Определяем страховую компенсацию: единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Содержание

imageРекомендуем прочитать о том, как вернуть КМБ по ОСАГО. Из статьи вы узнаете о том, как вернуть КМБ по ОСАГО через РСА, если страховщик отказывает в этом, если страховая компания ликвидирована.

А здесь подробнее о том, как коэффициент безаварийности ОСАГО влияет на стоимость страховки.

Структура ЕМРУ

Документ состоит из:

  • 7 глав, представляющих собой методические указания;
  • 10 приложений, по которым делаются расчеты;
  • электронной базы цен на запчасти, тоже используемых для них;
  • условий проведения экспертизы ТС для определения расходов на восстановление.

Его полезно изучить водителям личных авто, застрахованным по ОСАГО. Ведь для расчета суммы на ремонт транспорта, принадлежащего юридическому лицу, используются иные схемы.

Обследование машины по ЕМРУ

Документом регламентируется порядок осмотра ТС и определения размера нанесенного ему урона. На основании первого составляется акт, где указывают дефекты, в том числе скрытые, подробно их описывают. Для обнаружения повреждений может проводиться демонтаж ТС. Указывают площадь дефекта, место расположения, вид деформации.

Глава 1 рекомендует использовать для подтверждения сведений о повреждениях фото машины, выполненные в соответствии с требованиями Приложения 1. В ней же указана необходимость предварительно определить способы устранения дефектов.

image

В главе 2 расписан порядок изучения обстоятельств ДТП. Техник должен установить связь между происшествием и получением машиной деформаций.

Как производятся расчеты по ЕМРУ

Порядок вычисления суммы, необходимой на ремонт машины, определен главой 3. Единая методика расчета ущерба по ОСАГО Центробанком составлена так, что требует при этом учитывать:

  • износ деталей, которые приходится менять;
  • стоимость материалов и запчастей;
  • цену за ремонтные работы.

Используется формула C=Pзч+Pр+Pм, где участвуют все перечисленные показатели. При этом допустима погрешность в 10%.

В главе 3 есть и формула расчета стоимости запчастей. Необходимо знать несколько показателей. Желающим сделать подсчет самостоятельно, следует заглянуть в пункт 3.6.3 документа:

Размер расходов на запасные части рассчитывается по следующей формуле:

где:

m — количество наименований деталей (узлов, агрегатов), подлежащих замене;

kj — количество единиц детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащих замене;

Cjзч — стоимость детали (узла, агрегата) j-го наименования, установка которой назначается взамен детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащего замене (рублей);

Иj- износ детали (узла, агрегата) j-го наименования, подлежащего замене (процентов).

Название и цену элемента машины смотрят в каталоге производителя или электронной БЦЗ Российского Союза Автостраховщиков. Если там ее нет, используют прайс-листы поставщиков деталей.

В той же главе 3 устанавливается порядок расчета затрат на материалы, используемые при ремонте. Это краска, шпатлевка и др. Стоимость узнают при помощи специальных

автоматизированных систем. А если это невозможно, используют формулу из пункта 3.7.2:

где:

n — количество видов материалов;

Сim — стоимость одной единицы материала i-го вида (рублей);

Nim — удельная норма расхода материала i-го вида (ремонтных единиц);

Kip — количество ремонтных единиц (например, количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, квадратных метров), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида.

Стоимость ремонтных работ исчисляется в соответствии с подразделом 3.8 ЕМРУ. Учитывается их трудоемкость и цена за 1 час. Используют нормативы предприятия-изготовителя авто или разработчиков технологий ремонта.

Как по ЕМРУ считают степень износа деталей

Для определения уровня изношенности агрегата или иной составляющей ТС, используют следующую формулу, указанную в главе 4:

Здесь e=2,72, ΔT и ΔL – коэффициенты, взятые из Приложения 5 к документу,Tku – срок использования детали, Lku – пробег машины.

Мнение эксперта Надежда Смирнова Эксперт по автомобильному праву Если какая-то составляющая находится в заведомо более истрепанном состоянии, чем остальные, для определения степени износа применяют показатели из Приложения 6. При замене некоторых элементов авто амортизация вообще не учитывается. Речь о подушках безопасности, ремнях и прочих деталях из Приложения 7 ЕМРУ.

Если ТС полностью уничтожено

В соответствии с порядком, определенным для РСА, единая методика расчета ущерба по ОСАГО допускает компенсировать владельцу ТС его стоимость на момент аварии. Но при сохранении в хорошем состоянии некоторых деталей их можно снять с машины, оценить и реализовать. О том, как это делается, есть информация в главе 5 ЕМРУ. Стоимость определяется по формуле:

Здесь:

  • Ц – цена авто без повреждений на момент оценки годных остатков;
  • К3 – коэффициент затрат на разбор, хранение, реализацию (для «легковушек», мотоциклов, небольших грузовиков он равен 0,7);
  • Кв – коэффициент срока эксплуатации авто (определяется по Приложению 9);
  • Кon – коэффициент степени разрушения ТС (устанавливается по Приложению 10);
  • Ci – соотношение цены неповрежденных составляющих к стоимости машины (определяется по Приложению 10);
  • n – число оставшихся целыми элементов.

Если остатки ТС нельзя продать для дальнейшего использования, их реализуют как металлический лом.

Смотрите в этом видео о том, как работает едина методика расчета ущерба по ОСАГО:

Установление цены авто до аварии

Чтобы понять, сколько стоит ремонт ТС, или узнать размер компенсации, если оно уничтожено, нужно определить цену техники до ДТП. Это делается в соответствии с главой 6 Методики. За основу принимают среднюю цену аналогичного авто на момент проведения экспертизы. Если ремонт обойдется дороже или приблизится к этой цифре, он нецелесообразен. Владелец получит компенсацию за утраченную машину в размере максимум 400 тыс. р. либо меньше.

Как узнать цену запчастей через РСА

У Российского Союза Автостраховщиков есть сайт, который будет полезен владельцам ТС, чтобы узнать примерную стоимость используемых для ремонта деталей машин. Там же удастся получить информацию о том, во сколько обойдутся восстановительные работы. Необходимо:

  • зайти на сайт и кликнуть на опцию «ОСАГО»;
  • выбрать из открывшегося списка строку «Проверка средней стоимости запасных частей…»;
  • ввести в появившиеся рамки дату запроса, экономический регион, марку авто и номер интересующей детали;
  • отправить запрос.

Сразу на той же странице сайта можно узнать среднюю цену часа ремонтных работ и материалов. Необходимо нажать на соответствующие ссылки. Для вычисления стоимости часа работ потребуется ввести дату запроса, регион, марку и тип ТС. Узнать цену материалов легко с помощью внесения в открывшиеся графы названия их производителя и самого интересующего продукта.

Рекомендуем прочитать о том, для чего определяют класс водителя для ОСАГО. Из статьи вы узнаете о том, что означает класс водителя, от чего он зависит, как рассчитать свой класс для полиса.

А здесь подробнее о том, где самое дешевое ОСАГО.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО не идеальна. А обычному автовладельцу иногда сложно понять многие ее нюансы. Но ЕМРУ помогает избежать обмана страховщиками клиентов и страхователями фирм. А кроме того, не исключает возможности использования других схем, правовых документов для установления стоимости ремонта (Основных и Дополнительных нормативов), борьбы за справедливое возмещение в суде.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о том, как проверить стоимость запчастей через РСА:

Главная / Автоюрист / Страхование / ОСАГО

Назад

Опубликовано: 27.03.2019

Время на чтение: 4 мин

Читайте также:  Купить полис ОСАГО онлайн через Госуслуги

21549

Согласно ФЗ от 25.04.2002 №40-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» сумма максимальной компенсации при ДТП составляет 400 тысяч рублей в случае причинения вреда имуществу, в частности, автомобилю, и 500 тысяч рублей, если нанесен вред здоровью или жизни человека.

  • От чего зависит сумма ущерба по ОСАГО при ДТП
  • Как рассчитывается стоимость ущерба
  • Онлайн-калькуляторы для самостоятельного расчета страховой выплаты

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Задать вопрос

Возмещение по страховке после дорожного происшествия

Рассчитывать на страховое возмещение по полису ОСАГО может участник дорожного движения, который попал в аварию не по своей вине. Возмещает нанесённый вред пострадавшему не сам виновник ДТП, а его страховая компания, с которой он заключил договор ОСАГО. При этом у потерпевшего есть возможность обратиться за прямым возмещением убытков к своему страховщику, который, в свою очередь, имеет право запросить возмещение у страховщика виновника.

Важно! Владелец полиса ОСАГО не получает каких-либо выплат по данной страховке, независимо от того, на ком лежит вина. Если он выступает в качестве пострадавшей стороны, то выплаты в его пользу должен перечислить страховщик виновника.

Напротив, в случае если он виновен, то его страховая компания направляет страховое возмещение потерпевшему.

Выплаты, осуществляемые в пользу потерпевшего водителя или пешехода, направлены на покрытие ущерба, возникшего от действий виновника. В частности, такие отчисления направлены на:

  1. ремонт автомобиля с целью приведения его в состояние, которое было до аварии;
  2. покупку новой машины, если ремонт не возможен;
  3. лечение, если нанесён урон здоровью;
  4. покупку медикаментов;
  5. возмещение расходов за услуги эвакуатора и транспортировку пострадавших в больницу;
  6. покрытие ущерба, связанного с потерей трудоспособности;
  7. возмещение средств на погребение погибшего в ДТП человека.

Несмотря на величину реального ущерба, на основании статьи 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», максимальный размер выплаты составит:

  • 500 тысяч рублей, если нанесён вред здоровью или жизни человека;
  • 400 тысяч рублей, если пострадало имущество (автомобиль).

Расчет по системе действительной имущественной стоимости

Размер страхового возмещения определяется как величина фактического ущерба, а при полном уничтожении застрахованного имущества восстановления, — всей его стоимости, которая определяется сторонами при подписании страхового договора.

Пример.

Предприниматель арендовал склад для хранения продукции. Стоимость продукции составляет восемьсот тысяч рублей. При возникновении пожара продукция сгорела, ничего восстановить невозможно, следовательно, ущерб также будет равняться восемьсот тысячам рублей. Предприниматель получит компенсацию восемьсот тысяч рублей.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Расчет страхового возмещения и размеров ущерба 420 руб.
  • Реферат Расчет страхового возмещения и размеров ущерба 220 руб.
  • Контрольная работа Расчет страхового возмещения и размеров ущерба 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

От каких входных данных зависит сумма ущерба?

Сумма ущерба транспортному средству зависит от стоимости ремонта. Сумма восстановления автомобиля может быть определена двумя способами:

  1. силами страховой организации;
  2. с помощью независимого оценочного мероприятия.

Но в любом случае сумма ущерба транспортному средству будет зависеть от следующих параметров:

Читайте также:  «Месть страховщика», или Незнание Закона об ОСАГО не освобождает от ответственности. Как «европротокол» обернулся мне боком

  • дата происшествия, повлекшего урон машине;
  • регион;
  • марка автомобиля;
  • год его выпуска;
  • пробег транспортного средства;
  • дата начала эксплуатации ТС;
  • его комплектация;
  • дефекты доаварийного характера;
  • износ деталей, взамен которых устанавливаются новые.

Особенности расчета страхового возмещения и размеров ущерба

Порядок расчетов возмещения страховщиком устанавливается самостоятельно. Он должен закрепляться договором и правилами страхования.

Для самостоятельного корректного расчета ущерба и суммы возмещения потребуются:

  • страховой договор и правила страхования, которые являются его неотъемлемой частью;
  • заявление застрахованного или страхователя (зависимо от договора это может быть или один человек, или разные лица);
  • акт страхования;
  • данные от компетентных органов (при необходимости).

При наступлении случая по страхованию, застрахованный должен обращаться с заявлением в страховую организацию и приложить перечень пришедшего в негодность или утраченного имущества.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Как делают расчет стоимости ущерба в страховой компании?

Если было ДТП, стоимость ущерба и восстановительных работ считают на основании информации, собранной при первичном осмотре повреждённой машины, а при необходимости – при дополнительном осмотре, и зафиксированной в специальном акте.

Для определения стоимости ремонта страховщик складывает следующие составляющие:

  1. издержки на осуществление ремонтных работ;
  2. расход на материалы;
  3. стоимость заменяемых запчастей.

В свою очередь, затраты на запчасти определяются компанией-страховщиком как сумма расходов на каждую единицу запчасти, рассчитываемую путём умножения:

  • количества таких деталей;
  • их цены;
  • понижающего коэффициента, учитывающего износ старой детали.

Справка! Износ деталей необходим для определения понижающего коэффициента, на который уменьшается цена запчастей. Например, если износ составляет 30%, то будет применяться коэффициент 0,7, рассчитанный как разность между единицей и процентом износа, делённым на 100%. Подробнее о расчете износа для ОСАГО можно узнать тут.

Износ комплектующих исчисляется, исходя из сведений о:

  1. срока эксплуатации;
  2. пробега машины;
  3. коэффициентах влияния данных параметров на износ, значения которых установлены Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П.

В случае полной гибели автомобиля страховщик обязуется выплатить деньги на приобретение нового. Размер выплаты в данном случае определяется как разность между:

  • стоимостью машины в день аварии;
  • стоимостью годных остатков.

Под годными остатками понимаются те детали и части машины, которые можно демонтировать и реализовать.

При этом цена годных остатков рассчитывается как произведение:

  • цены ТС в состоянии до аварии;
  • доли стоимости целых деталей в полной стоимости ТС;
  • коэффициента расходов на продажу запчастей (0,7 – для легковушек, 0,6 – для грузовых);
  • коэффициента срока эксплуатации ТС;
  • коэффициент степени повреждений.

Вышеперечисленные коэффициенты также определяются на основании Положения Центробанка.

Больше нюансов о единой методике расчета ущерба по ОСАГО можно узнать в этом материале.

В дополнение к тексту подзаголовка, смотрим видео о том, как происходит расчет убытков о оценка ущерба по ОСАГО после ДТП:

Читайте также:  Особенности лимитов ответственности по ОСАГО

Единая методика расчета ущерба

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО (ЕМРУ) представляет собой совокупность формул, которые используются для вычисления итоговой суммы ущерба, с указанием расшифровки имеющихся значений и области их применения. Регулируется методика Положением ЦБ РФ от 19.09.2014 №432-П и содержит в себе следующую информацию:

  • порядок определения повреждений у автомобиля, полученных в результате ДТП;
  • правила изучения обстоятельств аварии;
  • методы расчета расходов на приобретение материалов и деталей для проведения восстановительного ремонта и стоимости самой работы;
  • порядок определения степени износа деталей и узлов ТС;
  • правила расчета стоимости деталей, которые могут быть реализованы;
  • определение рыночной стоимости автомобиля до участия в ДТП;
  • порядок формирования и установления средней цены на материалы, запчасти и нормочас работы.

На основании этой методики страховая компания производит расчет стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО с учетом имеющейся на момент аварии степени износа автомобиля.

В соответствии со ст. 12 Закона №40-ФЗ страховщик возмещает ущерб по полису ОСАГО путем направления пострадавшего в ДТП автомобиля на ремонт в СТО. Денежная компенсация может быть выплачена только в ограниченных случаях, перечисленных в п. 16.1 ст. 12 №40-ФЗ.

Как производятся вычисления

Страховая компания в рамках действия страхового договора по ОСАГО оплачивает следующие составляющие ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля:

  • восстановительные работы, включая покраску деталей кузова авто;
  • диагностику и регулировку узлов ТС;
  • контроль за выполнением ремонтных работ;
  • дополнительные действия, связанные с ремонтом или заменой деталей авто.

Для расчета итогового размера ущерба, который страховая компания обязана компенсировать по полису ОСАГО, используется следующая формула:

СР = РПР + РМ + РЗЧ, где:

  • СР — это общая сумма расходов на ремонт авто;
  • РПР — расходы на проведенные работы по восстановлению ТС;
  • РМ — средства, потраченные на закупку необходимых материалов;
  • РЗЧ — расходы на покупку запчастей, которые невозможно было восстановить после аварии.

Сумма, полученная после вычислений, округляется до сотен рублей. Методика допускает наличие погрешности не более 10% от общей стоимости.

Как не стать жертвой обмана?

Как правило, ответственные автовладельцы чётко следуют букве закона и вовремя приобретают «автогражданку», при этом исправно уплачивая за это премию страховой компании. Но, к сожалению, далеко не все страховщики отплачивают им тем же. Нередко автомобилисты попадают в такие ситуации, когда недобросовестные организации неправомерно отказываются от выплат по полису ОСАГО или существенно занижают их размер.

Ведь наступление страхового случая вынуждает страховщиков нести дополнительные расходы, поэтому они пытаются их снизить любыми путями.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой обмана нечестной компании-страховщика?

  1. Изучить, какие случаи отказа являются незаконными и каждый из таких случаев обжаловать в судебном порядке. Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся причины отказов, которые можно оспорить.
    • Договор, который заключается при приобретении «автогражданки», содержит срок, в течение которого страхователь должен сообщить о наступлении страхового случая. Но в оговоренные сроки он это не сделал. Причина отказа при таких обстоятельствах является обоснованной. Однако есть возможность её преодолеть, предоставив подтверждение тому, что это не было сделано по уважительной причине. Например, если человек лежал в больнице, он может направить страховщику выписку из медкарты.
    • Зачинщик дорожного происшествия скрылся с места аварии. Законным отказ в этом случае будет только в том случае, если личность виновного водителя нельзя установить. Если же известно, кто создал аварийную ситуацию, то страховая должна возместить ущерб.
    • Страховщик лишился лицензии. Отказ по этой причине в любом случае можно преодолеть. Для этого требуется составление претензии и её направление в адрес РСА. Зачастую убытки пострадавшим в этом случае компенсирует РСА.
    • Если получатель страховой выплаты подозревает её занижение, следует перепроверить, правильно ли учтены цены на запасные части автомобиля, которые подлежали замене. Сделать это можно, обратившись к справочнику РСА (как рассчитать ущерб по базе РСА?), отчётам экспертов, информации интернет-площадок.
    • Рекомендуется поверить автомобиль на наличие скрытых повреждений. Скорее всего, страховщик на них не обратит внимание, потому что ему не выгодно увеличивать уровень страхового возмещения. Помочь с обнаружением может независимая оценочная компания.

    Важно! Решить проблему занижения уровня страховых сумм можно, не прибегая к судебным разбирательствам. Для этого необходимо обратиться в страховую с требованием пересчёта суммы компенсации на основании подтверждающих документов.

    Расчет по системе первого риска

    Здесь, для определения суммы возмещения по страхованию, необходимо учитывать, что величина компенсации в границах установленной суммы страхования принимается равным ущербу.

    Пример.

    Перевозчик страхует ответственность на сумму четыреста тысяч рублей. Поступает заказ на перевозку хрустальных изделий на сумму семьсот тысяч рублей. При перевозке партия подвергалась частичному бою, отправитель груза нанесен ущерб в триста тысяч рублей.

    Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Ущерб менее страховой суммы, в связи с этим будет возмещаться в абсолютном объеме, то есть триста тысяч рублей.

    Если ущерб оказывается пятьсот тысяч рублей, то перевозчику будет возмещаться лишь четыреста тысяч рублей, остальные сто тысяч рублей ему придется компенсировать заказчику из собственных средств.

    Расчет степени повреждения авто

    При проведении исследования поврежденного в аварии автомобиля специалисты должны строго соблюдать установленный регламент. Порядок действий определяется приказами:

    • №325 Министерства юстиции РФ;
    • №714 Минздравсоцразвития РФ;
    • №124 Министерства транспорта России.

    В соответствии с этими документами, процедура начинается с обследования машины. Этот этап подразделяется на:

    • подготовку авто к осмотру;
    • выполнение первичного осмотра;
    • определение повреждений кузова;
    • выявление повреждений каркаса;
    • составление предварительных выводов о возможных способах восстановления авто.

    Следующий шаг – изучение информации о ДТП. На этом этапе эксперт должен провести анализ сделанных сотрудниками ГИБДД выводов и выявить настоящие причины появления у авто повреждений. Чтобы справиться с этой задачей необходимо:

    • проанализировать имеющуюся информацию о происшествии;
    • создать компьютерную модель ДТП;
    • провести специализированные исследования, в случае, если стандартные действия не смогли дать ответы на поставленные вопросы.

    На следующем этапе эксперт должен определить перечень работ, которые необходимо будет провести для восстановления транспортного средства. Специалист выясняет объем затрат на:

    • приобретение запчастей и расходных материалов;
    • оплату услуг автомехаников.

    Очень важно определить степень износа подлежащих замене запасных частей. Если автомобиль был сильно поврежден и есть вероятность того, что эксперт зафиксирует его полную гибель, определяется также цена годных остатков. Стоимость деталей и услуг берется из базы РСА.

    Завершается процедура расчетом рыночной цены авто до столкновения. Это необходимо для того, чтобы сравнить стоимость восстановительных работ с ценой авто до аварии. Если в результате исследования выяснится, что восстановление обойдется дороже, страховщик может признать инструктивную гибель машины и выплатить компенсацию минусовая из суммы стоимость годных остатков.

    Методика, выпущенная Центральным Банком, сделала универсальным расчет ущерба по ОСАГО. Калькулятор выплаты, созданный Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) позволил устранить путаницу в подсчетах убытков.

    Вместе они подразумевают получение объективных сведений всеми специалистами, проводящими расчеты затрат на восстановление и позволяют любому автомобилисту посчитать размер возмещения.

    Содержание

    Что такое единая методика расчета ущерба

    Ранее для подсчетов возмещений по ОСАГО применялось 5 различных методик. Это часто приводило к большому разбросу результатов оценки, суммы страховок занижались, а количество судебных исков в отношении компаний-страховщиков росло в геометрической прогрессии.

    19.09.2014 года вышло Положение Центробанка о Единой методике расчета ущерба по ОСАГО (ЕМРУ). После вступления в силу документа, универсальный метод определения стоимости ущерба обязаны применять следующие категории специалистов:

    • работники страховых организаций;
    • аккредитованные техники-эксперты;
    • судебные эксперты.

    Это означает, что каждый эксперт, является он представителем страховой, независимым экспертом или проводит судебную экспертизу повреждений машины в ДТП – обязан придерживаться ЕМРУ. Этот подход исключает возможность получения разных данных при подсчетах убытков и позволяет избегать спорных случаев с судебными разбирательствами.

    Основу для исчисления затрат на восстановление ТС после ДТП составляют справочники РСА.

    По ним определяются среднерыночные цены на запасные части, подлежащие замене, на материалы и средняя стоимость нормо-часа ремонтных работ для конкретного автомобиля. Все расходы классифицируются по маркам машин и экономическим районам страны. Информацию в справочниках обновляют 2 раза в год.

    Единая методика представляет собой инструкцию для специалистов, где пошагово прописано, как рассчитать страховую выплату при ущербе в ДТП.

    Как рассчитывается размер выплаты при ДТП по ОСАГО

    Для начала эксперт осматривает ТС, затем составляет акт, где отражает сведения:

    • о состоянии транспортного средства;
    • об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия и возникших в его результате повреждениях;
    • о возможности восстановления авто и масштабе ремонтных работ.

    Общий размер выплаты складывается из стоимости:

    1. Ремонтных работ.
    2. Материалов, необходимых для восстановления повреждений.
    3. Деталей, подлежащих замене.

    Для определения стоимости запчастей, ремонтных работ и материалов берутся средние цены на рынке отдельного экономического региона для конкретной марки транспортного средства. Допускается погрешность при расчетах не более чем на 10%.

    Пример. Если для восстановления автомобиля нужна компенсация в размере 100 000 рублей, а страховая выплатила 90 000 рублей (на 10% меньше), то в суд подавать бессмысленно, т. к. сумма отклонения не превышает той, что разрешена законодательством.

    Страховая выплата распространяется только на детали и комплектующие, ущерб которым был нанесен при ДТП. Исходя из пробега и возраста ТС, считается износ поврежденных элементов при помощи значений коэффициентов, прописанных в ЕМРУ.

    Расчет убытков по калькулятору РСА

    На сайте РСА есть открытые сервисы, где каждый пользователь онлайн может определить примерную сумму возмещения. Как рассчитать выплату при ДТП самостоятельно?

    На ресурсе РСА находится специальный калькулятор. Он содержит 3 раздела – средняя стоимость запчастей, средняя стоимость нормо-часа работ, средняя стоимость материалов. Каждый раздел содержит поля, в которые последовательно необходимо внести соответствующую информацию.

    1. Дата, на которую нужны сведения (как правило, соответствует дню ДТП).
    2. Экономический регион. Выбирается из выпадающего списка.
    3. Марка транспортного средства. На выбор из списка.
    4. Номер запчасти. Одновременно можно ввести три номера. Номера комплектующих можно узнать по каталогу на сайте производителя авто по VIN-коду машины.
    5. Тип транспортного средства – легковой, грузовой или автобус.
    6. Производитель материалов – выбирается из списка.
    7. Наименование материала – вводится вручную, также не более 3-х.

    При сложении всех полученных результатов можно получить стоимость восстановления автомобиля после аварии или проверить правильность расчетов страхового возмещения. Однако следует помнить, что калькуляторы не учитывают коэффициенты износа, поэтому сумма, полученная на сервисе, может отличаться от суммы, которую рассчитала страховая компания.

    На отдельных ресурсах в интернете предлагаются онлайн-калькуляторы для вычисления страховых сумм. Такие сервисы могут содержать устаревшую информацию, тогда как на официальном ресурсе РСА базы обновляются регулярно, и выводится информация, актуальная на 2021 год.

    Благодаря ЕМРУ система подсчета страховых выплат по обязательному страхованию стала более прозрачной и понятной. Однако многие автомобилисты говорят, что стоимость комплектующих в справочниках занижена и выплаченной суммы не всегда хватает на восстановление авто до первоначального состояния.

    ” alt=””>

    Пару лет назад для расчёта величины ущерба по ОСАГО начала использоваться Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Документ был утверждён положением Центробанка от 19.09.2014 г. №432-П.

    Зачем создавалась и что получилось

    Одной из основных целей ввода Единой методики по ОСАГО (ЕМ) было уменьшение количества судебных разбирательств из-за несогласия с суммой компенсации. Ранее страховщики и оценочные компании могли использовать разные принципы расчета ущерба. Соответственно, суммы возмещения, определённые по ним, могли различаться в разы (в бо́льшую или меньшую сторону – в зависимости от «пожеланий» того, кто заказывал оценку). Это провоцировало многочисленные судебные разбирательства.

    По задумке Единая методика должна была унифицировать расчёт величины ущерба исходя из среднерыночных стоимостных показателей и, таким образом, обеспечить потерпевших адекватным возмещением вреда.

    Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

    Выбор типа ТС Количество водителейКол-во водителей

    Однако, если с задачей по сокращению судебных споров Методика справилась (суды стали принимать к рассмотрению в основном расчеты, выполненные по ЕМ), то говорить о полной удовлетворенности клиентов размерами выплат приходится далеко не всегда. Многие считают цены на запчасти и стоимость работ по Единой методике ОСАГО заниженными по сравнению с рынком.

    Споры об актуальности ЕМ

    Оспорить расчеты по Методике пытаются не только автоюристы. 13.04.2016 года Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Татарстана приняло решение о признании Российского союза автостраховщиков (РСА), курирующего справочники ЕМ, нарушителем закона «О защите конкуренции» (ч.1 ст.10 ФЗ-135). Предпосылкой явилось, в частности, несоблюдение принципов формирования ЕМ в части определения средней стоимости услуг по авторемонту. РСА попытался обжаловать это решение в Арбитражном суде Татарстана, но 20 февраля 2017 года жалоба была отклонена. В решении Арбитражного суда по делу №А65-16238/2016 подробно расписаны основания, по которым союз является монополистом в части формирования справочников цен для ЕМ; но несколько интереснее (и, возможно, полезнее) знать нижеследующее.

    И УФАС, и Арбитражный суд исходили из того, что согласно п.7.2.1 Методики, утвержденной Центробанком, для расчета средних цен должны быть проведены исследования в административных центрах областей и республик (всего 85), а также в городах, где проживает от 1 млн человек, в каждом из которых должны быть изучены цены от 8 до 15 магазинов (в том числе в зависимости от региона). В основу же действующего документа, данные для которого готовил РСА, были положены итоги исследований мая-июня 2014 года, при котором изучение цен было лишь по 11 городам:

    • Москва;
    • Санкт-Петербург;
    • Архангельск;
    • Нижний Новгород;
    • Воронеж;
    • Самара;
    • Тольятти;
    • Ростов-на-Дону;
    • Екатеринбург;
    • Новосибирск;
    • Красноярск.

    Таким образом, исследование цен РСА проводил до определения порядка формирования ЕМ Центробанком в третьем квартале 2014 г. – без учета данных требований. А значит, выплаты потерпевшим, произведенные исходя из текущих норм, могут не соответствовать рыночным реалиям (в частности, могут оказаться ниже положенных).

    Чего ждать от Единой методики в дальнейшем?

    Скорее всего, РСА попробует обжаловать решение Арбитража Татарстана в вышестоящих инстанциях. Здесь возможны два варианта развития событий.

    Первый вариант – РСА удастся через апелляцию отменить решения УФАС и Арбитражного суда Татарстана. Ключевые страховщики – члены РСА – приложат к этому все усилия, чтобы не доплачивать (в том числе) по уже урегулированным делам. В этом случае суды по-прежнему будут принимать во внимание в первую очередь Единую методику. Станет ли РСА после такого прецедента корректировать справочники в соответствии с утвержденными положениями Центробанка, не ясно. Но не исключено, что в итоге справочники ЕМ станут более рыночными.

    Второй вариант – апелляция РСА не поможет, решение вступит в силу. Тогда союз так или иначе будет вынужден привести справочники в соответствие с методикой Центробанка. Для страховщиков такое развитие событий чревато множеством судебных разбирательств по несогласию с уже произведёнными выплатами в рамках ЕМ. Для пострадавших выгоды, с одной стороны, очевидны: речь идёт об увеличении сумм возмещений.

    Но, с другой стороны, рост уровня выплат может привести к очередному снижению доступности «автогражданки».

    Если говорить о рынке в целом – достижение определённости в рассматриваемом вопросе в любом случае важно для «автогражданки» . Каждый вариант имеет свои отрицательные и положительные стороны. Но, пожалуй, с непредсказуемостью в данной области связано больше негативных факторов, чем позитивных.

    Е-ОСАГО по выгодной цене

    Для расчёта страховой компенсации при нанесении повреждений транспортным средствам ранее использовались разные способы. Ненадлежащая их согласованность приводила к путанице, судебным разбирательствам. В настоящее время применяется ЕМРУ, или единая методика расчёта ущерба по ОСАГО, в 2019 году именно она призвана регулировать правоотношения между клиентом и страховой компанией. Предназначена система для физических лиц (страхователей). В иных случаях она выполняет рекомендательный характер. Принятая Положением Банка России № 432-П методика используется с 2014 года.

    Особенности процедуры

    Расчета ущерба

    Российским союзом автостраховщиков (РСА) упрощён расчёт ущерба по ОСАГО. ЕМРУ во многом облегчила и стабилизировала задачи, а именно:

    • обеспечила прозрачность отношений между владельцами авто и страховыми компаниями;
    • сделала единой экономическую модель ОСАГО;
    • уменьшила число судебных разбирательств;
    • привела к единству расчётов;
    • сократила протяжённость цикла до выплат по ДТП.

    Процедура обеспечила страховым компаниям большую надёжность. Правом применения рассматриваемой методики владеют разные структуры. Среди них:

    • представители официальных страховых компаний;
    • эксперты частной практики с соответствующей аттестацией и лицензией;
    • экспертные организации (государственные и независимые) при наличии сертификата;
    • лицензированные судебные специалисты, прошедшие аттестацию (автоэксперты).

    Процедура ЕМРУ включает первичный осмотр ТС специалистами, дополнительное обследование экспертами с формированием соответствующего акта. Оценка ущерба может рассчитываться онлайн при помощи специального калькулятора, однако точку в этом вопросе может поставить лишь экспертная комиссия.

    Определение наличия и характера повреждений

    Инструкции по установлению причинённого ТС вреда описываются в главе 1 ЕМРУ. В ней раскрывается суть доказательств в процессе проверки транспортного средства. Объясняются особенности первичных и дополнительных обследований. Единая система расчёта ущерба по ОСАГО определяет порядок фиксации повреждений, а именно:

    • правил проведения осмотра;
    • обследования основы и покрытия кузова и соответствующих повреждений;
    • прогнозирования способов и объёма ремонтных мероприятий.

    В главе 4 рассмотрен аналогичный алгоритм расчёта комплектующих изделий (агрегатов, узлов, деталей). Верная констатация характера повреждений – залог того, что определение стоимости ущерба ОСАГО будет максимально точным.

    Расчёт расходов на ремонт авто

    Расчет

    Особенности определения величины трат на восстановление работоспособности ТС описывается в главе 3 ЕМРУ. Предлагаются алгоритмы вычислений для расходов по статьям:

    • приобретение запчастей: бампер, фары и т. д.;
    • покупка материалов: абразивного сырья, краски, грунтовки и пр.;
    • оплата работы специалистов.

    После подсчёта расходов по каждому из направлений определяется общая сумма, округляемая до сотен рублей. Используется единая база цен, разработанная РСА. В ней учитываются комплектующие элементы ТС моложе 2002 года. По отношению к другим автомобилям принимаются во внимание среднерыночные цены. Поняв, как рассчитывают ущерб по ОСАГО, важно помнить, что стоимость многих запчастей и комплектующих агрегатов определяется с учётом региональных расценок.

    Износ комплектующих

    Этот вопрос раскрывается в главе 4, где конкретизируется, как рассчитать износ автомобиля на дату ДТП. Выясняются степень амортизации деталей, подлежащих замене, и актуальные рыночные цены на запчасти, чтобы вычесть из них остаточную стоимость. Используемые материалы не учитываются.

    На степень амортизации оказывает влияние время использования, пробег, характеристики отдельных деталей (например, остаточная глубина рисунка протектора). Именно эти факторы учитываются в специальной формуле, по которой рассчитывается степень изнашивания запчастей и автомобиля в целом.

    Стоимость годных остатков в случае гибели автомобиля

    Если ТС ремонту не подлежит, учитываются уцелевшие детали и их стоимость. Методике осуществления этого процесса посвящена глава 5 методики. Годные остатки, которые могут реализовываться для дальнейшей эксплуатации, должны быть работоспособными, не иметь повреждений, изменений конструкции, следов восстановления. Стоимость таких остатков определяется на специализированных торгах, площадках в сети либо в соответствии с действующей методикой.

    Установление цены транспортного средства до ДТП

    Минтранс разработал проект, по которому производится единый расчёт ущерба при ДТП по ОСАГО, в соавторстве с РСА. Цена автомобиля до аварии имеет большое значение. Порядок её определения раскрывается в главе 6 документа.

    Это необходимо для установления степени целесообразности ремонта (не обойдётся ли он дороже, чем до ДТП). Предлагается способ вычисления среднерыночных цен на приобретение аналогичного ТС. Если такое авто стоит дешевле, водитель получает деньги на него.

    Единая методика Центробанка в 2019 году

    При разработке методики союзом РСА и Минтранса официальным автором ЕМРУ является Центробанк. Методика закреплена в обширном нормативном документе (положении), подписанном главой финансового института. ЕМРУ – документ для исчисления страхового возмещения, который содержит такую информацию:

    • расшифровку используемых терминов;
    • особенности констатации характера повреждений и обстоятельств, приведших к ним;
    • последовательность производимых расчётов повреждений и формулы для них;
    • нормы отчётности;
    • справочные материалы.

    Эти сведения способствуют точному подсчёту размера выплат на ремонт. В ЕМРУ имеется информация о более чем 67 марках автомобилей. Методика Центробанка для расчётов по ОСАГО содержит 7 глав плюс 10 приложений, в которых подробно освещается порядок расчёта, содержится сопутствующая информация. Приводятся необходимые для учёта нанесённого вреда коэффициенты.

    Утрата товарной стоимости

    Согласно постановлению Пленума Верховного Суда №58 от 26 декабря 2017 г. к реальному ущербу относится утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Компании, предоставляющие страховые услуги, обязаны выплачивать пострадавшей стороне полагающиеся за это финансовые компенсации. При отказе по необоснованным причинам или несогласии с их суммой можно воспользоваться юридической помощью.

    Выводы

    Страховая компенсация по ОСАГО полагается владельцам тех автомобилей, которым причинён ущерб в результате аварии либо иных непредвиденных ситуаций. Особенности повреждений и величина компенсации за них вычисляется по единой разработанной методике с использованием специальных формул. Такой способ позволил избежать разночтений, возникавших при использовании нескольких альтернативных методик, что нередко приводило к судебным разбирательствам. Снижением их количества подтверждается эффективность ЕМРУ.

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий