения положений тарифных соглашений, заключенных вВ соответствии сВ пунктом 2В статьи 30В Федерального закона отВ 29В ноября 2010 года №В 326‑ФЗ» (сВ указанием вВ графе «Правовые основания» пункта 2В статьиВ 20, статьи 36В Федерального закона отВ 29В ноября 2010 года №В 326‑ФЗ «ОбВ обязательном медицинском страховании вВ РФ»).

средства Потраченные наВ военных своевременно неВ восстанавливаются

ВВ ходе проверок Счетной палатой было установлено, что вВ медицинских учреждениях, входящих вВ систему ОМС, оказывалась медицинская помощь военнослужащим, расходы заВ которую возмещались федеральными органами исполнительной власти заВ счет средств федерального бюджета. Вместе сВ тем средства ОМС, направленные наВ лечение указанной категории, наВ счете учреждения поВ учету средств ОМС своевременно неВ восстанавливались. ВВ одном изВ медицинских учреждений эта сумма составила 610,8 тысячи рублей. После проверки Счетной палаты вся она вВ полном объеме восстановлена учреждением наВ счет поВ учету средств ОМС.

Система ОМС создана для обеспечения граждан РФ бесплатным медицинским обслуживанием.

Страховщики, уполномоченные осуществлять страхование в данной сфере, получают деньги из ФОМС в тех объёмах, что предусмотрены федеральной или региональной программой. Расходование этих средств строго контролируется.

Содержание

Как образуются финансовые средства ОМС?

Для реализации прав граждан РФ на получение медицинской помощи на бесплатной основе созданы федеральный и территориальные фонды ОМС.

Порядок формирования бюджета и его распределения закреплён в ФЗ № 326 от 29.11.2010 года.

Застрахованный гражданин может рассчитывать на следующую медицинскую помощь:

  • высокотехнологическую;
  • специализированную;
  • скорую;
  • неотложную.

Стоит отметить, что регионы могут расширить перечень бесплатных услуг.

Медицинская помощь в рамках территориальной или федеральной программы оказывается за счёт средств ОМС. Они формируются при поступлении страховых взносов в ФОМС, с помощью бюджета регионов и федерального фонда, начисленных штрафов и пени, недоимок по налоговым платежам.

Обязанность оплачивать сборы на медицину имеется у всего работающего населения страны.

Работодатели вносят обязательные платежи за каждого сотрудника, с которым подписан трудовой либо гражданско-правовой договор, а лица, занятые частной практикой, ИП и самозанятые граждане переводят соответствующий сбор за себя.

Величина страхового взноса зависит от статуса плательщика. В большинстве случаев ставка составляет 5,1% от получаемого дохода. Работодатели платят соответствующий сбор за сотрудников ежемесячно, формируя платёжное поручение с корректным КБК. ИП и самозанятые граждане вносят фиксированный платёж, размер которого в 2019 году составляет 6 884 рубля.

При этом некоторые категории плательщиков вправе рассчитывать на льготы. В таком случае ставка может быть понижена до 0%.

Согласно статистике ФФОМС в 2018 году на одного застрахованного гражданина поступило страховых сборов на сумму 12 722 рубля, что на 9,3% больше по сравнению с предыдущим годом. Доход бюджетов территориальных фондов был сформирован в размере 2067,6 млрд. рублей.

Советуем материал: Что такое лист ожидания ЭКО по ОМС?

Принципы расходования средств ОМС

Деньги, выделяемые фондом в пользу страховых компаний, должны использоваться исключительно по целевому назначению.

Нарушение законодательства может быть обнаружено в ходе проверки, проводимой ТФОМС или федеральным фондом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 ФЗ № 326 целевым расходованием средств ОМС признаётся:

  • выплата зарплаты сотрудникам, имеющим специальный сертификат специалиста;
  • покупка мягкого инвентаря, химикатов, реактивов, расходных материалов, лекарств, продуктов питания и других запасов, предназначенных для застрахованных пациентов;
  • оплата коммунальных и транспортных услуг;
  • проведение инструментальных или лабораторных исследований в иных учреждениях, если отсутствует необходимое оборудование;
  • оплата услуг связи;
  • покупка оборудования, инвентаря хозяйственного или производственного назначения, стоимость которого не превышает 100 000 рублей;
  • организация питания (при его отсутствии в учреждении);
  • реализация социального обеспечения медицинского персонала;
  • оплата работ по содержанию имущества, необходимого для эксплуатации медучреждением, и арендной платы за его пользование;
  • оплата программного обеспечения и сопутствующих услуг.

Некоторые категории застрахованных граждан могут рассчитывать на бесплатную выдачу медикаментов. Речь идёт о лицах, у которых было выявлено серьёзное заболевание, создающее опасность для жизни. Государство и региональные власти гарантируют предоставление лекарств, включённых в список жизненно необходимых.

Для уточнения диагноза и оказания медицинской помощи пациенту клиника осуществляет лабораторные анализы и исследования.

Застрахованные граждане не оплачивают деньги за услуги, предоставляемые в рамках полиса, потому как средства выделяются из бюджета.

Чтобы гарантировать целевое распределение средств ОМС медицинскими организациями, региональные ФОМС разрабатывают проект бюджета на один год. Тарифы формируются в специальном тарифном соглашении, к которому периодически могут выноситься дополнения.

Нецелевые траты за счёт средств ОМС и их виды

Целевое использование бюджета проверяется территориальным ФОМС.

В случае обнаружения нарушения медицинское учреждение должно уведомить об этом фонд и принять меры по исправлению ситуации. В противном случае будут применены штрафные санкции.

Средства ОМС предназначены только для реализации системы обязательного медицинского страхования. С их помощью нельзя оплатить услуги, не входящие в рамки федеральной или территориальной программы. В противном случае речь идёт о нецелевом использовании бюджета.

Ниже перечислены некоторые виды нарушений, совершаемых медицинскими учреждениями.

Полезный материал: Страхование от несчастных случаев и болезней.

Премирование медработников из фонда ОМС

Тариф на оплату медпомощи в рамках страхования включает в себя затраты на выплату зарплаты сотрудникам медицинских учреждений, а также начислений на оплату труда (речь идёт о страховых взносах в различные фонды).

При этом денежные поощрения, предоставляемые в пользу персонала, не могут осуществляться за счёт средств ОМС.

Таким образом, к нецелевому распределению бюджета ФОМС можно отнести премирование медработников, предоставление надбавок за трудовой стаж или выслугу лет, выплат при увольнении работника либо за переработку (в выходные/праздничные дни, сверх нормы в рабочее время по графику).

Оказанием медицинских услуг может заниматься исключительно специалист, имеющий соответствующее образование. Выплата зарплаты лицу без специального сертификата из средств ОМС недопустима.

Региональные фонды могут регулировать порядок использования бюджета. Чтобы ознакомиться с правилами его распределения, обратитесь в ТФОМС или посетите его официальный сайт.

Превышение лимита на покупку медтехники

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 ФЗ № 326 медицинское учреждение может приобрести инвентарь и специальное оборудование хозяйственного либо производственного назначения за средства ОМС, если стоимость каждого объекта составляет менее 100 000 рублей.

Если установленный законом лимит был превышен, учреждение будет вынуждено вернуть потраченные деньги в бюджет и оплатить штраф, назначенный фондом.

Траты на съём и ремонт жилья для сотрудников и обязательные отчисления

Средства фонда могут быть потрачены на содержание объектов недвижимости, закреплённых за лечебным учреждением и эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи.

Речь идёт не только об оплате услуг по содержанию имущества, но и расходах на аренду.

При этом учреждение не может потратить ресурсы ОМС на съём жилья для своего персонала, а также на осуществление ремонта в помещении и оплату обязательных отчислений (налога на имущество, сбора на капитальный ремонт). Данные расходы относятся к нецелевому распределению бюджета.

Кроме этого, нельзя использовать ресурсы фонда для осуществления капитального ремонта медучреждения. С этой целью стоит отдельно запросить деньги из государственного бюджета.

Оплата других непредусмотренных тарифом нужд

Среди иных нарушений можно выделить:

  • оплату неустойки по долгу, имеющемуся у больницы;
  • некорректное распределение финансирования накладных и общехозяйственных расходов;
  • осуществление ремонта имущества, не состоящего на балансе медучреждения;
  • произведение доплат за совмещение должностей;
  • проведение анализов и исследований, а также оплату лекарственных средств для незастрахованных лиц или граждан, проходящих лечение на платной основе;
  • оплату тренинга по психокоррекции для сотрудников.

Чтобы убедиться, что вы корректно используете ресурсы фонда, ознакомьтесь с правилами их реализации на официальном сайте или в территориальном отделении.

Выявление нецелевого расходования средств ОМС

Как указывалось выше, проверка целей использования бюджета осуществляется территориальным фондом.

При обнаружении любого нарушения к учреждению применяются штрафные санкции. Если сотрудники самостоятельно выявили нецелевое расходование, им стоит письменно уведомить об этом ФОМС.

Интересная статья: Страхование жизни и здоровья в «ВТБ Страхование».

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

При выявлении нарушения медицинское учреждение обязуется вернуть всю сумму, потраченную с несоблюдением положений ФЗ № 326.

Кроме этого, потребуется заплатить штраф величиной 10% от нецелевой суммы и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждые сутки неисполнения обязательства.

Штрафные санкции регулируются пунктом 9 статьи 39 ФЗ. При выявлении нарушения фонд составляет соответствующий акт, в котором указывает сведения о нецелевом применении бюджета, размер долга, сроки для возвращения денег.

Медучреждение должно вернуть обозначенную сумму в течение десяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

При отказе от возвращения денег фонд вправе обратиться в судебную инстанцию, чтобы взыскать средства в принудительном порядке.

  • Медицина
  • 8 октября — Международный день подиатрии (IPD)
Подробности
Автор: Медицинский обозреватель Ирина Власова
Опубликовано: 25 октября 2017

В рамках реформы системы здравоохранения главврачам ЛПУ была предоставлена определенная финансовая свобода в надежде, что руководители медорганизаций будут использовать ее для повышения качества медицинской помощи.

Но нередки случаи, когда имеющиеся на счетах бюджетных и автономных медорганизаций средства направляются на благоустройство территории, установку фонтанов и даже монументов, сообщения о чем стали недавно предметом бурного обсуждения в соцсетях. Некоторые главврачи отличаются тем, что «для экономии» закупают лекарственные средства с истекающим сроком годности. Экономят также на зарплатах сотрудников, направляя вырученные деньги на повышение квалификации. Оправданы ли подобные траты, или их можно считать нецелевым расходованием средств?

Нецелевые расходы в ЛПУ – явление известное и не всегда контролируемое в России в силу разных причин. Разумеется, медорганизация не может по своему усмотрению распоряжаться средствами ОМС и субсидиями. В то же время жесткого контроля за главврачами по статьям расходов уже нет.

«Отношение к таким расходам зависит от того, о каком виде собственности идет речь, – говорит независимый эксперт в области здравоохранения Максим Лакомкин, – государственные клиники в РФ могут быть автономными, казенными или бюджетными. Конечно, государственные деньги жестко регламентированы, и у них есть два потока финансовых средств – это субсидии или ресурсы на высокотехнологичную помощь, и это страховые средства по ОМС. Субсидии могут расходоваться только на медицинскую помощь. Если деньги переданы по ОМС, то они тоже направляются только на медицинскую помощь. Хотя федеральные документы процент и порядок отчислений теперь жестко не регулируют, контролируют расходы региональные ТФОМСы, и никто их тратить «на памятники» не будет. В таких случаях при нарушениях возможны денежные штрафы».

«В казенных учреждениях все денежные вопросы решает учредитель. А бюджетные и автономные часть заработанных денег, к примеру, на платных услугах, могут по согласованию с учредителем потратить, допустим, «на благоустройтво» и облагораживание территории ЛПУ, если ресурсы остались после покрытия других расходов. Каждый субъект РФ сам регламентирует такие случаи, – продолжает Максим Лакомкин. – И совершенно отдельно стоит вопрос спонсорства. К примеру, благодарный пациент решил таким образом помочь ЛПУ. Такое решение должно быть четко прописано в документах, и оно должно соблюдаться».

Эксперт в области здравоохранения, профессор, член Комитета гражданских инициатив Юрий Комаров подчеркивает, что если элементы благоустройства приобретаются за бюджетные деньги, за счет больницы, то принявших такое решение нужно судить за нецелевое использование выделенных для медорганизации средств, а если за счет спонсоров, то это другой вопрос.

Вопрос нелечебный

«Само представление о непрофильных расходах не научное, а исходит из представления о том, что соответствует задачам организации, – размышляет профессор ВШЭ, д.м.н. Васили Власов. – Возможности «непрофильных» расходов расширились по мере освобождения главврачей от контроля по статьям расходов и введением «одноканального» финансирования. Предполагалось, что они будут манипулировать средствами в интересах больных, но это состоялось лишь частично».

СМИ переполнены сообщениями о вопиющих случаях, когда в одном и том же ЛПУ зарплата главного врача учреждения превышает зарплату врача-специалиста чуть ли не в 50 раз, приближаясь к 900 тысячам. Почему же у главврачей развязаны руки для неправомерных финансовых решений?

«Контроль может быть эффективным, только если он внешний, – говорит профессор Василий Власов. – Региональные управления здравоохранения – основные владельцы/начальники больниц и поликлиник сегодня – сами могут быть источником стимулов к затратам не в интересах здоровья граждан. Если бы последовательно была реализована идея наблюдательных советов при медицинских организациях, то они могли бы выполнять эту роль, но сегодня наблюдательный совет, если где и есть, то выполняет только функцию маскировки. В мире все менеджеры медицинских организаций в той или иной мере могут и пытаются манипулировать получаемыми средствами. Но совокупность низких доходов в организациях здравоохранения с почти бесконтрольной властью руководителя организации над расходами – уникальное сочетание в России, я так думаю».

Остап Бендер от медицины

Как же обнаружить нецелевые расходы, которые очень часто прикрывают обыкновенные мошенничества? Следователи считают, что наиболее эффективными средствами обнаружения нецелевых расходов являются внутренний аудит, фиксирование подозрительных финансовых операций, неофициальные источники внутри больницы, и просто случайное обнаружение. Среди причин злоупотреблений выделяют: недобросовестность сотрудников, низкий уровень внутреннего контроля или его полное отсутствие, особенно по отношению к высшему руководству ЛПУ.

Способом обнаружения нецелевых расходов может стать горячая линия или онлайн-канал. Может также привлекаться внешний консультант. Финансовое расследование обычно проводится для проверки эффективности использования активов, правильности расходования средств, правильности проведения тендеров и закупок.

Как правило, причинами для привлечения внешнего консультанта могут стать необоснованное снижение прибыли, анонимное сообщение или подозрение, что в расходах организации «что-то идет не так».

В заключение стоит отметить, что нецелевое использование средств, как и случаи злоупотребления должностными полномочиями, полностью искоренить практически нереально, но риск их появления не только можно, но и вполне возможно минимизировать.

Социальные кнопки для Joomla Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Еще материалы…

13.10.2011691

Как вернуть стройность с помощью подушки?

Многим из нас длительный карантин дался нелегко. Не у всех была возможность выходить из… 08.10.209651

8 октября — Международный день подиатрии (IPD)

Пандемия СOVID-19 в 2020 году оказала сильное влияние на образ жизни людей по всему миру.… 12.05.2017904

В Калужской области будет построен завод по производству биодобавок и фармсубстанций

Компания «ФармОушен» представила проект строительства предприятия по производству… 12.05.2017428

Astellas купила компанию Nanna

Компания Astellas Pharma Inc. приобрела биотехнологическую компанию Nanna Therapeutics… 12.05.2017581

Интерпол раскрыл мошенническую операцию, по продаже медицинских масок

Финансовые ведомства Германии, Ирландии и Нидерландов, провели операцию, координируемую…

Архив номеров

архив

Следует ли перенести из-за распространения COVID-19 введение обязательной маркировки лекарств с 1 июля на более поздний срок?

Первый голос:
Последний голос:

Российская Федерация предоставляет возможность для каждого своего гражданина получить гарантированную медицинскую помощь совершенно бесплатно. Финансирование на данное мероприятие выделяется из фондов медицинского страхования. Законодательство определяет порядок расходования государственных средств, а также меры наказания за их неграмотное распределение.

Понятие ОМС

Обязательное медицинское страхование – социальная программа государства, направленная на предоставление гражданам бесплатной врачебной и лекарственной помощи. Согласно ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», удовлетворение потребностей граждан в медицинской поддержке должно происходить за счет страховых отчислений.

Каждый гражданин РФ имеет право получить медицинскую помощь бесплатно. Это осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ.

Базовая программа – это список основных услуг, которые может получить гражданин бесплатно.

В Территориальную программу также могут добавить дополнительные услуги, что напрямую зависит от уровня развития региона, где данная программа осуществляется. Список услуг Территориальной программы может быть больше, чем Базовой, но никак не меньше.

Получить медицинское или лекарственное обеспечение бесплатно вы сможете только в тех государственных учреждениях, которые уже состоят в реестре Территориальных фондов ОМС.

Как формируется финансовый фонд ОМС?

Средства в ОМС поступают из нескольких источников:

  1. Налоговые отчисления предприятий.
  2. Государственные взносы на медицинское страхование граждан без заработка.
  3. Денежные средства, предоставляемые добровольно юридическими и физическими лицами.
  4. Суммы из федерального бюджета на реализацию Территориальной программы.
  5. Пени и штрафы граждан.
  6. Другие законные источники.

Как расходуются?

Согласно ст. 35 ФЗ № 326, средства ОМС расходуются по следующим статьям:

  • денежные средства, реализуемые на медицинские и лекарственные нужды населения;
  • затраты на содержание медицинских учреждений, снабжение их качественной техникой и медикаментами.

Для оказания качественной медицинской помощи необходимо оплатить следующее:

  • заработная плата медицинским сотрудникам, которые оказывают помощь пациенту;
  • покупка и обновление медицинских препаратов и средств;
  • компенсирование амортизации техники, которая была использована.

Более того, государство предоставляет средства на следующие запросы населения:

  • обеспечение граждан с тяжелыми заболеваниями, при которых необходимы определенные лекарства, нужными медикаментами.
  • выдача лекарственных препаратов людям на амбулаторном лечении.

Государство предоставляет большие суммы и на развитие науки. Более того, оно выделяет деньги на проведение медицинских опытов и исследований. Таким образом, оно вкладывается в здоровье своей нации сейчас и в дальнейшем будущем.

Облагораживание территории медицинских учреждений тоже входит в перечень расходов государства. Этим должна заниматься Территориальная программа конкретного региона.

Нецелевые траты: что это такое?

Денежные ресурсы ОМС не до конца покрывают возможные и реальные расходы медицинских учреждений.

Если государственные деньги, которые изначально были назначены на ОМС, были потрачены на нечто иное, то нарушителя ждет административная ответственность.

Известно, что нецелевая растрата государственных средств сегодня не является большой редкостью.

Выход за черту лимита расходов на приобретение медицинской техники

Государство устанавливает фиксированную сумму на оборудование, которую ни в коем случае нельзя превышать. Согласно ФЗ № 326, максимальной суммой, которую можно потратить, является 100 тысяч рублей.

Пример из практики

По Территориальной программе больница получила определенные средства на развитие и обновление. Руководство приобрело медицинскую технику за 150 тысяч рублей. Сотрудники больницы утверждали, что данная трата пошла только на пользу учреждению и не являлась нецелевой, но суд был непоколебим. Больнице пришлось выплатить 150 тысяч государству, а также еще 15 тысяч в качестве штрафа.

Выплата премий сотрудникам из фонда ОМС

Работодателю запрещено выплачивать любые поощрительные суммы своим сотрудникам из денег, полученных по программам ОМС. К таким выплатам относят:

  • компенсация за сверхурочные часы и работу по выходным и праздникам;
  • доплата за долгий трудовой стаж;
  • премия, аванс и прочие выплаты-поощрения.

Местные власти каждого отдельного региона самостоятельно решают, каким образом можно расходовать средства по ОМС. Трудовой кодекс РФ утверждает, что, согласно Территориальной программе, трудовая деятельность может быть оплачена за счет отчисления из фонда ОМС.

Обязательные отчисления и проживание сотрудников

Удовлетворять сотрудников в обеспечении их материальными благами, за счет фонда ОМС, категорически запрещено. Нельзя оплачивать за работника аренду, а также закрывать взносы лица в государственный бюджет.

Ремонтирование домов медицинского персонала тоже не входит в статью расходов ОМС. А вот для того, чтобы сделать наконец-то капитальный ремонт самого медицинского учреждения, активистам придется обратиться к государственному бюджету напрямую.

Оплата дополнительных запросов

В качестве дополнительных нецелевых трат выделяют:

  • закрытие штрафов и пени;
  • покупка мебели;
  • оплата билетов;
  • затраты на питание сотрудников;
  • денежные средства, расходуемые на интернет и телефонные разговоры, если того требует должность сотрудника.

Выплаты за вредные условия труда без предварительной аттестации

Согласно ст. 147 ТК РФ, сотрудники имеют право получать повышенную заработную плату при неблагоприятных условиях труда.

Сумму повышения заработной платы устанавливает сам работодатель, принимая во внимание мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Согласно положению об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения от 29.10.2008 № 416, доплата, без факта проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест, не может быть связана с обеспечением бесплатной медицинской помощи по ОМС, а значит и оплачивать за счет государственных средств ее нельзя.

Какие санкции назначаются за нецелевое использование?

Обычно ТФОМС проверяет расходование средств в регионах. Они делают это осторожно и соблюдая все законы.

Если нарушений особо нет, даже после крупной проверки, то все в порядке. Если же иначе, то руководитель должен быть предупрежден с помощью служебной записки. Если само представительство ТОФМС заметило нарушение, составляется акт со следующими данными:

  • сумма нецелевых затрат;
  • информация о том, куда «ушли» государственные деньги;
  • требования о возврате государственных средств обратно в бюджет ОМС;
  • размер штрафа.

Согласно ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326, размер штрафа составляет 10% от суммы, которая была затрачена. Если средства были потрачены крайне «варварским» способом, и об этом узнали в ТФОМС, на учреждение подается судебное заявление, и начинается расследование. Исход обычно определяется в пользу государства.

Заключение

Фонд ОМС – это единственный источник денежных средств, которые отчисляются на здравоохранение граждан РФ. Деньги, появляющиеся здесь с помощью территориальных отчислений, снабжают граждан лекарственными препаратами, врачебной помощью и обеспечивают качественное медицинское обслуживание пациентов.

К сожалению, государственный бюджет не может покрыть все потребности медицинского учреждения. Клиника несет административную ответственность в случае, если средства ОМС были израсходованы нецелевым образом. Самые неприятные случаи растраты государственных денег заканчиваются судебным разбирательством.

Если вы все еще не разобрались, или нуждаетесь в помощи специалиста, запишитесь на бесплатное консультирование к нашему юристу через чат. Он быстро и гарантировано поможет вам справиться с неприятностями. Или звоните по бесплатному номеру: 8 800 350-84-13 доб. 723.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий