Страхование железнодорожного транспортра Страхование ЖД транспорта

Содержание

Услуги для организаций » Страхование подвижного состава

Открытое акционерное общество «Страховое общество ЖАСО» (ОАО «ЖАСО») — один из крупнейших страховщиков на железнодорожном транспорте.

Объекты страхования – не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя (Выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием и распоряжением средством железнодорожного транспорта

На страхование принимаются следующие средства железнодорожного транспорта, находящиеся в технически исправном состоянии и зарегистрированные в установленном порядке: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.

От каких рисков можно застраховать:

  • «Крушение, авария»
  • «Огонь» (пожар, взрыв, удар молнии, применения мер пожаротушения)
  • «Стихийные бедствия и природные силы»
  • «Противоправные действия третьих лиц»
  • «Посторонние воздействия»
  • «Происшествия при погрузочно-разгрузочных работах»
  • «Невозврат средства железнодорожного транспорта.

По желанию Страхователя Договор страхования может быть заключен по совокупности перечисленных рисков или в любой их комбинации. Кроме того, договор страхования может быть заключен на условии «С ответственностью за все риски», в этом случае возмещается утрата (гибель) или повреждение застрахованного имущества по любым причинам, кроме специально исключенных Правилами страхования.

По особому соглашению сторон, имущество может быть застраховано на случай утраты (гибели) или повреждения в результате террористических актов и диверсий.

Страховая сумма устанавливается по согласованию сторон, но при этом она не должна превышать страховой (действительной) стоимости объекта страхования. При определении действительной стоимости средства железнодорожного транспорта могут быть использованы данные бухгалтерского учета, справочные данные об отпускных ценах заводов – изготовителей и/или рыночных ценах, экспертные заключения и другие документы, подтверждающие его стоимость.

Страховой тариф в каждом случае устанавливается индивидуально, в пределах залицензированных страховых тарифов с учетом факторов риска (объем страхового покрытия, характера объекта страхования, наличии и величины франшизы, истории убыточности, и т.п.).

Правила страхования подвижного состава железных дорог и страховые тарифыПравила страхования средств железнодорожного транспорта и страховые тарифыПравила страхования тягового подвижного состава и страховые тарифы

Проконсультироваться по всем вопросам Вы можете:в ближайшем подразделении открытого акционерного общества «Страховое общество ЖАСО»;по многоканальному телефону +7(495) 663-03-30;по горячей линии +7(800) 200-99-93 (круглосуточный бесплатный звонок из любого региона России).

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ Рейтинг: А

Страховая бизнес группа

Акционерное общество Страховая бизнес группа

Подробнее о компании Виды страхования

Липецкое страховое общество Шанс

Общество с ограниченной ответственностью Липецкое страховое общество Шанс

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

Росгосстрах

Публичное акционерное общество Страховая компания Росгосстрах

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: В++

Селекта

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Селекта

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: В+

РЕСПЕКТ

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания РЕСПЕКТ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Центральное Страховое Общество

Общество с ограниченной ответственностью Центральное Страховое Общество

Подробнее о компании Виды страхования

РОСИНКОР Резерв

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания РОСИНКОР Резерв

Подробнее о компании Виды страхования

Геворстрах

Акционерное общество Страховая компания Геворстрах

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

ЖАСО

Акционерное общество Страховое общество ЖАСО

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

Альянс

Открытое акционерное общество Страховая компания Альянс

Подробнее о компании Виды страхования

ЛЕКСГАРАНТ

Страховое акционерное общество ЛЕКСГАРАНТ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Гелиос

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Гелиос

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Ингвар

Акционерное общество Страховая компания Ингвар

Подробнее о компании Виды страхования

АМТ Страхование

Общество с ограниченной ответственностью АМТ Страхование

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

МСК

Акционерное общество Страховая группа МСК

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Инвестиции и финансы

Акционерное общество Страховая компания Инвестиции и финансы

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

ПАРИ

Акционерное общество Страховая компания ПАРИ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

Ингосстрах

Страховое публичное акционерное общество Ингосстрах

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Зетта Страхование

Общество с ограниченной ответственностью Зетта Страхование

Подробнее о компании Виды страхования

БЛАГОСОСТОЯНИЕ Общее Страхование

Акционерное общество Страховая компания БЛАГОСОСТОЯНИЕ Общее Страхование

Подробнее о компании Виды страхования

Страховое общество газовой промышленности

Акционерное общество Страховое общество Страховое общество газовой промышленности

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

РЕСО-Гарантия

Страховое публичное акционерное общество РЕСО-Гарантия

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Ренессанс Страхование

Общество с ограниченной ответственностью Группа Ренессанс Страхование

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Согласие

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Согласие

Подробнее о компании Виды страхования

Московская акционерная страховая компания

Закрытое акционерное общество Московская акционерная страховая компания

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

ГУТА-Страхование

Акционерное общество ГУТА-Страхование

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

ЭНЕРГОГАРАНТ

Публичное акционерное общество Страховая акционерная компания ЭНЕРГОГАРАНТ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

ТРАНСНЕФТЬ

Акционерное общество Страховая компания ТРАНСНЕФТЬ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

РЕГИОНГАРАНТ

Акционерное общество Страховая компания РЕГИОНГАРАНТ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

БАЛТ-страхование

Общество с ограниченной ответственностью БАЛТ-страхование

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

АльфаСтрахование

Открытое акционерное общество АльфаСтрахование

Подробнее о компании Виды страхования

Геополис

Общество с ограниченной ответственностью Страховое общество Геополис

Подробнее о компании Виды страхования

ИНВЕСТСТРАХ

Акционерное общество Акционерная страховая компания ИНВЕСТСТРАХ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Абсолют Страхование

Общество с ограниченной ответственностью Абсолют Страхование

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Мегарусс-Д

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Мегарусс-Д

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

РСХБ-Страхование

Закрытое акционерное общество Страховая компания РСХБ-Страхование

Подробнее о компании Виды страхования

АНДРОМЕДА

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания АНДРОМЕДА

Подробнее о компании Виды страхования

Боровицкое страховое общество

Акционерное общество Боровицкое страховое общество

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Опора

Акционерное общество Страховая компания Опора

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А

АРСЕНАЛЪ

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания АРСЕНАЛЪ

Подробнее о компании Виды страхования

Паритет-СК

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Паритет-СК

Подробнее о компании Виды страхования

ВНЕШЭКОНОМСТРАХ

Акционерное общество Страховая компания ВНЕШЭКОНОМСТРАХ

Подробнее о компании Виды страхования

ПОЛИС-ГАРАНТ

Акционерное общество Страховая компания ПОЛИС-ГАРАНТ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

ВТБ Страхование

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания ВТБ Страхование

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А

ПРОМИНСТРАХ

Общество с ограниченной ответственностью ПРОМИНСТРАХ

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Страховой центр СПУТНИК

Общество с ограниченной ответственностью Страховой центр СПУТНИК

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Экип

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Экип

Подробнее о компании Виды страхования

ВИТАЛ-Полис

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания ВИТАЛ-Полис

Подробнее о компании Виды страхования

Региональный Страховой Центр

Общество с ограниченной ответственностью Региональный Страховой Центр

Подробнее о компании Виды страхования

Белокаменная

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Белокаменная

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: С+

Независимость

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Независимость

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

ПРЕСТИЖ-ПОЛИС

Акционерное общество Страховая группа ПРЕСТИЖ-ПОЛИС

Подробнее о компании Виды страхования

Наша гарантия

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Наша гарантия

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А

СМП-Страхование

Общество с ограниченной ответственностью СМП-Страхование

Подробнее о компании Виды страхования

Железнодорожная страховая компания ЖАСКО

Публичное акционерное общество Железнодорожная страховая компания ЖАСКО

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

ЭРГО

Страховое акционерное общество ЭРГО

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Либерти Страхование

Акционерное общество Либерти Страхование

Подробнее о компании Виды страхования

Двадцать первый век

Закрытое акционерное общество Страховая компания Двадцать первый век

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

РОСЛЕС

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания РОСЛЕС

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Чулпан

Акционерное общество Страховая компания Чулпан

Подробнее о компании Виды страхования

ТАТАРСТАН

Открытое акционерное общество Национальная страховая компания ТАТАРСТАН

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Железнодорожный страховой фонд

Акционерное общество Страховая компания Железнодорожный страховой фонд

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А

Объединенная страховая компания

Акционерное общество Объединенная страховая компания

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Екатеринбург

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Екатеринбург

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А

ЮЖУРАЛЖАСО

Страховое акционерное общество ЮЖУРАЛЖАСО

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

Капитал Страхование

Открытое акционерное общество Капитал Страхование

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Сургутнефтегаз

Общество с ограниченной ответственностью Страховое общество Сургутнефтегаз

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Спасские ворота

Открытое акционерное общество Страховая группа Спасские ворота

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

Росэнерго

Общество с ограниченной ответственностью Национальная страховая группа Росэнерго

Подробнее о компании Виды страхования

Возрождение-Кредит

Общество с ограниченной ответственностью Красноярская страховая компания Возрождение-Кредит

Подробнее о компании Виды страхования

Надежда

Страховое акционерное общество Надежда

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А

Ангара

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Ангара

Подробнее о компании Виды страхования

Сибирский Дом Страхования

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания Сибирский Дом Страхования

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Д2 Страхование

Акционерное общество Д2 Страхование

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А+

Региональная страховая компания Стерх

Акционерное общество Региональная страховая компания Стерх

Подробнее о компании Виды страхования

ДАЛЬАКФЕС

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания ДАЛЬАКФЕС

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: отозван

ДальЖАСО

Дальневосточное железнодорожное открытое акционерное страховое общество ДальЖАСО

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А

ХОСКА

Публичное акционерное общество Страховая группа ХОСКА

Подробнее о компании Виды страхования

ВЕКТОР

Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания ВЕКТОР

Подробнее о компании Виды страхования

Крымский страховой альянс

Акционерное общество Крымский страховой альянс

Подробнее о компании Виды страхования

Ангарант

Подробнее о компании Виды страхования

КОМЕСТРА

КОМЕСТРА

Подробнее о компании Виды страхования

Наско

Наско

Подробнее о компании Виды страхования Рейтинг: А++

СОГАЗ

СОГАЗ

Подробнее о компании Виды страхования

РИКС

РИКС

Подробнее о компании Виды страхования Физическим лицам Медицинское страхование ДМСОМС Автострахование КАСКООСАГОДСАГО Страхование жизни От несчастных случаев и болезнейНа случай смерти или дожитияС периодическими страховыми выплатами Жилье Страхование имуществаИпотечное страхование Путешествия Страхование ВЗР Выход на пенсию Пенсионное страхование Юридическим лицам Автострахование КАСКООСАГОДСАГО Страхование ответственности Владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объектеПеревозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажировВладельцев средств водного транспортаВладельцев средств воздушного транспортаВладельцев средств железнодорожного транспортаЗа неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договоруЗа причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услугЗа причинение вреда третьим лицамПри эксплуатации опасных объектов Бизнес Страхование грузовСтрахование имущества предприятийСтрахование сотрудников Страхование рисков Страхование предпринимательских рисковСтрахование финансовых рисков Страхование транспорта Водный транспортВоздушный транспортЖелезнодорожный транспорт

Объекты страхования:

Средства железнодорожного транспорта, находящиеся в технически исправном состоянии и удовлетворяющие требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ

  • Тяговый подвижной состав (локомотивы)
  • Мотор-вагонный подвижной состав (электропоезда, дизельпоезда, автомотрисы и т.п.)
  • Грузовой вагонный состав (включая практически все группы, используемые на железных дорогах РФ)
  • Пассажирский вагонный состав (включая пассажирские, почтово-багажные, служебные вагоны, вагоны – рестораны и т.п.)
  • Подвижной состав спец. назначения: путевая техника, железнодорожные краны и др.

Страховые риски:

  • «От всех рисков»: Страховым случаем является повреждение или утрата застрахованного средства железнодорожного транспорта в результате любого события, произошедшего в период действия договора страхования и не исключенного правилами или договором страхования.
  • «От поименованных рисков»: Страховым случаем, является возникновение убытков от повреждения или утраты застрахованного средства железнодорожного транспорта вследствие:
    • крушения средства железнодорожного транспорта
    • аварии средства железнодорожного транспорта
    • пожара, взрыва на средстве железнодорожного транспорта
    • удара молнии, а также воздействия продуктов горения и средств пожаротушения
    • противоправных действий третьих лиц
    • стихийных бедствий
    • проведения погрузочно-разгрузочных работ
    • хищения либо угона застрахованного средства железнодорожного транспорта
    • террористического акта, диверсии

Вы можете выбрать любой набор рисков в зависимости от потребностей вашей организации.

Условия страхования

Тарифы по страхованию средств железнодорожного транспорта устанавливаются индивидуально и зависят от типа ж/д транспорта, срока его эксплуатации, территории и срока страхования, размера франшизы, установленной по договору страхования.

Преимущества

  • организация предстраховой оценки имущества
  • рыночный подход к тарификации
  • высокий уровень сервиса
  • оптимальные сроки заключения договора страхования и урегулирования убытков

Оригинал: http://www.vsk.ru/companies/transportation/rail_transport/

Добровольное страхование железнодорожного транспорта предусматривает защиту имущественных интересов страхователя от убытков, связанных с владением, пользованием, распоряжением железнодорожным транспортом вследствие его повреждения, уничтожения или утраты.

Предмет страхования

  • тяговый подвижной состав: локомотивы, электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы, мотовозы, автомотрисы и т.п.;
  • моторвагонный подвижной состав: электропоезда, дизельные поезда, турбопоезда, аккумуляторные поезда, специальные самоходные подвижные составы, дрезины и т.п.;
  • грузовой вагонный состав по группам:
    1. вагоны крытые, полувагоны, платформы;
    2. окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары;
    3. вагоны: зерновозы, минераловозы, фитинговые платформы, содовозы, цистерны;
    4. вагоны: цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 включительно, другие вагоны, включая специализированные, не входящие в состав других групп;
    5. рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более;
    6. вагоны–термосы.
  • пассажирский вагонный состав: пассажирские, багажные, почтовые, багажно–почтовые, служебные, вагоны–рестораны (кафе), другие вагоны специального назначения и т.п.

Страховые риски

Страховым случаем по Договору страхования признается повреждение, гибель или уничтожение застрахованного транспорта в результате:

  1. крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов (как в поездках, так и при маневровой работе);
  2. обвала/разрушения мостов, туннелей;
  3. пожара, взрыва;
  4. стихийных бедствий, землетрясения, извержения вулкана или действия подземного огня, просадки грунта, оползня, горного обвала, бури, вихря, урагана, наводнения, града, ливня, удара молнии;
  5. противоправных действий третьих лиц;
  6. кражи, хищения транспорта или его отдельных конструктивных элементов, совершенной в форме грабежа или разбоя, по факту которого возбуждено уголовное дело;
  7. падения на застрахованный транспорт пилотируемых летательных аппаратов, их обломков или предметов и грузов из них.

Страховая сумма

Размер страховой суммы определяется балансовой или рыночной стоимостью транспорта на момент заключения Договора страхования на основе бухгалтерских документов или оценки рыночной стоимости.

Тарифные ставки по добровольному страхованию железнодорожного транспорта

Страховая премия определяется исходя из размеров страховой суммы и тарифной ставки. Размер страховой премии зависит от срока страхования, франшиз и особенностей застрахованного имущественного интереса.

Риски Минимальная тарифная ставка (%) Базовая тарифная ставка (%) Максимальная тарифная ставка (%)
Полный пакет 0,046 0,24 2,4
Крушение, авария, столкновение, сход 0,021 0,107 1,072
Взрыв, пожар 0,009 0,048 0,477
Противоправные действия третьих лиц 0,005 0,024 0,238
Стихийные бедствия 0,002 0,012 0,119

Распределение веса тарифа между рисками

Риски Вес
Крушение, авария, столкновение или сход с рельсов 45%
Обвал/разрушение мостов, туннелей 10%
Пожар, взрыв 20%
Стихийные бедствия 5%
Противоправные действия третьих лиц 10%
Кража, хищение 10%
Полный пакет 100%

Франшиза

Договором страхования может быть предусмотрена франшиза, вид и размер которой определяется соглашением Сторон, и устанавливается либо в процентах от страховой суммы, либо в абсолютном размере.

Лазарева Л.И., кандидат юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

В России с 2001 г. началась структурная реформа железнодорожного транспорта, проводимая в три этапа.

На первом этапе (2001 – 2002 гг.) на железнодорожном транспорте проведено разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления.

Второй этап реформирования железнодорожного транспорта (2003 – 2005 гг.) будет включать в себя реорганизацию ОАО “РЖД” путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте.

На третьем этапе (2006 – 2010 гг.) предполагается продолжить привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО “РЖД” и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

Все предпринимаемые меры своевременны и необходимы, т.к. железнодорожный транспорт был и остается основным видом транспорта в России. Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в 2003 году составили 39,9% пассажирских перевозок иных видов транспорта, что превышает воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки.

Однако активный процесс обновления правовых основ организации и деятельности железнодорожного транспорта не затронул вопросы обязательного страхования пассажиров.

Железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, поэтому при перевозках возможна смерть или причинение вреда здоровью пассажиров, работников поездной бригады, третьих лиц в результате несчастного случая в пути; возможна гибель, повреждение или несохранность груза. В связи с этим в зависимости от важности интересов, находящихся в сфере риска, различают обязательное и добровольное страхование (ст. 3 Закона “Об организации страхового дела в РФ”). Если в сфере риска оказываются интересы государства (жизнь, здоровье депутатов, судей и т.д.), всего населения (медицинское страхование) или его значительной части (пассажиры, работающее население), вводится обязательное страхование, предусматривающее, как правило, минимум защиты.

В связи с этим различается обязательное страхование от несчастных случаев пассажиров дальнего следования на железнодорожном транспорте; обязательное страхование работников поездных бригад, железнодорожников, ведомственной охраны и др.

Обязательное страхование вводится без согласия страхователя в силу предписания Закона. Поэтому критериями обязательного страхования называют его всеобщность, автоматичность и др. Степень свободы сторон в договорах обязательного страхования существенно ограничена.

Инициатором обязательного страхования является государство, которое в соответствующих законах предписывает обязанность организаций и граждан страховать определенные имущественные интересы. При этом согласия страхователей не требуется.

В советское время необходимости в страховании не было, так как ущерб, причиненный имуществу государственных предприятий, колхозов, а также жизни и здоровью работников возмещался за счет государственного бюджета. Сегодня, помимо социального страхования граждан, осуществляемого через государственные фонды, к основным видам обязательного страхования относится страхование жизни и здоровья депутатов, военнослужащих, работников силовых ведомств, прокуратуры, суда, охранников, пассажиров и др.

Задачей обязательного страхования является гарантированное финансирование опасных рисков за счет специальных фондов. Хуже всех из перечисленных групп застрахованных лиц защищены пассажиры.

В соответствии с Указом Президента РФ “Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования” от 6 апреля 1994 г. N 667 Правительству РФ поручено разработать проект закона об обязательном страховании <*>.

<*> Федеральный закон “Об организации страхового дела в Российской Федерации” от 27 ноября 1992 г. в ред. от 10 декабря 2003 г.

В настоящее время число правовых актов, в которых упоминается обязанность заключать договоры страхования, превышает 60. Нормы обязательного страхования содержатся как в законах, так и в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Многие из этих норм не соответствуют Гражданскому кодексу РФ: в них наблюдаются терминологические несоответствия, не перечислены даже наиболее существенные условия договора страхования; резко отличается объем льгот для разных категорий застрахованных <*>.

<*> Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 года N 384 “О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте”.

Эксперты считают, что механизм действия законодательных норм по обязательному страхованию недостаточно отработан, что вызывает трудности по их реальному применению, некоторые из них не просто декларированы, а приобрели статус “мертвых” норм.

Рассмотрим некоторые виды обязательного страхования, действующие на железнодорожном транспорте.

  1. Обязательное страхование пассажиров введено Указом Президента РФ “О государственном обязательном страховании пассажиров” N 750 от 7 июля 1992 г. <*>, а также Указом Президента РФ “Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования” N 667 от 6 апреля 1994 г.

<*> Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. N 667 “Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования”.

На железнодорожном транспорте обязательное страхование распространяется лишь на пассажиров дальнего следования. Объектом страхования являются имущественные интересы пассажиров, связанные с их жизнью и здоровьем. Страховщиком может быть любая страховая организация, имеющая лицензию на данный вид страхования. На железнодорожном транспорте это ОАО “Страховое общество ЖАСО” <*>. Особенность обязательного страхования заключается в том, что страховщик не вправе отказываться от принятия риска к страхованию.

<*> Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 “Об обязательном личном страховании пассажиров” (в ред. Указов Президента РФ от 6 апреля 1994 г. N 667; от 22 июля 1998 г.).

Страхователем является перевозчик, который заключает со страховщиком договор. В обязательном страховании страхователь не вправе самостоятельно выбирать страховую организацию, размеры страховой суммы, страховых платежей, страховых выплат и др.

Страховая сумма на одного пассажира составляет 120 МРОТ, установленного на дату приобретения билета. Страховая премия включается в стоимость билета, взимается с пассажира при его продаже и составляет 2 руб. 30 коп. Тарифы утверждаются органом страхового надзора и согласуются с Министерством транспорта и связи. Основную часть тарифа составляют отчисления в фонд предупредительных мероприятий, средства которого направляются на цели безопасности железнодорожных перевозок, что составляет 82% от собираемой страховой премии в обязательном страховании пассажиров. Если пассажир следует по бесплатному билету (железнодорожники, дети до 7 лет), то страховая премия страховщику не поступает.

Пассажирами считаются граждане, имеющие билет или проездные документы, дающие право на бесплатный проезд. В пользу пассажиров страхователем заключается договор со страховщиком, то есть пассажиры имеют статус застрахованных лиц в договоре страхования. Парадокс состоит в том, что на пассажиров (застрахованных лиц), являющихся третьими лицами в договоре страхования, возложена обязанность по уплате страховых премий. Таким образом, страхователь (перевозчик) перенес свою обязанность на самих пассажиров.

Срок страхования исчисляется с момента объявления посадки в поезд и до момента оставления вокзала (станции), но не более чем в течение одного часа после прибытия поезда. Транзитные пассажиры считаются застрахованными на территории вокзала (станции) на весь период ожидания посадки в поезд.

Страхование транзитных пассажиров автоматически прекращается в случае оставления ими территории вокзала (станции) и возобновляется при возвращении обратно.

Договор страхования заключается в устной форме, когда пассажир делает заявление о намерении совершить поездку поездом. Заключение договора подтверждается приобретением билета. Договор прекращается при отказе пассажира от поездки, страховая премия возвращается.

Страховыми случаями признаются травма и смерть пассажиров в результате несчастного случая на железнодорожном транспорте. Чаще всего это травмы, связанные с падением вещей с верхних полок на пассажиров, ожоги горячим чаем, учитываются отравления, простуда и др.

Не являются страховыми случаями события, связанные с совершением пассажиром умышленного преступления; нахождением в состоянии опьянения и действиями, связанными с этим фактором; самоубийством, за исключением случаев, когда пассажир был доведен до такого состояния противоправными действиями третьих лиц; умышленным причинением пассажиром себе телесных повреждений; нарушением инструкций, определяющих порядок пользования железнодорожным транспортом.

При этом не считается страховым случаем естественная смерть пассажира, в том числе от обострения хронических заболеваний в пути.

Страховая выплата в случае смерти пассажира составляет 120 МРОТ, при повреждении здоровья – часть страховой суммы (от 120 МРОТ), соответствующая степени тяжести полученной травмы. При наступлении страхового случая страхователь (перевозчик) обязан составить страховой акт и вручить его пассажиру либо переслать в страховую организацию в случае смерти пассажира.

Обязательное страхование пассажиров гарантирует минимум защиты от опасностей, угрожающих им в пути.

Добровольное страхование позволяет защитить пассажиров от дополнительных рисков, увеличить сумму страхового покрытия и период ответственности страховщика.

В соответствии с правилами добровольного страхования пассажиров железнодорожного транспорта от несчастных случаев страховая сумма устанавливается по соглашению сторон, страховыми случаями являются: несчастный случай с пассажиром, повлекший за собой повреждение здоровья или смерть; обращение в медицинское учреждение, начиная с первого дня, повлекшее расходы за оказанное лечение; покупка лекарственных средств, перевязочных материалов, реабилитационно-восстановительное лечение; преждевременные роды, выкидыш вследствие травмы при несчастном случае; транспортировка пассажира в лечебное учреждение или к постоянному месту жительства; репатриация тела погибшего пассажира к месту постоянного жительства (без расходов на погребение).

При наступлении несчастного случая пассажиру выплачивается 0,3% страховой суммы за каждый день непрерывного лечения начиная с первого дня. За травмы лица, шеи выплачивается 0,5% за каждый день лечения независимо от его срока.

При наступлении инвалидности вследствие страхового случая страховщик выплачивает по инвалидности 3-й группы – 100% страховой суммы; 2-й группы – 7,0% и 1-й группы – 35% страховой суммы.

В случае смерти пассажира от несчастного случая его выгодоприобретателю выплачивается полная страховая сумма.

Размер страховой премии зависит от страховой суммы, договор страхования вступает в силу с момента ее уплаты страховщику. Договор заключается в письменной форме.

Выводы

  1. Обязательное страхование пассажиров в действующей форме вызывает много нареканий. Во-первых, отчисление более 80% страхового тарифа на финансирование расходов перевозчика (страхователя) делает обязательное страхование пассажиров более похожим на дополнительное налогообложение населения. Сравним, в добровольном страховании пассажиров железнодорожного транспорта отчисления составляют всего 12% от всей собираемой страховой премии.
  2. Обязательное страхование осуществляется за счет бюджета, за исключением страхования пассажиров.

В связи с этим отдельные страховщики используют гарантированные источники поступления страховых премий из бюджета в корыстных целях. Часть средств уходит в коммерческие страховые организации; в кэптивы, учредителями которых являются сами страхователи – соответствующие министерства (например, Минтранс).

В связи с этим в последнее время обсуждается вопрос о создании в целях обеспечения обязательного личного страхования государственной страховой организации в форме государственного унитарного предприятия.

  1. Концепция развития страхования в РФ содержит положение о замене действующего обязательного страхования пассажиров страхованием гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Однако в этом случае опять проиграет пассажир. В настоящее время пассажиру или выгодоприобретателю страховые выплаты производятся без учета причины наступления несчастного случая, включая неосторожность, негрубую вину в его действиях. В правилах страхования предусмотрены случаи отказов – нетрезвое состояние пассажира и действия, связанные с этим фактором, и т.д. (закрытый перечень).

При введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром перечень страховых событий, влекущих обязанность страховщика произвести страховую выплату, будет значительно сокращен.

Представляется, надо идти по пути унификации условий обязательного страхования для большинства категорий граждан в будущем законе.

  1. До тех пор, пока не принят закон об обязательном страховании в России, страхование проводится не вследствие обязанности страхователей застраховать тот или иной имущественный интерес, а по принадлежности страхователей к той или иной категории граждан. Фактически происходит переливание государственных средств из одного “государственного кармана” в другой “карман”.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий