История создания и развития страхового надзора в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страхование жизни: история возникновения и развития в России и мире». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принято считать, что в Европе история страхования жизни началась в 15-м веке, одновременно с внедрением страховки от рисков повреждения или гибели морских судов и грузов. Основной причиной появления страховки жизни являлась тогда высокая вероятность попасть в плен к пиратам, особенно при путешествиях по Средиземному морю. Гражданин, который отправлялся в поездку, вносил определенную сумму. При наступлении страхового случая пираты получали выкуп.

В 16-17 веках в Европе страхование стало производиться не только на случай смерти, но и на дожитие до определенного события. В Италии, например, была распространена страховка на случай дожития дочери до замужества. При рождении дочери отец вносил в общую кассу определенную сумму, а дочь после достижения 18 лет или замужества получала сумму в 10 раз больше. Если дочь умирала до 18 лет или не выходила замуж, вклад отца становился собственностью кассы.

Внимание! К концу 19-го века операции по страховке жизни получили широкое распространение во всех развитых капиталистических государствах Европы.

В период первоначального формирования капитала наступил новый этап развития в истории, заключающийся в:

  • конкретизации перечня страховых случаев, при наступлении которых производятся выплаты;
  • превращении страхования в отдельную отрасль экономики;
  • появлении первых самостоятельных страховых обществ.

История возникновения, становления, развития и формирования страховки жизни началась в Англии в 1698 году, когда было основано первое общество, осуществляющее деятельность в этой сфере.

А вот первая “серьезная” страховая организация появилась лишь спустя 8 лет – в 1706 году – и носила название “Эмикебл”. Представленная фирма осуществляла страхование по простым по сегодняшним меркам принципам – например, без учета дифференциации по степени страхового риска.

Чуть позднее, в 1765-м, было открыто общество “Эквитебл”, деятельность которого была крайне успешной и стимулировала появление новых СК. Именно “Эквитебл” впервые в истории ввела таблицы смертности (основоположником которых выступил еще Д. Граунт, осуществивший первые актуарные расчеты еще в 1662-м году), на основе которых рассчитывалась вероятность возникновения страхового случая.

Начало истории развития в Германии принято датировать серединой 16-го века, когда Бертольдом Гольтцшуэром и Георгом Обрехтом была предложена идея обязательного страхования определенного сословия детей на случай дожития, которая, однако, так и не была реализована на практике.

Далее, в начале 18-го века, начали создаваться первые союзы взаимопомощи работающих граждан на случай перелома руки или ноги.

Однако полноценное становление данной сферы началось лишь с создания первого немецкого страхового общества, занимавшегося страхованием жизни. Оно было учреждено практически на столетие позже, чем в Англии – в 1827-м году.

Дальнейшее развитие происходило, по большей части, по “английскому принципу” – с использованием вероятностных моделей и дифференциацией страховых премий в зависимости от риска ухода из жизни, исчисленного согласно таблицам смертности.

В период современности доля личного страхования в общей доле страховой сферы составляет 37 % и уступает имущественному, доля которого – практически 51 %. Сейчас в Германии услуги по страховке жизни также предоставляются не только непосредственно в страховых компаниях, но и в коммерческих банках, которые осуществляют страховое обслуживание своих клиентов через операционные залы.

Историки долго искали начало страхования жизни, они расшифровывали материалы шаг за шагом, что бы понять, почему стали оплачивать момент смерти застрахованного. По данным Financial Network Shopper в Древнем Китае моряки не позволяли пиратам красть все свои товары, они разделяли груз на части и распределяли его на несколько грузовых судов, таким образом, если пираты крали груз одного корабля, то большинство груза не будет потеряно. Чуть позже в Вавилоне торговцы просто давали кредиты, которые должны были быть погашены, когда груз был доставлен благополучно. Так, как же это имеет отношение к страхованию жизни? Ну, обе эти цивилизации предпринимали шаги, что бы предотвратить потери всего товара. Они делали маленькие шаги, которые помогли им в долгосрочной перспективе. Страхование жизни, как мы его знаем, возникло в Риме. Люди этой высокоразвитой цивилизации решили создать «похоронные клубы». Эти клубы были разработаны с одной единственной целью, в случае неожиданной смерти члена клуба, все остальные были бы готовы заплатить за него погребальные расходы и помочь семье кормильца деньгами. Страхованию жизни, в том состоянии, в котором оно возникло в Риме, пришел неожиданный конец в 450 году нашей эры, когда Римская империя пала, и ее практика и опыт были заброшены в течение длительного периода времени. Важно подчеркнуть, тот факт, что многие историки согласны с тем, что примерно в то же время, что и в Риме, Индийская империя и ее граждан также образуется «похоронные клубы» для того, чтобы оплатить похороны и помочь близким с расходами. Ключ от этого находится в Ведах.

История развития страхования жизни в России

Современное страхование жизни начинается в Великобритании, англичане решили его опробовать и заставить работать. Практика страхования жизни имелась во всей континентальной Европе, за исключением Англии. Но именно форпостом современного страхования жизни, были британские страховые компании, часть из которых известна в европейских странах и сегодня. Это было в середине 17-го века, на улицах Лондона, группы людей решили собраться в кофейни Ллойда и высказать свои идеи о страховании жизни. Кофейня была известным местом для купцов, судовладельцы и торговцев, и поэтому было идеальным местом для обсуждения идей о страховании жизни, тем более что у большинства из этих людей имелись деньги.

Соединенные Штаты Америки решили опробовать у себя страхование жизни, основываясь на опыте и знаниях англичан, так как это могло помочь людям в трудных ситуациях. Свою первую компанию по страхованию жизни они решили создать на основе английской модели, действующей в то время. Первая компания по страхованию жизни в США была основана в южной колонии Чарльстон, Южная Каролина в 1735 году. Где-то 20 лет спустя многие колонии перенимали опыт Чарльстона. Препятствием в развитии страхования жизни в то время было то, что многие религиозные группы, выступали против этого, так как считали кощунством, предвосхищать собственную смерть тем более, если учесть тот факт с каким религиозным рвением продвигалась христианство в североамериканских колониях. Фактически страхования жизни, как мы его знаем, возникло в США в 1840 году, так как религиозные группы успокоились и не вмешивались больше в государственные дела. Одной из основных причин распространения страхования жизни, стали города Нью-Йорк и Чикаго, в каждом из двух городов пожар унес огромное количество жизней. После этого все больше и больше компаний обратили внимание на отрасль страхования жизни и в 1900-х годах их количество существенно выросло. Люди хотели быть защищены в случае смерти от несчастного случая. Двадцатый век это эпоха роста отрасли страхования жизни. Войны продолжались, и многие люди решили застраховать себя, чтобы обеспечить финансовое будущее для своих семей, в случае их гибели. Еще больше укрепило их в этом, событие этого века, когда террористы атаковали Всемирный торговый центр. Люди решили, что защита этого стоит, и что лучше платить небольшие взносы каждый месяц, чем оставить семью без средств к существованию.

Из дошедших до настоящего времени источников становится понятно, что уже в Древнем Египте работники, которые были заняты на строительстве пирамид, образовывали кассы взаимной помощи в пользу тех своих коллег (либо их семей), которые получили увечья или же погибали на стройке в результате несчастного случая.

Более поздние свидетельства «первобытного» страхования содержатся в военных летописях тысячелетней давности, в которых описывается история похода войск римлян на Британию. Римские солдаты, учувствовавшие в той компании, были весьма обеспокоены тем, что станет с их телами, если они умрут далеко от дома. Волнение вызывало то, что им не будут оказаны надлежащие похоронные почести из-за нехватки средств. Для решения этой проблемы организовывался денежный пул, из которого образовывали «похоронный» фонд. Каждый воин вносил собственный взнос в общий фонд, и если солдат умирал, то фонд оплачивал его погребение. Однако такую модель страхования нельзя признать полноценным страхованием жизни.

default/handbook/article/relatedWorks.twig

Первые краткие упоминания об истории имущественного страхования известны с IV тысячелетия до н.э., когда перевозчикам из Междуречья (территория современного южного Ирака) возмещались убытки от утраты или порчи груза.

В средневековье, сделки по защите имущества отмечались в Италии в XIII веке, распространявшиеся на морские перевозки.

Современная краткая история возникновения и последовательного развития страхования имущества в России включает следующие этапы:

  • первый – связан с именем императрицы Екатерины II, в 1876 году подписавшей Указ о государственном ипотечном кредитовании;
  • второй (с 1827 по 1918 гг.) – время становления частных страховщиков и развития роли государства;
  • третий (с 1918 по 1991 гг.) – советское страхование, с монопольной ролью государства в защите имущества;
  • четвертый – современная Россия.

Личное страхование, кроме защиты жизни, предполагает сохранение привычного уровня дохода человека при ухудшении здоровья и в результате различных травм и последствий несчастных случаев.

Первые краткие упоминания об указанном виде защиты в истории известны со времен Древнего Рима. В эпоху средневековья данная деятельность использовалась для обхода запрета на ростовщичество, наложенного церковью.

С шестнадцатого века указанная система значительно усложнилась, в данном виде деятельности все большую роль стали играть государственные власти.

В России личное страхование развивалось медленнее, чем в более развитых странах Европы. Государство стало участвовать в данном процессе с 1835 года, с созданием первого официального страхового общества.

Завершился процесс развития истории указанного направления в 1912 году, с принятием на законодательном уровне обязательства по страхованию рабочих работодателями.

Знать себе цену: как развивалась идея страхования жизни в России и мире

С древних времен известны исторические примеры страхования ответственности, наиболее распространенные в области морских перевозок. Дата первого известного договора по данному направлению страховой защиты – 1347 года, страховавший груз судна «Санта-Клара», перевозимый из Генуи на Майорку.

Страхование ответственности полностью сформировалось во Франции к середине девятнадцатого столетия, где страховая защита распространялась на собственников машин и лошадей.

С развитием предпринимательства, возрастала роль защиты ответственности в истории. Постепенно совершенствовалась правовая база. Первым образцом краткого свода законов, который стал основой в истории создания последующих нормативов в данной области, следует считать гражданский кодекс Германии, действовавший с 1900 года.

Аналогично можно охарактеризовать краткую историю возникновения и становления предпринимательства. С древних времен до наших дней эта область страховой защиты получала все большее распространение.

Современный мир сложно представить без компенсации убытков от предпринимательских рисков. Но нынешняя нормативная база и принятые правила сформировались, с учетом опыта прошлых лет и столетий.

По мере экономического развития, страховое дело в истории обогащалось следующими направлениями защиты:

  • от технических рисков – связаны с недостаточностью ресурсов страховщика; учитывают неадекватность страховых тарифов, опасность катастрофического ущерба и прочие убытки, вызванные неправильными действиями и низкой надежностью страховой организации;
  • от инвестиционных рисков – возврат убытков, связанных с неправильной оценкой активов при вложении средств;
  • от нетехнических рисков – вызываются опасностью неисполнения обязательств страховщиками, связанными с внешними факторами (отказом смежников, сбоями в управленческой сфере и пр.).

Начальный этап становления в кратком обзоре истории отличался следующими проблемами, тормозившими развития данного вида деятельности:

  • асимметрией информации между субъектами – страховщик не располагал достаточно полными сведениями относительно застрахованного объекта, что снижало возможную прибыль;
  • оппортунистическим поведением – когда недостаточно четко составленный договор оставляет возможность для одного из участников нанести ущерб другому.

Роль перечисленных недостатков в краткой истории данного направления постепенно снижалась по мере развития законодательства и совершенствования принимаемых норм и тарифов.

В России страхование развивалось медленнее, чем в других странах, что объясняется длительным сохранением крепостничества и постоянно возникающими препятствиями на пути развития частнокапиталистической экономики. Первые страховые общества создавались для страхования от пожаров. Старейшее из них — Рижское общество взаимного страхования от пожаров — было организовано в 1765 г. по образцу немецких обществ. Постепенно в эту сферу стали внедряться западные страховые компании, предлагавшие свои услуги состоятельным гражданам. В результате отток денег за границу в виде страховых премии достиг настолько ощутимых размеров, что правительство решило ограничить доступ иностранных страховщиков на российский рынок и попыталось организовать государственную систему страхования от пожаров.

Описание всей истории появления страхования на территории России

реклама:

Конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера в своей совокупности в процессе воспроизводства создают объективные условия для возникновения риска, т. е. проявления негативных последствий, имеющих случайный характер. Именно поэтому страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организации и государства является необходимым звеном социально-экономической системы общества.

Страхование является самостоятельным элементом финансовой системы Российской Федерации и подразделяется на два обособленных направления: социальное страхование и страхование, непосредственно связанное с чрезвычайными событиями, ситуациями.

Корни страхования лежат в глубокой древности. Исследователи, анализируя творчество Цицерона, Тита Ливия, пришли к выводу, что страхование применялось еще в Древнем Риме. Но именно с XIV в. страхование становится одним из направлений, сфер деятельности коммерческих страховых организаций. Целью таких организаций было «распределение убытков» и получение «прибыли от страховых операций».

В Российской империи первая специализированная страховая организация была создана в XVIII в. при Государственном заемном банке (создан в 1776 г.) — страховая контора для страхования товаров и строений от огня.

Инициативу создания страхового учреждения в Российской империи взял на себя петербургский банкир Л. И. Штиглиц при непосредственном участии председателя Департамента Государственной экономии графа Н.С. Мордвинова. И в 1827 г. Российское страховое от огня общество с объявленным капиталом в 10 млн руб. начало свою деятельность. Это общество просуществовало в России 90 лет и внесло крупный вклад в становление страхового дела. У общества было надежное финансовое положение и устойчивые доходы. Кроме того, правительство даровало этому обществу исключительные привилегии: 20-летнюю монополию на совершение страховых операций в Санкт-Петербурге, Москве, губерниях Санкт-Петербургской, Московской, Лифляндской, Курляндской, Эстлендской и в Одессе, а также освобождение от всех налогов за исключением пошлин в 25 коп. с каждой 1000 руб. страховой суммы.

В 1835 г. возникло второе Российское страховое от огня общество, также получившее от правительства льготы — 12-летнюю монополию в 40 губерниях, которое также просуществовало до 1918 г.

Необходимость создания страховых обществ была продиктована самой жизнью. Стихия жестоко разоряла собственников (вспомним хотя бы пожар в Москве 1812 г.). Погорелец становился некредитоспособным лицом, и соответственно страдало банковское дело, риск которого носил чрезмерный характер. В результате появились такие страховые общества, как: товарищество «Саламандра», акционерные страховые общества «Русское», Коммерческое, Варшавское, «Русский Ллойд», Северное, «Якорь», «Волга» и др.

В 1835 г. в империи было организовано личное страхование (акционерное страховое общество « Жизнь»), к 1839 г. — страхование животных, в 1831 – страхование от града в Прибалтийском крае. Для удовлетворения потребностей судовладельцев в страховании морских и речных судов на случай гибели или повреждения во время транспортировки грузов в 1844 г. было учреждено Российское общество морского, речного и сухопутного страхования.

Работа акционерных страховых обществ в Российской империи до начала 90-х гг. XIX в. строилась на основе Положения об акционерных торговых и промышленных компаниях, принятого Государственным Советом. В 1894 г. вышло в свет Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ, установившее правительственный надзор за страховым делом, а при Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел были созданы Страховой комитет и Страховой отдел. Это укрепило страховую систему страны, дало импульс к ее дальнейшему развитию.

Российское законодательство начала XX в. регулировало величину отчислений в резервы в размере не ниже 40% от полученных за год премий. На конец 1915 г. в целом по отечественным акционерным и иностранным страховым обществам величина резервов премий составляла около 340 млн руб. Из них резервы премий по личному страхованию равнялись 260 млн руб , по имущественному – около 80 млн руб.

 В 1918 г. правительство РСФСР национализировало страховое дело, аннулировало страховые договоры, в том числе полисы по личному страхованию.

Страхование в России начало возрождаться только в условиях НЭПА в 20-е гг. Монополия страхования теперь уже принадлежала государству в соответствии с декретом Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской Республике 1918 г.» в лице Госстраха, созданного в 1921 г., который находился сначала в ведении Наркомфина, а затем Министерства финансов. Отчисления Госстраха в бюджет государства составляли 95% суммы ежегодной прибыли.

В 1947 г. из состава Госстраха было выделено в качестве самостоятельного юридического лица Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах). Госстрах СССР концентрировал свою деятельность в сфере организации страховой защиты в основном агропромышленного комплекса страны, а также имущественных интересов физических лиц, а Ингосстрах — в сфере обеспечения страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства.

В результате перехода экономики страны на рыночные отношения, развития предпринимательской деятельности, расширения круга товарных и обменных операций в подходах государства к регулированию страхования и организации страхового дела произошли коренные изменения. Для функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных, были созданы новые условия.

В основе организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России сначала лежал Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г.). К важнейшим источникам страхового права относятся Гражданский кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ (морское страхование). Воздушный кодекс РФ (авиационное страхование), Закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. (страхование банковских вкладов), Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Общее положение о страховых медицинских организациях (утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г.). Федеральный закон РФ «О негосударственных фондах». Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. и т.д.

Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 2000

История создания и развития страхового надзора в Российской Федерации

Создание надзора и первые результаты деятельности

В 1887 году Министр Внутренних дел граф Дмитрий Андреевич Толстой поставил вопрос об установлении правительственного надзора за деятельностью страховых обществ (См.Рис.1) [2]. Так же был установлен надзор для иностранных обществ по страхованию жизни работающих в России.

image

Рисунок 1 Граф Дмитрий Андреевич Толстой

Очень важным фактором в организации страхового надзора стало требование активно развивающего гражданского общества. Так утвержденное и подписанное 6 июня 1894 года Императором Александром III «Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ» стало результатом эволюции отечественной государственности.

Руководителем разработкой Положения и организацией деятельности страхового надзора являлся Иван Николаевич Дурнов, который сменил графа Дмитрия Андреевича Толстого в 1889 году. Но уже с 1 июля 1894 года надзор был поручен Страховому Комитету.

Страховой Комитет был создан при Хозяйственном Департаменте Министерства Внутренних дел и состоял из двух Членов от Министерства внутренних дел, и двух Членов от Министерства Финансов. Председателем Страхового Комитета назначили руководителя Хозяйственного Департамента. Делопроизводство Страхового Комитета поручалось Страховому отделу. Сам Страховой отдел образовывался из Управляющего Отделом и шести ревизоров.

В страховом надзоре работали настоящие профессионалы страхового дела, такие как Савич Сергей Евгеньевич, Николай Васильевич Моисеенко-Великий. Савич Сергей Евгеньевич являлся Членом Страхового Комитета от Министерства Финансов. Так же он был специалистом в области актуарных расчетов. Он же автор книги «Элементарная теория страхования жизни и трудоспособности», которая была издана в 1990 году. Савич Сергей Евгеньевич внес большой вклад в развитие организационной структуры международной актуарной профессии. Сергей Савич был Членом Страхового Комитета до 1917 года.

Николай Васильевич Моисеенко — Великий был страшим ревизором Страхового отдела и Надворным советником. Он публиковал статьи и очерки о страховании в специальные издания того времени. Самым важным его трудом стал комментарий к «Положению о страховании от огня »,который был издан в Санкт-Петербурге 1902 года. Николай Васильевич Моисеенко — Великий обладал государственными наградами, такими как орден Святой Анны 3 степени и серебряной медалью в память царствования Императора Александра III.

Основными обязанностями Страхового Комитета являлся контроль по соблюдению учреждениями и обществами Уставов и Правил страхования, сохранностью и размещением капиталов, анализом финансовой отчетности, проведений ревизий и оценкой их результатов, рассмотрение жалоб, разработкой правовых и организационных аспектов страхового дела.

Страховые Общества же, имели такие обязанности, как предоставление Страховому Комитету ежегодных отчетов, балансов и статистических ведомостей, формирование резервов по видам страхования в установленных размерах, извещение о лицах, избранных страховыми агентами. Для того, чтобы возместить расходы по надзору за страхованием, для страховщиков установили в пользу Казны особый сбор, который проходил каждый год. Размер сбора один раз в три года пересматривали.

Государственный орган страхового надзора с 1894 по 1902 год разработал точные формы финансовой и статистической отчетности, правила о размещении и хранение денежных средств, а также была проведена правовая экспертиза по страхованию жизни. Были введены новые виды страхования, такие как страхование рабочих и пассажиров от несчастных случаев, обязательное страхование парусных судов. Улучшается механизм обязательного губернского и земского страхования.

В 1904 году Страховой Комитет был отменен и уже вместо него учреждено Особое Присутствие по делам страхования и противопожарных мер Совета по делам местного хозяйства.

Советский период страхового дела

В 1917 году произошла смена политической власти, это событие дало толчок для радикальных изменений в страховом деле. Уже 23 марта 1917 года был принят декрет Совнаркома «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Был учрежден специальный Совет по делам страхования, исполнительным органом которого стал Комиссариат по делам страхования. Главным комиссаром и председателем Совета по делам страхования назначали Марка Тимофеевича Елизарова. И уже в 1921 году был создан специальный уполномоченный орган государства- Государственное страхование в СССР, или Госстрах СССР. Госстрах СССР руководил страховыми операциями и следил за контролем их выполнения. Но в 1948 году утвердили новое «Положение о Главном управлении государственного страхования СССР и его органах (Госстрах СССР)». Утвердив это Положение, право контроля над деятельностью Госстраха поручалось Министерству финансов СССР. В советский период страхового дела конкуренция отсутствовала.

Новейшая история страхового надзора

В 1988 году приняли Закон «О кооперации в СССР», тогда началось время демонополизации страхового рынка. Под контролем Министерства Финансов Российской Федерации стали образовываться кооперативные страховые учреждения.

На современном этапе довольно регулярно происходили изменения органов страхового надзора [3; 4]. Хронология преобразований органов страхового надзора представлены в таблице 1.

Таблица 1. Хронология преобразований органов страхового надзора

Год

Изменения

Февраль

1992 г.

Создание Госстрахнадзора России

Сентябрь

1992 г.

Госстрахнадзор преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)

Апрель

1993 г.

Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью изменена в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью

Июнь

1993 г.

Совет Министров утверждает Постановление «О территориальных органах страхового надзора ».В результате на местах создаются 7 кустовых(Санкт-Петербург,Самарская,Ростовская,Екатеринбургская,Новосибирская,Хабаровская)и 23 территориальных инспекций.

Август

1996 г.

Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ

Март

2004 г.

Создание Федеральной службы страхового надзора (ФССН).

Декабрь

2004 г.

Происходит реорганизация территориальных органов страхового надзора, создаются Инспекции по Федеральным округам.

Март

2011 г.

Выходит Указ Президента Российской Федерации № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». Происходит присоединение Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

С 1 сентября

2013 г.

Полномочия ФСФР России по регулированию , контролю и надзору в сфере страховой деятельности были переданы Банку России (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ).Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года образована Служба Банка России по финансовым рынкам.

3 марта

2014 г.

Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена. В структуре ЦБ РФ

создан Департамент страхового рынка.

В 2014 году завершился процесс по созданию в России мегарегулятора финансового рынка, одной из функций которого является надзор за страховым делом

Анализ истории страхового надзора

Почему возникла необходимость создания страхового надзора? Этот вопрос интересует многих, и у каждого на него свой ответ. Изучив историю страхового надзора в России, можно придти к выводу, что необходимость в страховом надзоре возникала постепенно, исходя из ряда определенных причин. Одной из причин создания страхового надзора, было формирование страхового рынка в 1885 году, который состоял из акционерных страховых обществ и взаимных учреждений. Тогда начали поступать жалобы и заявления страхователей в Министерство Внутренних дел. Причиной этому послужило то, что страховщики нарушали Правила страхования и условия Уставов. Таким образом, возникла потребность в установлении для страховых обществ и учреждений правил поведения на рынке и контроля над их исполнением. Исходя из этой ситуации, можно сказать, что гражданское общество стало инициатором создания страхового надзора в России. Тут же возникает мысль, о том, какими вопросами занимался страховой надзор, сразу после своего создания? Страховой Комитет решал вопросы, по созданию правовых и организационных аспектов страхового дела, рассматривал жалобы, занимался анализом финансовой отчетности, сохранностью и размещением капиталов, назначал, проводил и давал оценку ревизиям, также ему поручались вопросы, связанные с контролем над соблюдением учреждениями и обществами Уставов и Правил страхования. На Страховой Комитет возлагалось немало задач, но это было необходимо для развития только создавшегося страхового надзора.

В 1894 году государственный страховой надзор начал свою работу. Многим было интересно, через какое время будет видно результат работы надзора, и будет ли он положительным. За небольшой промежуток времени работы государственного органа страхового надзора, а именно с 1894 года по 1902год, были уже видны результаты его деятельности. Государственный орган страхового надзора разработал подробные формы финансовой и статистической отчетности, правила о размещении и хранение денежных средств, так же была выполнена правовая экспертиза правил по страхованию жизни всех страховых обществ. Были введены новые виды страхования:

  • страхование рабочих и пассажиров от несчастных случаев
  • обязательное страхование парусных судов

Так же улучшается система губернского и земского страхования, а для городских обществ взаимного страхования, чтобы облегчить процесс их учреждения, создали новый образец Устава. Государственный орган страхового надзора за 8 лет работы показал хороший результат. Много новшеств было введено, что повлияло на развитие страхового надзора.

После создания страхового надзора у страховых учреждений появились новые функции. Страховые общества были поставлены в более жесткие условия, при которых они выполняли и представляли Страховому Комитету ежегодные отчеты, балансы и статистические ведомости, формирования резервов по видам страхования в установленных размерах, информацию о лицах, избранных страховыми агентами. Обязательства, в которые были поставлены Страховые учреждения, улучшали качество страхового процесса.

С 1894 года структура страхового надзора начала изменяться. Это привело к тому, что в 1904 году Страховой Комитет признали недействительным, а вместо него создали Особое Присутствие по делам страхования и противопожарных мер Совета по делам хозяйства. Это привело к тому, что личный состав чиновников увеличился до 37 человек. И было введено 8 новых должностей — инспекторов по пожарной части. Целью введения новых должностей являлось снизить пожарные убытки, так как устройство пожарной части городских и земских самоуправлений было неудовлетворительно. В советский период страхового дела совсем не было конкуренции, а это говорит о том, что надзорный орган не имел все свойства в полной мере, которые должны были присутствовать у надзорного органа.

Потребность в органе страхового надзора появилась вновь в 1988 году, когда приняли Закон «О кооперации». В это время начали появляться страховые компании, рост которых стремительно увеличивался. Создавались кооперативные страховые учреждения, которые контролировало Министерство Финансов Российской Федерации. Это не привело ни к чему хорошему, так как развитие резкого количества страховщиков сменялось их быстрым исчезновением. Страховщики неожиданно пропадали, а страхователям приходилось обращаться за помощью в суд, или писать в Минфин. Ситуация не могла так продолжаться, нужно было принять какие либо меры по жесткому регулированию страховой деятельности. И уже в 1992 году государство создало Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, или Росстрахнадзор.

Изменения надзорного органа за 12 летний период истории отечественного страхового надзора происходило достаточно часто. Некоторые изменения были в лучшую сторону, какие — то ни к чему хорошему не приводили, но в 2014 году закончился процесс по созданию в России мегарегулятора финансового рынка, одной из функций которого является надзор за страховым делом. Сама идея о необходимости создания мегарегулятора финансовых рынков возникла в России довольно давно. Но идея о финансовом мегарегуляторе не является чем-то новым для мировой экономики, так как такой орган уже был создан в Норвегии, Канаде, Дании, Швеции, Великобритании, Японии, Австралии, Исландии и так далее. Создания финансового мегарегулятора влечет за собой следующие перспективы: создание более эффективной разработки нормативно-правовой базы, выявление и устранение системных рисков, повышение уровня взаимодействия с другими контролирующими органами в процессе борьбы с финансовыми правонарушениями и так далее. Одним словом создание финансового мегарегулятора повлияет положительно на финансовый рынок России.

Заключение

На сегодняшний день в России активно развивается страховой рынок. Страховые компании предоставляют новые страховые услуги. Страхование представляет собой совокупность экономических отношений по формированию страховых денежных фондов, которые направлены на возмещение материального ущерба, причиненного юридическим или физическим лицам, каким либо несчастным случаем или неблагоприятным событием.

Сегодня положение органа страхового надзора в России является устойчивым, несмотря на то, что с 1991 года функции страхового надзора выполняли разные органы: подразделение Минфина РСФСР, Государственный страховой надзор Российской Федерации, Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, Департамент страхового надзора, Федеральная служба страхового надзора, Инспекции по Федеральным округам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Служба Банка России по финансовым рынкам, Департамент страхового рынка. Эти все изменения ведут к поиску лучших путей исполнения страхового надзора.

Основными факторами, вызывающие необходимость реализации страхового надзора, являются:

  • важная роль страхования, как институт финансовой системы государства;
  • защита интересов страхователей.

Так же можно сказать о том, что создание финансового мегарегулятора в России являлось необходимостью для развития финансовой системы и качественного рывка в финансовой грамотности населения, а также законности введения бизнеса в инвестиционной и банковской сферах. Все это наводит на мысли, что результаты работы финансового мегарегулятора не заставят себя ждать.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий