ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАХОВОЙ НАДЗОР

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

26.05.2015 Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

26.05.2015 Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

23.05.2015 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»

Популярные книги

Название книги Кол-во просмотров
15 Морозова Людмила Александровна – Теория государства и права 12035
16 Матузов Н.И., Малько А.В – Теория государства и права 3821
249 Нерсесянц В. С. (под ред.). История политических и правовых учений: Учебник для вузов — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – 944 с. 2696
302 Михайленко Е. М. Гражданское право: общая часть. Конспект лекций 2479
411 Гришаев С.П. Наследственное право. – Система ГАРАНТ, 2005 г. 2255
36 Гатин А.М. Гражданское право. Уч. пос. 2009 – 384 стр. 2091
178 Химичева Н. И. Покачалова Е. В. Финансовое право — М. Норма, 2005. — 464 с. — (Серия учебно-методических комплексов) 1722

Новое на сайте

Название книги Кол-во просмотров
457 Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Учебник. 2004-256с 260
456 Бахарев П.В. ОСНОВЫ АДВОКАТУРЫ: Учебно- методический комплекс 198
455 Данилов Е.П. Справочник адвоката: консультации, защита в суде, образцы документов 222
454 Шпаргалка по адвокатуре и нотариату. Михайлова Н.С 115
453 Данилов Е.П. Справочник адвоката: консультации, защита в суде, образцы документов. 2010 300
452 Кучерена А.Г. (под ред). Научно-практический комментарий к федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. 293
451 КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 31 МАЯ 2002 Г. N 63-ФЗ “ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” 265
450 Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. Монография 228
449 Демидова Л.А. Адвокатура в России. Учебник 307
448 Адвокатское право. Учебно-практическое пособие Грудцына Л.Ю. Адвокатское право. 187
447 Аграрное право. Учебник Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Ведышева Н.О. Под редакцией М. И. Палладиной, Н. Г. Жаворонковой 345
446 Авторское право и смежные права И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев (под ред. И. А. Близнеца)
445 Крашениников П.В. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 146
416 Закиров Р.Ю., Гришина Я.С., Махмутова М.М. Наследственное право 291
415 Барщевский М.Ю. Наследственное право. Учебное пособие. 248
414 Гришаев С.П. Наследственное право: учебно-практическое пособие. – “Проспект”, 2010 г. 346
413 Булаевский Б.А. и др. – Наследственное право 359
411 Гришаев С.П. Наследственное право. – Система ГАРАНТ, 2005 г. 2255
410 Улюкаев В. Х. – Земельное право – Учебник 482

Цель и функции государственного страхового надзора в Российской Федерации

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение возмещения ущерба, причиненного производству, организациям и гражданам различимыми непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Его величина зависит от ряда факторов (степень вероятности страхового случая, интенсивность вредоносного воздействия разрушительных сил природы, стоимость имущества, принятого на страхование, и т.д.). Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, притки крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение деятельности страховщика в этих условиях существенно возрастет. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, которые охвачены страхованием, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиции временно свободных ресурсов страхового фонда. В связи со всем сказанным ранее требуется организация государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая в единое целое интересы страховщиков, населения и экономики. В основе организации государственного страхового надзора находится проблема величины резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы представляет собой объект государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора. Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, принятия законов по отдельным видам предпринимательской деятельности, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» от 30 июня 2004 г. № 330 страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется органами государственной власти на принципах законности, гласности и организационного единства.

Итак, целями государственного регулирования страховой деятельности являются:

  • организация страхового дела, которая выражается в создании единой нормативной базы на федеральном уровне;
  • создание единых условий и правил страхования;
  • развитие рынка страховых услуг;
  • защита прав участников страховых правоотношений.

Основные функции федерального органа исполнительной власти

по надзору за страховой деятельностью — это:

  • выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (дали в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
  • обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Также одна из целей государственного регулирования — предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. Данная функция обеспечивается Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Итак, основными направлениями государственного регулирования являются:

  1. государственный надзор за страховой деятельностью;
  2. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;
  3. пресечение монополистической деятельности и недобросовестности конкуренции на страховом рынке;
  4. общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций;
  5. прямое участие государства в становлении и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования.

Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, первая и главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Западная практика обычно требует представить рекомендательное письмо от какого-либо известного лица в финансово-кредитной сфере. Не получив официального признания, страховое общество не может функционировать.

Органом государственного страхового надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.

Следующая функция — обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально снимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности.

Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

Третья функция — поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является упраздненным исполнительным органом. Ранее он находился в ведении Минфина. Рассмотрим далее, какими полномочиями обладала Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

Создание и упразднение

В соответствии с ФЗ от 27 ноября 1992 года (в редакции 31 дек. 1997-го) был образован контрольный Департамент при Минфине. По Указу Президента № 314 от 9 марта 2004 г. вместо него была сформирована Федеральная служба страхового надзора. В 2004-2011 гг. этот исполнительный орган контролировал исполнение указанного выше ФЗ. 4 марта 2011 г., по указу президента, он был присоединен к ФСФР с передачей последнему ее функций.

Деятельность Федеральной службы страхового надзора

К основным функциям рассматриваемого органа относили:

  1. Выдачу лицензий организациям, осуществлявшим страховую деятельность.
  2. Ведение Единого Госреестра предприятий, занятых в этой сфере.
  3. Контроль обоснованности установленных компанией страховых тарифов и надзор за обеспечением платежеспособности компаний, предоставлявших услуги.
  4. Утверждение правил по формированию и размещению резервов, показателей и учетных форм по операциям и отчетности.

Кроме этого, Федеральная служба страхового надзора РФ осуществляла выдачу в установленных в законодательстве случаях разрешений на:

  • увеличение объемов уставных капиталов действующих компаний за счет иностранных инвестиций;
  • совершение сделок при участии зарубежных лиц по отчуждению долей (акций);
  • открытие филиалов компаний с иностранными инвестициями.

В задачи исполнительного органа также входила разработка методических и нормативных документов, касающихся страховой деятельности в рамках его компетенции, а также обобщение практики деятельности компаний, подготовка и предоставление предложений по совершенствованию и развитию отраслевого законодательства.

Порядок выдачи лицензий

Федеральная служба страхового надзора осуществляет оформление разрешений на основании документов, предоставляемых компанией. К ним относят:

  1. Св-во о горсрегистрации, учредительные бумаги.
  2. Справки банковской организации о размере уставного капитала (оплаченного не менее минимума, установленного в законодательстве).
  3. Бизнес-план (экономическое обоснование работы).
  4. Правила по видам страхования.
  5. Расчеты тарифов.
  6. Информацию о руководителях и заместителях.

Перестраховщикам нет необходимости предоставлять бизнес-план, расчет тарифов и правила.

Особенности разрешений

Федеральная служба страхового надзора осуществляла выдачу лицензий на проведение добровольного и обязательного обеспечения личных, имущественных рисков и ответственности. В лицензиях указывался конкретный вид услуги, которую организация может оказывать. Разрешения выдавались и перестраховщикам, если их деятельность связана исключительно с перестрахованием. Исполнительный орган мог отказать заявителю в получении лицензии. В качестве основания в таких случаях выступало несоответствие поданной документации установленным законодательствам требованиям. В случае выявления таких противоречий в ходе работы лицензированной компании, Федеральная служба страхового надзора могла приостановить, ограничить или отозвать разрешение. Последнее имело место при невозможности устранить нарушение.

Полномочия

Федеральная служба страхового надзора вправе:

  1. Получать от зарегистрированных организаций отчетность о их работе, сведения о их финансовом состоянии.
  2. Осуществлять проверки соответствия нормам законодательства, достоверности предоставленных документов.
  3. Давать рекомендации по устранению нарушений в случае их выявления.
  4. Ограничивать, приостанавливать или принимать решение об отзыве разрешений в случае неисполнения организацией рекомендаций.
  5. Направлять обращения в арбитраж с исковыми требованиями о ликвидации предприятия-страховщика при неоднократном нарушении им законодательства, а также в случае осуществления им деятельности без лицензии.

Компетенция территориальных подразделений

Региональные инспекции были сформированы в соответствии с правительственным Постановлением № 609 от 26 июня 1993 года. Территориальные подразделения надзорной службы исполняют следующие функции:

  1. Осуществляют контроль над соответствием требованиям, установленных в законодательных и прочих нормативных актах отраслевого значения.
  2. Проводят проверку обоснованности установленных тарифов и обеспечение платежеспособности работающих в сфере страхования организаций.
  3. Контролируют порядок соблюдения правил по формированию и размещению резервов.
  4. Обобщают практику работы компаний, посредников и прочих участников рынка, направляют представления в федеральный исполнительный орган предложений по совершенствованию порядка надзора за исполнением отраслевого законодательства в страховой деятельности.
  5. Рассматривают жалобы и заявления от юрлиц и граждан по проблемам, касающимся нарушений требований нормативных актов.

Поскольку Федеральная служба страхового надзора передала свои полномочия ФСФР, то территориальные подразделения, сформированные в соответствии с указанным выше правительственным Постановлением, исполняют свои обязанности в рамках вверенных полномочий под руководством последней. В своей работе региональные представительства обеспечивают тесное взаимодействие с прочими исполнительными органами соответствующих субъектов.

Похожие статьи

Кто контролирует страховые компании по осаго

При подачи жалобы в РСА стоит учитывать, что эта организация принимает обращения только по вопросам ОСАГО и страхование в рамках системы “Зеленая карта”. РСА не рассматривает иные жалобы, например по КАСКО.

Кроме того, компания должна входить в союз автостраховщиков.

Ф.И.О. заявителя, адрес, контактный телефон; описание сути проблемы; номера договоров ОСАГО причинителя вреда и потерпевшего; дату дорожно транспортного происшествия; дату подачи заявления в компанию; указать компанию, в действиях которой необходимо разобраться; подпись заявителя.

Этим постом, пожалуй, продолжу серию, которая кратко рассказывает об органах надзора и прочих проверяющих, которые контролируют деятельность страховых компаний.

Посмотрим, что проверяют, на что обращают внимание, какие последствия имеют выявленные нарушения. 1. Центральный банк (он же ЦБ, он же Банк России) Российской Федерации, который сегодня стал глобальным регулятором рынка.

Куда пожаловаться на компанию На территории РФ есть две официальные инстанции, в которые можно обращаться, если вы пострадали от бездействия или ущемления своих прав компанией.

image

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль финансово-хозяйственной деятельности и финансовой отчетности в страховых компаниях регулируется законодательством и осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами.

Страховой аудит представляет собой деятельность, направленную на проведение независимой оценки бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций.

Основной целью аудита является проверка достоверности предоставленной отчетности, а также соответствия деятельности страховщика нормативным актам и законодательству РФ.

Страховой надзор является важнейшим элементом регулирования деятельности страховых компаний со стороны государства.

С 2013 года страховой надзор в России осуществляется Департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Одной из главных функций государственного контроля за страховой деятельностью остается защита прав страхователей. Также страховой надзор выполняет следующие основные функции:

  1. Выдача и отзыв лицензий на осуществление страховой деятельности, а также ведение единого реестра страховщиков.
  2. Осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела законодательства РФ.
  3. В случаях, предусмотренных законодательством, выдача разрешений на увеличение уставного капитала страховой организации за счет средств иностранных инвесторов.
  4. Разработка нормативных актов по вопросам страховой деятельности.
  5. Контроль за обоснованностью установленных страховщиком страховых тарифов, а также обеспечение необходимого уровня его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  6. Разработка предложений по развитию и совершенствованию страховой деятельности в РФ.
  7. Реализация единой государственной политики в страховой области.

Лень читать?Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

При этом субъекты страховой деятельности обязаны:

  • Соблюдать требования законодательства и нормативных актов в области страхования.
  • Предоставлять всю необходимую финансовую отчетность и документацию касательно своей деятельности, а также информацию о текущей финансовой ситуации, в том числе о банкротстве.
  • Устранять нарушения, выявленные органами страхового надзора в ходе проверки, и предоставлять подтверждающую документацию.
  • Предоставлять органам страхового надзора информацию обо всех своих филиалах и представительствах, а также документы, подтверждающие полномочия их руководителей.

При нарушении субъектом страхового дела законодательства и нормативных актов, регулирующих страховую деятельность в РФ, органы государственного страхового надзора имеют право применять различные санкции в виде штрафов, а также приостановке или отзыве лицензии.

Одной из важнейших форм контроля деятельности страховых организаций является проведение аудиторской проверки.

Аудит страховых организаций может быть внутренним и внешним.

Согласно законодательству РФ для обеспечения внутреннего контроля совей деятельности, страховая организация организует внутренний страховой аудит, для чего назначается ответственное должностное лицо или создается специальное структурное подразделение (для более крупных компаний).

Основной целью проведения внутреннего аудита является предоставление владельцам и органам управления компанией объективной информации о деятельности страховой организации и отдельных ее подразделений. Особенно важен такой тип аудиторской проверки в крупных компаниях с широко развитой сетью филиалов и представительств.

  • Департамент следит за соблюдением страхового законодательства.
  • Проводит аттестацию актуариев.
  • Выдает или отбирает лицензии.
  • Обеспечение единой государственной политики.
  • Нормотворческая функция.
  • Контроль субъектов страхового дела. Предупреждение их банкротства.
  • Формирование интереса потенциальных потребителей услуг страховщиков.
  • Дальнейшее построение системы государственного надзора
  • Гарантирование выполнения страховщиками обязательств по выдаче денег
  • Формирование инфраструктуры рынка страховки.
  • Подготовка новых кадров.
  • Создание условий для инвестирования в сферу страхования.

В Московском фонде ОМС подвели итоги кампании «Полис в отпуск»

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (МГФОМС) завершил информационную кампанию «Полис в отпуск», задачей которой было напомнить застрахованным по ОМС жителям столицы о необходимости брать с собой полис ОМС, отправляясь на отдых за город или в другие регионы России.

По данным МГФОМС за 9 месяцев 2015 года около 190 тысяч полисов были переоформлены с московского на полисы других регионов России.

ГлавнаяКоллекция “Revolution”Государство и правоСтраховой надзор

Правовые основания и принципы осуществления страхового надзора. Юридическая природа, функции и полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам. Контроль за деятельностью субъектов страхового дела, согласно положениям страхового законодательства.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.02.2015
Размер файла 107,6В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий