Как узнать свою страховую историю по ОСАГО в 2020 году

Содержание

Законопроект о введении обязательного страхования гражданской ответственности был впервые выдвинут на обсуждение в 2000-м году и законодательно закреплен Государственной Думой 25 апреля 2002 г. С этого дня начинается история страхования осаго, претерпевшая немало изменений с момента утверждения до сегодняшнего дня.

Особенности и спорные вопросы

Самый важный аспект нового закона, вызвавший немало недоразумений, — защита пострадавшего, а не страхователя. Большинство автомобилистов приняли такое требование в штыки: никому не хотелось оплачивать риски пешеходов и прочих участников движения из своего кармана. Также негативную роль сыграло убеждение в безупречном качестве собственного вождения, которое, по мнению автомобилистов, сводило риск ДТП к нулю.

image

Немало проблем вызвала разработка и утверждение страховых тарифов, которые пытались привязать к стоимости «пострадавшего» транспортного средства и к дороговизне лечения при причинении вреда здоровью граждан. Возможно, рассмотрение перечисленных статей заняло бы еще несколько лет, но его принятие ускорили:

  • Рост рынка страхования в России с ориентацией на передовые европейские тенденции;
  • Успешный опыт других государств, где автострахование было введено еще в середине прошлого столетия;
  • Требования к странам-участницам ВТО, в которых при вступлении в организацию должна действовать система обязательного автострахования.

Практическое внедрение новой схемы ОСАГО

Несмотря на отдельные спорные моменты, число желающих оформить обязательное страхование ОСАГО начало расти сразу после принятия закона. Но полемика в отношении некоторых статей продолжилась. Более того, ряд вопросов был вынужден рассматривать Конституционный суд.

image

Повод для обращений граждан и депутатских запросов – слишком высокая стоимость полиса и сравнительно низкие суммы страховых выплат. Однако судьи признали правомочность схем ОСАГО, хотя не исключили дальнейшую корректировку законодательства. Сегодня обязательное автострахование по-прежнему считается единственной возможностью:

  • Гарантировать возмещение убытков пострадавшей стороне;
  • Защитить «виновного» автовладельца от выплаты крупной компенсации для восстановления поврежденного ТС.

Кроме того, по мнению специалистов, ОСАГО заставляет автолюбителей более внимательно относиться к правилам движения.

Читайте далее:

КАСКО: есть ли в нем необходимость?

Электронный полис ОСАГО

Приложение «Помощник ОСАГО» запустят уже в ноябре

Как вести себя при ДТП

Долгосрочная аренда автомобиля: выгода или переплата

–>

История появления обязательного страхования

В 2021 году исполнилось 120 лет с момента оформления первого страхового полиса на машину. Документ был выдан компанией Travelers Insurance Company. Страхователем выступил доктор Мартин Трумэн. Он приобрел полис для защиты своего автомобиля от столкновения с конными повозками.

По условиям договора Мартин внес плату в 12 долларов. При наступления страхового случая компания должна была возместить ему убытки в сумме 500 долларов. Приобретение полиса являлось собственной инициативой Трумэна, поскольку риск столкновения с конной повозкой был предельно высок. В Америке на тот момент на 20 млн лошадей приходилось всего 4000 автомобилей.

Заключить страховой договор доктора побудило происшествие 1896 года, которое было освещено всеми СМИ. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на женщину. Пострадавшая скончалась. Причиной аварии стала не скорость машины, а ограничение видимости из-за повозок.

Судья признал происшествие несчастным случаем, но многие автовладельцы стали задумываться о безопасности. Идея предприимчивого американца не нашла широкой поддержки. Отсутствие интереса граждан к автострахованию объяснялось небольшим количеством транспорта на дорогах.

Читайте также:  Если случилось ДТП: в какой срок после него нужно обратиться в страховую компанию за выплатой по ОСАГО?

В 20-х годах ХХ века компания Ford наладила массовый выпуск машин, из предмета роскоши они превратились в распространенное средство передвижения. В 1925 году власти штата Массачусетс признали автострахование обязательным. Такой полис гарантировал компенсацию ущерба потерпевшей стороне. Т. е., объектом страхования выступала автогражданская ответственность водителя. Желающие могли оформить полис и на свою машину. Но такой вид услуги носил добровольный характер.

Когда и кто должен приобрести полис

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

8 (Москва)

8(Санкт-Петербург)8(федеральный номер, звонок бесплатный для всех регионов России)Это быстро и бесплатно!

Использование транспортных средств на территории России без полиса ОСАГО — запрещается (когда можно ездить без ОСАГО). Собственник обязан приобрести страховку в течение десяти дней с момента приобретения автомобиля.

Допуск к управлению водителя, не вписанного в страховку, — запрещается, даже если на пассажирском сидении владелец ТС.

Приобрести страховку может любое дееспособное лицо. Страхователь и собственник транспортного сре́дства могут отличаться.

Водителю, управляющему ТС без полиса ОСАГО, придётся заплатить штраф, а если водитель стал виновником ДТП — самостоятельно возместить причинённый ущерб. Вред жизни и здоровью потерпевших, подлежит возмещению виновником аварии в сумме не меньшей чем определена Законом «Об ОСАГО».

Если полис ОСАГО заканчивается и собственник не планирует использовать транспортное средство длительное время, то оформлять полис ОСАГО на этот период необязательно. Штраф за отсутствие страховки, когда автомобиль стоит в гараже, не предусмотрен.

Если кратко, ОСАГО защищает вас от непредвиденных трат в случае ДТП:

  • Если вы стали виновником ДТП, ваша страховая компания за вас возместит ущерб имуществу и здоровью пострадавших. Ремонтировать свой автомобиль придется самостоятельно (если вы не приобрели заранее полис автокаско).
  • Если разбили вашу машину, её ремонт оплатит страховая компания виновника аварии.
  • Если в аварии виновны оба водителя, страховые компании заплатят обоим – обычно возмещают половину нанесенного ущерба. В спорных случаях степень ответственности каждого участника ДТП и соотношение выплат определяет суд.

Максимальный размер выплаты на ремонт по ОСАГО составляет 400 000 рублей. Если восстановление авто обойдется дороже, пострадавший вправе потребовать от виновника ДТП доплатить разницу между фактическим ущербом и страховым возмещением.

Чтобы свести к минимуму риск денежных потерь, в дополнение к ОСАГО вы можете купить полис ДСАГО – добровольной автогражданской ответственности

Читайте также:  Можно ли оформить ДТП через несколько дней?

Покрытие по такому полису может быть гораздо выше – хоть до 30 млн рублей. В этом случае, даже если по вашей вине сильно пострадает очень дорогой автомобиль, вам не придется оплачивать его ремонт.

Электронный полис ОСАГО – удобная альтернатива привычному бумажному. Список компаний, у которых можно приобрести полис онлайн, вы найдете на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Возникновение ОСАГО в России

Обсуждение введения обязательного автострахования в России началось в 1924 году. Но из-за незначительного количества машин на дорогах вопрос был признан руководством страны неактуальным. Во второй половине ХХ века число авто в СССР увеличилось настолько, что власти вновь подняли тему внедрения системы полисов.

В 1984 году Советом Министров был принят законодательный акт «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», который дал толчок развитию отечественного автострахования. Договор заключался по инициативе клиента и предполагал защиту машин, пассажиров и их имущества.

Недостатки

В каком году ввели ОСАГО и когда завершиться процесс по урегулированию страхования автогражданской ответственности? В настоящее время оно находится на стадии активного реформирования. После этого страхование должно стать надежной гарантией возмещения вреда потерпевшим при ДТП и минимизации проблем у виновника. На сегодняшний день система еще до конца не отлажена и подвержена построению дискредитирующих схем.

Рассмотрим основные недостатки:

  1. Искусственное занижение суммы страхового возмещения: к такому поведению склонны в той или иной степени практически все страховые компании.
  2. Навязывание дополнительных услуг: зачастую они оказываются совершенно не нужны водителю, а плату за полис существенно повышают.
  3. Учет износа деталей, требуемых к замене: здесь также высока вероятность обмана.
  4. Безосновательное занижение страховых балов: сказывается на стоимости страховки для водителя. К сожалению, такие случаи не редкость.
  5. Недостаточно проработаны вопросы возмещения вреда жизни и здоровью.
  6. Низкие лимиты выплат по сравнению с западными странами.
  7. Высокая вероятность приобретения поддельных полисов.
  8. Отсутствие жесткого контроля за страховщиками со стороны государства. Это позволяет страховым компаниям использовать юридические казусы для получения прибыли.

Многие автолюбители также относят к недостаткам высокую стоимость полиса. Однако здесь стоит отметить, что лимиты возмещений также были увеличены.

Разработка современного закона «Об ОСАГО»

Разработка № 40–ФЗ «Об ОСАГО» заняла почти 10 лет. После представления первой версии этого документа и ее отклонения в 1993 году корректировка длилась 7 лет. В 2000 году закон об обязательном автостраховании вновь был внесен на рассмотрение. Его приняли в первом чтении, но по-прежнему требовались серьезные доработки.

Главным нововведением стал объект страхования. Прежде в России с помощью полиса автовладельцы защищали только свои машины и пассажиров. Теперь было решено страховать ответственность водителей перед другими участникам дорожного движения. В случае ДТП убытки потерпевшей стороне возмещает компания, заключившая договор с виновником происшествия.

Одной из главных проблем законопроекта, одобренного в 2000 году, стали тарифы на ОСАГО. Из-за длительного согласования и обоснования цен на «автогражданку» окончательный вариант № 40–ФЗ был принят только 24.04.2002. Чтобы водители смогли постепенно привыкнуть к новым требованиям страхования, вступление документа в силу было решено отложить на 15 месяцев. Так, датой, когда ввели ОСАГО в РФ, считается 1 июля 2003 года.

Внедрение обязательного страхования вызвало недовольства среди автомобилистов. Многие из них указывали на незаконность такой «навязанной» услуги. В 2005 году № 40–ФЗ даже рассматривался в Конституционном суде, который признал допустимым обязательное автострахование.

Преимущества

Давайте на них остановимся подробнее. Что изменилось с введением ОСАГО? Когда ввели полис обязательного страхования автоответственности, существенно упростился процесс решения спорных ситуаций при возникновении дорожно-транспортных происшествий. В чем же заключаются основные преимущества такой системы:

  1. Вину за страхователя платит страховщик. Наличие автогражданки дает водителю гарантию сохранности денежных средств в случае возникновения ДТП по его вине. Это бесспорный плюс, который значительно облегчает жизнь владельцу полиса.
  2. Гарантия получения страховой выплаты. Во многих случаях после ДТП потерпевший избавлен от проблем, связанных с взысканием возмещения с виновника. Деньги приходят довольно быстро. Ущерб по ОСАГО оплачивается даже незастрахованному лицу. Главное, чтобы у виновника ДТП был полис.
  3. Повышение уровня безопасности. Страхование автогражданской ответственности стимулирует водителей соблюдать правила ПДД. Это экономит людям нервы, деньги и усилия, а также помогает сберечь здоровье и жизнь.

Стоит также отметить, с введением ОСАГО удалось существенно разгрузить суды и другие государственные структуры, занимающиеся урегулированием споров по ДТП. Основная масса возмещений регулируется теперь только в рамках ОСАГО. К тому же, несмотря на стремительный рост количества автомобилей, число ДТП находится под контролем.

Читайте также:  Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 декабря 2006 г. N 163 г. Москва Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшестви

Введение электронного страхования

В 2015 году Правительство России приняло поправки в № 40–ФЗ, дающие возможность водителям оформить страховку через Интернет без посещения офиса. Далеко не все компании ввели такую функцию и продолжали продавать полиса только при личном визите автовладельца.

Очередные изменения № 40–ФЗ в 2021 году и утверждение новых указаний ЦБ, касающихся порядка оформление е-ОСАГО и работы сайтов страховщиков, обязали СК предоставлять возможность приобретения документа онлайн.

Появление обязательного автострахования произошло более 100 лет назад. Несмотря на вековую историю, в России ОСАГО является относительно молодым и новым продуктом.

Основные понятия

Прежде всего, давайте попробуем разобраться с терминологией. Аббревиатура ОСАГО означает следующее – обязательное страхование автогражданской ответственности. В полном варианте сюда также входит словосочетание «владельцев транспортных средств». Такой договор относится к области страхового дела и заключается на обязательной основе. Это означает, что имеется закон, который предписывает всем автовладельцам заключать такой договор.

Вносятся в него, как правило, следующие аспекты:

  • страхуемые субъекты;
  • объекты;
  • страховые премии;
  • возмещения;
  • страховые правила.

Процесс заключения договора страхования регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации (г. 48, ст. 927). Как оформляется ОСАГО? В каком году появилось? Рассмотрим ответы на эти вопросы далее.

При покупке ОСАГО каждый водитель должен понимать, что такое КБМ. Ведь этот коэффициент является ключевым в ряду показателей, использующихся при формировании стоимости полиса.

КБМ (коэффициент бонус-малус) отражает результаты анализа ряда индивидуальных характеристик истории вождения конкретного человека. Благодаря ему страховые компании могут сформировать целостную картину выгоды от заключения с гражданином договора.

Именно КБМ позволяет оценить риск того, что человек попадет в ситуацию, требующую выплаты компенсации. Поэтому он напрямую влияет на цену полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.

Например, для водителя-новичка или автовладельца с плохой историей его показатель будет наименее выгодным. Следовательно, полис для них будет стоить дороже, чем для опытного водителя, никогда не становившегося виновником ДТП.

На практике КБМ является показателем, на который будет умножена базовая ставка вместе с рядом других коэффициентов. Естественно, когда он равен 0,5, итоговая цена будет существенно ниже, чем при значении 1.

Если в истории человека были выплаты по авариям, когда он становился виновником ДТП, показатель КБМ может достигать 2,45. По сути к базовой ставке полиса это добавляет 145% стоимости.

Содержание

Как рассчитывается КБМ?

Чтобы самостоятельно рассчитать значение коэффициента бонус-малуса требуется учесть:

  • значение КБМ из прошлого полиса страхования;
  • количество страховых выплат за предыдущий период страхования.

При этом следует учесть, что коэффициент всегда будет равен единице для:

  • новичков;
  • владельцев ТС, у которых был перерыв в оформлении ОСАГО на протяжении 12 месяцев и более;
  • владельцев ТС, вписывающих в полис более одного водителя.

Для удобства расчетов Российский союз автостраховщиков предлагает обратиться к специально составленной таблице расчета КБМ. Все указанные в ней значения закреплены законодательно. Ни одна страховая компания не имеет права менять их по своему усмотрению. Каждый год безаварийного управления ТС позволяет снизить коэффициент на 5% (то есть уменьшить цену на такой показатель).

Нужно вписать в страховку второго водителя? Сколько это будет стоить? Воспользуйся онлайн калькулятором электронного полиса ОСАГО.

Как читать таблицу с показателями КБМ?

Чтобы определить с ее помощью свой коэффициент бонус-малус, необходимо начать с первого столбца. Отыщите показатель своего КБМ на текущий момент. Не забудьте про правила, указанные выше, относительно коэффициента равного единице для некоторых случаев.

Далее в последующих столбцах выберите и остановитесь на значении, соответствующем вашей ситуации с историей страховых выплат. То есть, отыщите количество аварий, в которых вы были виновником ДТП, за прошлый год. На пересечении этих двух показателей и будет находится ваш КБМ.

Коэффициент КБМ, который будет применен при оформлении нового полиса
Страховых выплат за год не было 1 страховая выплата за год 2 страховых выплаты 3 страховых выплаты Более 3 страховых выплат
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Как определить свой класс КБМ?

Страховые компании для удобства отображения перспективы водителя при оформлении договора используют также значение класса КБМ. Он привязывается к определенному коэффициенту и рассчитывается по аналогии с предыдущей таблицей в точке пересечения соответствующих показателей истории водителя.

По сути, используя таблицу классов, также можно узнать какой коэффициент ожидает вас при покупке нового ОСАГО. Читать таблицу следует, начиная со второго столбца.

Сначала найдите в нем свой КБМ. Рядом в первом столбце можно узнать класс. В другую сторону, начиная с третьего и до конца, можно определить перспективу смены класса при покупке нового полиса с учетом истории выплат за текущий год. Для новичков всегда присваивается третий класс, ведь ему соответствует КБМ равный единице.

КБМ Количество выплат по прошлому полису
1 2 3 Более 3
М 2.45 М М М М
2.3 1 М М М М
1 1.55 2 М М М М
2 1.4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0.95 5 2 1 М М
5 0.9 6 3 1 М М
6 0.85 7 4 2 М М
7 0.8 8 4 2 М М
8 0.75 9 5 2 М М
9 0.7 10 5 2 1 М
10 0.65 11 6 3 1 М
11 0.6 12 6 3 1 М
12 0.55 13 6 3 1 М
13 0.5 13 7 3 1 М

Проверка Ниже представлен пример определения класса, если в заканчивающемся полисе у водителя класс 3 и на протяжении года он ни разу не становился виновником аварии.

Нажмите для увеличения

Как проверить КБМ?

Проверка КБМ с помощью представленной ниже формы позволит убедиться, что в базе данных за определенным водителем действительно закреплено соответствующее значение КБМ.

Узнать КБМ здесь можно по водительскому удостоверению. В соответствующих полях виджета следует указать:

  1. Фамилию, имя и отчество водителя.
  2. Дату его рождения.
  3. Серию и номер водительского удостоверения.

Проверка осуществляется бесплатно. Ее результаты будут высланы на электронную почту, которую необходимо указать в последнем поле.

Также КБМ водителя можно проверить непосредственно в базе РСА, перейдя по этой ссылке. Потребуется указать аналогичную информацию, а также дату начала действующего договора страхования. Важно учитывать, что здесь проверка доступна только гражданам РФ.

Как восстановить КБМ?

Восстановление может понадобиться в разных ситуациях. Чаще всего потребность возникает при замене прав.

Если проблема с КБМ возникла после замены водительского удостоверения, следует обратиться с соответствующим заявлением в свою страховую компанию. Чтобы предупредить возникновение ситуации, когда теряется показатель коэффициента, следует сразу при получении нового ВУ известить об этом своего страховщика.

Как проверить полис ОСАГО по номеру машины? Расскажем в следующей статье.

Также некоторых водителей интересует, как понизить КБМ после аварии. Ведь при последующей покупке ОСАГО из-за ситуации с ДТП придется больше платить за полис. С этим вопросом следует обратиться к специальным интернет-сервисам или в свою страховую. Процедура восстановления будет платной, поэтому важно тщательно изучить условия ее предоставления.

Иногда восстановление КБМ требуется из-за невнимательности сотрудников страховых компаний. Они могут несвоевременно передать обновленные данные в базу РСА.

В таком случае необходимо обратиться сначала к ним напрямую и попросить исправить значение. Если они отказываются это делать, оспорить их решение позволит направление жалобы в Центральный банк России. Также можно скачать и заполнить заявление с сайта РСА, его рассмотрят в течение 30-40 дней.

Подробнее на видео:

Именно он регулирует работу всех страховщиков и следит за тем, чтобы они выполняли взятые на себя обязательства. На рассмотрение заявления отводится не более 15 дней.

Часто задаваемые вопросы Как написать жалобу по КБМ в ЦБ на страховую компанию? Детально о структуре жалобы можно узнать на сайте РСА. При ее оформлении важно приложить любые имеющиеся доказательства нарушения, а также сделать несколько копий жалобы. Одну из них необходимо отправить в ЦБ, другую направить в страховую. Третья копия остается у водителя. Какой КБМ у начинающего водителя? Его КБМ всегда равен 1. Как изменяется КБМ после ДТП? Если водитель является виновником аварии, при следующей покупке ОСАГО его коэффициент будет пересчитан согласно таблице со значениями класса или коэффициента. Чем больше таких ситуаций, тем выше будет КБМ, а значит и цена полиса. Что делать если КБМ не соответствует действительности? Обратиться в страховую компанию, чтобы она пересчитала его в соответствии с реальными показателями и обязательно передала результат в базу РСА. Если она отказывается помогать клиенту в этом вопросе, следует направить жалобу в ЦБ РФ. Как узнать КБМ для ОСАГО или свою историю по страховым случаям? Сделать это можно с помощью указанной в статье выше формы или на сайте РСА (в специальном разделе). Когда обнуляется КБМ по ОСАГО? Коэффициент действует год, затем обнуляется и пересчитывается заново при приобретении следующего полиса. Если имеет место перерыв в оформлении страховки год и более, присваивается КБМ новичка (равный единице). Почему КБМ 1, если стаж более 10 лет без аварий? Такая ситуация возможна, если между датами окончания полиса и покупкой новой страховки был перерыв 12 месяцев и более. Почему КБМ не меняется? Это является следствием перерыва в страховании больше года или досрочном прекращении договора. Также причиной могут быть сбои в работе базы РСА или отсутствие обновления данных страховщиком. Какой максимальный КБМ на сегодня у водителя может быть? Его значение составляет 2,45. На практике это добавляет 145% стоимости. Можно ли восстановить КБМ бесплатно? Да, если причиной его потери была смена прав или ошибки сотрудников страховой. После ДТП восстановление возможно только за дополнительную плату. Как восстановить КБМ если нет старых полисов? В базе РСА необходимо проверить КБМ за ранние периоды и выявить в какой момент возникла проблема и КБМ был рассчитан неправильно. Затем с этой информацией следует обратиться к своему страховщику для исправления ошибки. Как вернуть переплату по ОСАГО после восстановления КБМ? Для этого нужно составить заявление по форме, образец которой предоставляет страховая компания. Обязательно требуется указать реквизиты, на которые необходимо вернуть разницу. За сколько лет можно вернуть деньги за неправильный КБМ? Непосредственно страховые организации без проблем возвращают разницу только по текущим договорам. За предыдущие периоды они могут отказать, аргументируя окончанием срока действия прошлых полисов и отсутствием обязательства по ним со стороны страховщика перед клиентом. В таком случае следует направить жалобу в ЦБ РФ и дождаться ее решения. Где в полисе ОСАГО указывают КБМ? На лицевой стороне полиса в пункте 7 приводятся все показатели, использованные для расчета цены страховки. Представлены они в виде таблицы, где в третьем столбце отражено значение коэффициента бонус-малус. Что делать если страховая компания отказывается применять КБМ? Необходимо оформить и направить жалобу в ЦБ РФ в связи с нарушениями прав водителя. Какой КБМ применяется при допуске к управлению нескольких водителей? В таком случае КБМ всегда равняется единице. Что происходит с КБМ при перерыве в страховании? Если перерыв составляет 12 месяцев и более, КБМ автоматически приравнивается к единице.

Что такое класс КБМ?

КБМ − коэффициент бонус-малус − это величина, которая участвует в калькуляторе расчета стоимости полиса ОСАГО. Данный коэффициент индивидуален для каждого водителя и зависит от наличия или отсутствия ДТП в течении календарного года. Соответственно КБМ может быть как повышающим коэффициентом в случае, если в течении года было зафиксировано ДТП по Вашей вине и страховая компания выплатила потерпевшей стороне за ремонт, так и понижающим для водителей, которые не попадали в дорожно-транспортные происшествия и проездили весь предыдущий год без аварий.

Таблица значений КБМ

Таблица КБМ от РСА (Российского Союза Автостраховщиков) включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент бонус-малус) и класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых выплат, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО.

Класс КБМ

Подорожание

Скидка

Количество страховых случаев (выплат)
1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45

145%

M M M M
2,3

130%

1 M M M M
1 1,55

55%

2 M M M M
2 1,4

40%

3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95

5%

5 2 1 M M
5 0,9

10%

6 3 1 M M
6 0,85

15%

7 4 2 M M
7 0,8

20%

8 4 2 M M
8 0,75

25%

9 5 2 M M
9 0,7

30%

10 5 2 1 M
10 0,65

35%

11 6 3 1 M
11 0,6

40%

12 6 3 1 M
12 0,55

45%

13 6 3 1 M
13 0,5

50%

13 7 3 1 M
  • Общее количество классов − 15;
  • Максимальный класс − 13;
  • Минимальный класс − M;
  • Максимальный КБМ по ОСАГО в 2021 году − 0,5;
  • Минимальный КБМ по ОСАГО в 2021 году − 2,45;
  • Для начинающих водителей применяется 3 класс и КБМ = 1;
  • Определение класса осуществляется один раз в год − 1 апреля по итогам прошедшего года (с 1 апреля предыдущего года по 31 марта текущего года);
  • Значение КБМ не обнуляется при перерыве в страховании ОСАГО;
  • Для нескольких автомобилей показатель КБМ является одинаковым;
  • Если в базе РСА несколько различных данных КБМ, то в расчете применяется минимальное значение КБМ.

Примеры расчета КБМ

В случае безаварийной езды в первый год Ваш класс повысится с 3 на 4 и новый страховой полис ОСАГО будет рассчитан с новым значением КБМ = 0,95, таким образом Вы получите 5% скидку при оформлении новой страховки. На последующий год без ДТП Вы получите уже 5 класс с КБМ = 0,90 и еще 5% скидки (итого 10%)… и так далее…

Если же Вы участник ДТП, то в силу вступает коэффициент аварийности Малус (М повышение КБМ), который напрямую зависит от количества аварий. Например, в первый год страхования у Вас было было 3 ДТП, тогда класс понизится до М, а значение КБМ = 2,45. На следующий год расчет Вашего класса переместится на самый верх таблицы, откуда и пойдут последующие расчеты. Другой пример, класс водителя 9 (КБМ = 0,7), за год у водителя было 2 аварии, соответственно при оформлении нового полиса ОСАГО класс водителя станет 2, а КБМ = 1,4 и страховка подорожает на 40%.

Коэффициент КБМ для нескольких водителей

Если договор обязательного страхования предусматривает ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ рассчитывается исходя из сведений, которые касаются каждого из водителей. При этом при расчёте страховой премии учитывается КБМ, имеющий наибольшее значение. Если сведения о страховой истории конкретного лица отсутствуют, для него применяется КБМ, равный единице.

Коэффициент КБМ без ограничения водителей

При расчёте стоимости ОСАГО, не имеющего ограничений по количеству допущенных к управлению ТС водителей (владельцем транспортного средства является физическое лицо), расчёт страхового тарифа осуществляется с применением коэффициента КБМ, который равен 1.

Примечание: В заключении отметим, что проверить свой класс КБМ можно бесплатно в онлайн режиме на официальном сайте единой базы АИС РСА (Российского Союза Автостраховщиков).

Коэффициент бонус-малус играет важную роль в формировании цены на полис ОСАГО. Вы можете проверить КБМ по базе РСА онлайн за считанные минуты.

Что дальше?

Проверка ТО Узнайте, все ли в порядке с вашим техосмотром. Оформление Е-ОСАГО Быстро. Безопасно. Большой выбор страховых компаний. Продление полиса Если срок действия полиса подходит к концу, вы можете его продлить.

Как пользоваться формой для проверки КБМ через РСА?

Заполните обязательные поля:

1.ФИО и дата рождения

2.Серия, номер водительских прав

3.Гос. номер

Также вам необходимо заполнить одно из трех полей, касающихся вашего автомобиля:

VIN. Он состоит из 17 цифр и находится на специальных табличках в нескольких местах – например, на руле или рулевой колонке, на передней части двигателя или на раме передней двери, пассажирской или водительской

Номер кузова. Некоторые водители путают его с номером VIN, но это не одно и то же. Он включает от 9 до 12 символов, расположен под капотом или в окошке под ветровым стеклом. В последнее время всё больше стран-производителей маркируют свои автомобили именно VIN-кодом, а не более коротким и менее информативным номером кузова

Номер шасси. Этот способ идентификации тоже постепенно уступает VIN-коду, но всё еще встречается. Он может быть прописан в ПТС, в некоторых случаях идентичен номеру кузова, либо является последними 6 цифрами VIN.

Заполнив данные, вы сможете посмотреть КБМ по базе Российского Союза Автостраховщиков – это надежно, просто и полностью конфиденциально. Результат появится во всплывающем окне на этой же странице.

Что означает коэффициент бонус малус и зачем узнавать свой КБМ?

КБМ – это особый коэффициент, который зависит от того, были ли у вас страховые случаи в предыдущие годы. Период рассчитывается с 1 апреля прошлого года по 31 марта нынешнего. Больше страховых случаев – выше КБМ, а значит, больше стоимость страхования. 

Естественно, класс КБМ меняется – это зависит от того, насколько аккуратно вы водите. Каждый год безаварийного вождения добавит вам один пункт рейтинга – вы получите скидку в 5% согласно действующей таблице, размещенной ниже.

Если учесть, что изначально любому водителю присвоен 1 класс КБМ, а каждый год он снижается на 5%, через десять лет вождения без аварий вы можете рассчитывать на скидку 50%.

Класс КБМ Скидка

Кол-тво страховых случаев, за период действия предыдущих страховок ОСАГО

1 2 3 4

Класс, который будет присвоен

M 2,45 145% M M M M
2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Как проверить без ограничения количества водителей?

Что делать, если вы хотите приобрести «открытую» страховку? Согласно инструкциям о применении этого коэффициента, в таком случае он рассчитывается на основе данных владельца ТС. Если же информации о предыдущем собственнике нет, транспортному средству будет присвоен базовый класс — третий (коэффициент = 1). Иногда это может сыграть не на руку и снизить значение.

Чем отличается КБМ собственника и КБМ водителя?

Коэффициент собственника накапливается у владельца ТС, и при его смене он «обнуляется», придется копить баллы заново.

image

Как юридическому лицу узнать свой бонус-малус?

ОСАГО для юр. лиц – это всегда открытая страховка. Поэтому для того, чтобы проверить свой коэффициент по данным РСА, нужно знать ИНН, VIN, номер регистрации ТС и номер шасси или кузова. Эту проверку можно сделать на сайте Российского Союза Автостраховщиков.

image

Можно ли восстановить КБМ и как это сделать?

Если ваш КБМ по ОСАГО в базе РСА снизился без объективных причин, скорее всего произошло следующее:

  • Вы сменили права или фамилию, имя – в результате вам присвоили коэффициент «новичка», равный единице.
  • Ваша страховая вовремя не отправила в единую базу актуальные данные о том, что у вас не было аварий за отчетный период. Поэтому рейтинг не вырос, а остался на прежнем уровне.

Для восстановления своей истории вам нужно написать официальное заявление, которое будут рассматривать в течение 30 дней (календарных). Совсем скоро это можно будет сделать на нашем сайте напрямую, а пока вы можете обратиться к своей страховой компании.

Скачать бланк заявления (в формате word) для восстановления КБМ вы можете — здесь.

Что такое история КБМ?

Единая страховая база для всех владельцев авто и водителей была создана первого января 2015 года. С тех пор ведется история, которая отражает все страховые случаи за истекшие годы. Именно они влияют на рейтинг.

Оформите полис ОСАГО прямо сейчас

Введите гос.номер полностью

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий