Абандон В Страховании значение и определение слова, что такое Абандон В Страховании? :: DocList.Ru

Абандон в значении «покинутый объект»

Что за слово такое – абандон? Почему некоторые люди его используют в значении «покинутый объект»?Хозяйственная постройка По стенам развешано много чего

Ведь, как говорит та же самая Википедия «абандон (фр. abandon — отказ) — право страхователя заявить об отказе от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика и получить полное страховое возмещение». В морском праве (Франции, России и других государств) абандон означает отказ грузо- или судовладельца от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика при обязательстве последнего уплатить полную страховую сумму.

Однако, как мы знаем, у одного слова может быть несколько значений. С абандоном – та же ситуация.

Английское слово abandon переводится как: «покидать, оставлять, самовольно уходить (с поста и т. п.), отказываться (от собственности, от права и т. п.), оставлять, закрывать, консервировать (предприятие и т. п.)…

Пример: to abandon smb. – бросить кого-либо; to abandon the sinking ship – покинуть тонущий корабль…

В русском языке можно использовать слово «заброс», «покинутый объект» и т.п. Однако, у нас любят кальки с английского, поэтому в дополнение к этому, у нас появилось еще и слово «абандон». И его также используют в значении «оставленный людьми объект».

Это слово часто используется в названии сайтов и сообществ, посвященных заброшенным объектам. Или, например, наберите в гугл.картинках запрос «abandoned» и вы увидите множество фотографий заброшенных объектов.

Конечно, можно отказаться от этой кальки с английского, но если нужно одно ёмкое слово, означающее заброс, или для текста необходимы синонимы, то слово абандон вполне можно использовать в этом значении.

Добавить комментарий

Найдено 5 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

–> Абандон

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

–> АБАНДОН (от франц. abandon – отказ) – право страхователя заявить об отказе от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика (как правило, в случае пропажи, гибели имущества или нецелесообразности восстановления, или ремонта судна) и получить полную страховую сумму. Заявление об абандоне должно быть сделано в течение 6 месяцев с момента возникновения оснований, может быть сделано в одностороннем порядке условным и не нуждается в подтверждении страховщика. В силу абандона к страховщику переходят все права на застрахованное имущество.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

–> АБАНДОН

Источник: Большой юридический словарь

–>АБАНДОН

Источник: Энциклопедия юриста

–>АБАНДОН

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Показать еще…

20. Абандон

Термин «абандон» законодательно закреплен только в морском страховании, в ст. 278 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).

В соответствии с этой статьей абандон определяется как отказ страхователя или выгодоприобретателя от своих прав на застрахованное имущество (судно или груз) в пользу страховщика.

Если имущество застраховано от гибели, то страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в следующих случаях:

1) пропажа судна без вести;

2) уничтожение судна и (или) груза (полная фактическая гибель);

3) экономическая нецелесообразность восстановления или ремонта судна (полная конструктивная гибель судна);

4) экономическая нецелесообразность устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;

5) захват судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более шести месяцев.

В указанных случаях к страховщику переходят все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости и права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.

Соглашение сторон, противоречащее правилам, установленным указанной статьей, ничтожно.

Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение 6 месяцев с момента окончания срока или наступления указанных выше обстоятельств. Кроме того, данное заявление должно быть безусловным и не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно.

Шестимесячный срок является для абандона пресекательным, с истечением его страховщик теряет вышеизложенные права, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 279 КТМ РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

–>

Термин “абандон” получил свое законодательно закрепление только в морском страховании, а именно в ст. 278 КТМ РФ, согласно которой абандон определяется как отказ страхователя или выгодоприобретателя от своих прав на застрахованное имущество (судно или груз) в пользу страховщика. Если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в следующих случаях:

– пропажа судна без вести;

– уничтожение судна и (или) груза (полная фактическая гибель);

– экономическая нецелесообразность восстановления или ремонта судна (полная конструктивная гибель судна);

– экономическая нецелесообразность устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;

– захват судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более шести месяцев.

В указанных случаях к страховщику переходят все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости и права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.

Соглашение сторон, противоречащее правилам, установленным указанной статьей, ничтожно.

При этом заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления указанных выше обстоятельств. Кроме того, данное заявление должно быть безусловным и не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно. Шестимесячный срок является для абандона пресекательным, с истечением его страховщик теряет вышеизложенные права, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 279 КТМ РФ.

Следует отметить, что помимо морского страхования абандон широко применяется в других видах имущественного страхования. Несмотря на то, что страховое законодательство не предусматривает специальные нормы для применения абандона в других видах страхования, тем не менее ст. 6 ГК РФ позволяет вышеуказанные нормы КТМ РФ об абандоне вполне успешно применять по аналогии.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 Закона о страховом деле в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы. Данное правило можно рассматривать как своего рода абандон, согласно которому к страховщику могут перейти права на утраченное или погибшее имущество. В принципе, такие права необходимы страховщику на случай, если утраченное имущество будет найдено, например, в случае обнаружения угнанного автомобиля или пропавшего воздушного судна и т.д.

Процедура и порядок оформления условий об абандоне при осуществлении страховой выплаты по договорам имущественного страхования должны предусматриваться соглашением сторон по аналогии с морским страхованием. В сложившейся по данному вопросу страховой практике отношения по абандону в основном оформляются специальным соглашением о переходе прав на утраченное или погибшее имущество к страховщику после выплаты страхового возмещения. Фактически здесь происходит формальная продажа утраченного или погибшего имущества страхователя (выгодоприобретателя) страховщику.

Условиями соглашения об абандоне могут быть предусмотрены и другие последствия обнаружения утраченного имущества, в частности, возврат страхователю или выгодоприобретателю найденного утраченного имущества с условием встречного возврата страхователем страховщику ранее полученной страховой суммы.

В свое время А. Вицын, исследуя правовой режим абандона в морском страховании, полагал, что меру вознаграждения при абандоне составляет полная страховая сумма в виде выручки от продажи товара, которая идет в пользу страховщика. В морском страховании эта мера вознаграждения определяется по началу, принимаемому к абандону. Но это начало последовательно может быть применено только к продаже имущества вследствие его порчи, так как только при этом продажу товара прежде прибытия его к месту назначения можно уравнять с его гибелью – она и наступила бы, не будь имущество продано.

Однако применение того же начала, рассуждает далее А. Вицын, к другим случаям оказывается несправедливым, потому что лишает хозяина товара выгоды, какую он мог бы иметь от него, или, напротив, налагает на страховщика последствия невыгодного состояния рынка. Например, товар продается для починки корабля: если за него выручена цена, назначенная в полисе, то страховщик, собственно, ничего не платит страхователю, как бы несчастья и не было, а если от невыгодных условий рынка за товар выручается только половина цены, то страховщик платит страхователю половину страховой суммы. Само собой разумеется, что если продается часть товара, то и мера вознаграждения определяется только по отношению к этой части *(340).

В своих рассуждениях об абандоне А. Вицын указывал на некоторую несоразмерность и даже несправедливость в отношении страхователя при передаче прав на имущество страховщику. Однако автор не учитывал другое обстоятельство, связанное с тем, что товар или груз будет найден и возвращен страхователю наряду с полученной суммой страхового возмещения. В этом случае происходит обогащение страхователя за счет других страхователей, так как у него остаются и товар (груз), и деньги (страховое возмещение). Поэтому передача страховщику прав на найденное застрахованное имущество, по которому страховщик сполна выплатил его хозяину страховое возмещение, осуществляется по справедливости и на вполне законных основаниях.



Термин “абандон” в настоящее время имеет легальное закрепление только в ст. 278 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, исходя из которой можно сделать вывод, что абандон – это отказ страхователя или выгодоприобретателя от своих прав на застрахованное имущество (судно или груз). Отношения, подобные морскому абандону, возникающие в иных видах имущественного страхования, условно принято определять как “неморской абандон”. В современной страховой практике данные отношения весьма распространены, поскольку сам его общий механизм (переход прав на застрахованное имущество после выплаты страхового возмещения в полном объеме) весьма интересен страховщикам как один из способов оптимизации своей финансовой сферы.

В Законе Российской Федерации от 27.11.92 г. N 4015-1 (в ред. от 20.07.04 г.) “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и в главе 48 ГК РФ отсутствует норма регулирования отношений по абандону при имущественном страховании, этот существенный законодательный пробел устраняется разными способами каждым страховщиком самостоятельно. В большинстве случаев страховщики избегают прямого упоминания термина “абандон”, заменяя его соглашением об отказе на право собственности.

По нашему мнению, возможны два варианта отражения в бухгалтерском учете данной ситуации: путем постановки на баланс транспортного средства (далее – ТС) или отдельных частей по оценочной стоимости, перерегистрации в ГАИ с последующей реализацией ТС; путем переуступки требования прав другому лицу без постановки на баланс ТС.

Рассмотрим подробнее каждую из этих ситуаций.

Первая ситуация. Страховая компания выплатила страхователю страховое возмещение в размере полной страховой суммы за вычетом суммы франшизы и суммы износа ТС. При этом заключено дополнительное соглашение о переходе права собственности на застрахованное ТС от страхователя к страховой компании и об обязанности страхователя снять ТС с учета в ГИБДД (последнее – в интересах страховой компании). Распространен вариант, когда бывший владелец ТС выдает страховой компании или ее представителю доверенность на право ведения дел по переоформлению и продаже ТС.

Отметим, что снять с учета ТС теперь можно после заключения договора о прекращении права собственности на ТС, так как определением Верховного суда Российской Федерации от 2.12.03 г. N КАСОЗ-563 признан недействующим абзац 2 п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации” в части, обязывающей собственников или владельцев ТС снимать их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на ТС. Однако на практике осуществление процедуры снятия с учета ТС и оформление регистрации на нового собственника в ГИБДД на основании безвозмездного договора о перемене собственника на ТС проблематичны. Для ГИБДД данный вопрос достаточно новый, не изучен, поэтому ГИБДД настаивает на процедуре снятия с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на ТС.

При выборе варианта постановки ТС на баланс страховой компании на счет 01 “Основные средства” или на счет 08 “Вложения во внеоборотные активы” необходимо исходить из наличия у страховых компаний собственного обслуживающего автохозяйства, так как при нахождении в учете на балансе страховой компании 10 и более автомашин необходимо наличие зарегистрированного собственного обслуживающего автохозяйства.

Кроме того, сальдо по счету 01 на конец отчетного периода подпадает под обложение налогом на имущество, а по счету 08 – нет. И если перед страховой компанией не стоит цель дальнейшей эксплуатации данного ТС, то вариант учета операций с применением счета 08 предпочтителен. В приведенном примере предлагаются операции именно по данному варианту. В случае проведения операций с отдельными частями ТС предлагается вариант учета с использованием счета 10 “Материальные ценности”.

Итак, при передаче ТС или отдельных частей страховой компании и постановке на баланс в бухгалтерском учете правомерны следующие записи:

Дебет 08 (10), Кредит 98 – оприходованы ТС или отдельные части в сумме экспертной оценки в момент подписания соглашения о переходе права собственности на застрахованное ТС от страхователя к страховой компании,

Дебет 08 (10), Кредит 60 (76) – отражены услуги сторонних организаций по ремонту и подготовке ТС или отдельных частей к реализации,

Дебет 60 (76), Кредит 51 (50) – произведена оплата страховой компанией услуг сторонних организаций,

Дебет 91-2, Кредит 08 (10) – списана стоимость ТС или отдельных частей при их реализации,

Дебет 98, Кредит 91-1 – признан доход в сумме экспертной оценки ТС или отдельных частей,

Дебет 51 (50), Кредит 91-1 – отражено получение денежных средств от покупателя,

Дебет 91-2, Кредит 68 – начислен НДС к уплате в бюджет,

Дебет 91-9, Кредит 99 – определен финансовый результат от реализации ТС или отдельных частей.

Таким образом, отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с переходом права собственности на ТС или на отдельные его части и последующей их реализацией, включает: экспертную оценку ТС или отдельных его частей; отражение в учете операций по оприходованию остатков ТС или отдельных его частей; отражение операций по ремонту и восстановлению остатков ТС или отдельных его частей; отражение операций по реализации остатков ТС или отдельных его частей; начисление налогов по результатам реализации остатков ТС или отдельных его частей.

Возможно и выполнение функций налогового агента при налогообложении дохода страхователя в соответствии со ст. 213 НК РФ в случае превышения выплаченного страхового возмещения над суммой стоимости ремонтно-восстановительных работ по ТС в оценке экспертов и оплаченного страхового взноса.

Вторая ситуация. Страховая компания пользуется услугами цессионария посредством заключения договора цессии. В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). При этом не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Страховая компания переуступает право требования к должнику другому лицу на возмездной основе. Предварительно же страховая компания заключает дополнительное соглашение со страхователем о переходе к страховой компании права собственности на застрахованное ТС или на отдельные его части. Страхователь при этом становится должником перед страховой компанией, так как по своей сути понятие “абандон” подразумевает, что страховая компания уже выполнила свои обязанности – произвела выплату страхового возмещения.

Уступка права (требования) новому кредитору отражается в бухгалтерском учете организации как продажа (выбытие) прочих активов. Поступления от продажи прочих активов признаются операционными доходами организации в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99 и принимаются к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности нового кредитора (пп. 6, 10.1 ПБУ 9/99). Величина дебиторской задолженности нового кредитора определяется исходя из цены, установленной договором об уступке требования. Для учета расчетов с покупателем права (требования) может использоваться счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

Операционные доходы отражаются по кредиту счета 91 “Прочие доходы и

В заключение заметим, что проведение мероприятий по операциям “неморской абандон” и отражение их в бухгалтерском и налоговом учете на практике достаточно сложны, так как эти операции в настоящее время не регламентированы. расходы”, субсчет 91-1 (“Прочие доходы”) в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов. При этом в дебет счета 91, субсчет 91-2 (“Прочие расходы”) списывается фактическая себестоимость проданного актива, в данном случае – сумма дебиторской задолженности страхователя в корреспонденции со счетом 77 “Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию”, субсчет “Расчеты со страхователем”.

Для целей налогового учета, применяя положения п. 2 ст. 279 НК РФ к рассматриваемой ситуации, при уступке права требования долга третьему лицу отрицательная разница, которая может возникнуть между доходом от реализации права требования долга и планируемым доходом в сумме оценочной стоимости реализуемого актива с учетом дополнительных расходов на ремонт, признается убытком по сделке уступки права требования и включается в состав внереализационных расходов. При этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке:

50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;

50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования.

Однако, учитывая безвозмездный характер получения страховой компанией ТС или отдельных его частей, данная сделка практически всегда будет прибыльной. Убыток в данной ситуации возможен при максимальных дополнительных расходах страховой компании на ремонт и восстановление ТС (отдельных частей) и низкой цене переуступки прав требования.

В бухгалтерском учете данные операции могут быть отражены следующим образом.

***

* Передача права требования, принадлежащего кредитору (цеденту), по существу, является одной из форм оплаты за реализуемые активы. Поэтому денежные средства, полученные цедентом по такой сделке, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий