Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

Тем гражданам, которые только что приобрели подержанную машину, или собираются в автосалон для покупки новой техники, нужно знать, что ездить по дорогам общего пользования без полиса гражданской ответственности запрещено. Для того, чтобы его получить, составляется договор установленной формы, в котором оговариваются все нюансы сотрудничества с СК. ОСАГО — это обязательное страхование водителей транспортных средств, направленное на покрытие имущественного урона пострадавшей по их вине стороне. Это правило введено государством для того, чтобы участники дорожного движения имели возможность получить компенсацию, минуя длительные личные разбирательства и судебные тяжбы, которые могут длиться годами.

Содержание

Что такое ОСАГО и зачем нужен полис

image

Перед тем, как обратиться к страховому агенту, следует изучить юридическую подоплеку такого понятия, как гражданская ответственность и что нужно знать об ОСАГО. Данная информация поможет принять правильное решение, как на этапе заключения договора, так и в сложной аварийной ситуации, связанной с повреждениями техники, частного имущества и пострадавшими людьми.

Страхование ОСАГО является процедурой, в которой принимают участие следующие стороны:

  1. Государство. Разрабатывает законодательную и нормативную базу. Устанавливает механизм ее реализации, включающий в себя временные рамки, тарифы, права и обязанности физических и юридических лиц, вовлеченных в процесс.
  2. Страхователь. Это фактический владелец транспортного средства, являющегося участником дорожного движения. В обязанность данной стороны входят регулярные взносы, которые составляют страховой фонд, предназначенный для выплаты пострадавшим в ДТП лицам.
  3. Страховщик. Это общее понятие, которое охватывает государственные и коммерческие компании, имеющие лицензии на оформление и продажу полисов гражданской ответственности. Страховые компании обязаны выплачивать компенсации потерпевшим, в размере оценки ущерба или в соответствии с условиями подписанного договора.
  4. Пострадавший. Это владелец транспортного средства, которое было повреждено или разрушено в аварии, произошедшей по вине третьей стороны, участвующей в программе ОСАГО. К ущербу относится: нарушение здоровья, повреждение недвижимости и автотранспорта.

Разобравшись, что такое полис ОСАГО, можно кратко остановиться на механизме его работы. Если водитель совершает ДТП, то он не должен оплачивать лечение граждан и ремонт машины. За него это делает страховая компания. В том случае, когда сам владелец ТС пострадал на дороге по вине третьего лица, то ему нет необходимости обращаться к нему с претензиями и самостоятельно заниматься реставрацией авто и оплачивать счета за врачебные услуги. Здесь компенсация производится СК, которая выдала ОСАГО тому самому третьему лицу.

Обратите внимание! Страховые выплаты положены только пострадавшей стороне. Виновник ДТП оплачивает свое лечение и восстановление из своего кармана, если он не позаботился заранее приобрести КАСКО.

Виды автостраховки ОСАГО

image

Страховка ОСАГО включает в себя несколько направлений, которые различаются суммами выплат и видами документального оформления соглашений:

  1. На одну машину неограниченное количество водителей. Соглашение такого типа заключают руководители организаций, где служебное авто является средством передвижения всех сотрудников, имеющих права и доверенности. К подобному способу прибегают и главы семей, где много родственников.
  2. На одного водителя неограниченное количество техники. Полис выписывается на человека, которому доверяется управлять чужим транспортом любого типа. В соглашении указываются все категории, которые соответствуют правам гражданина. В большинстве случаев такие документы выписываются на персональных шоферов лиц, располагающих обширным автопарком.
  3. Одна машина на 5 человек. Здесь ОСАГО страхует гражданскую ответственность тех лиц, которые указаны в документе. Тариф высчитывается один на всех, за основу берется гражданин, имеющий самый меньший стаж и низкий КБМ.
  4. Дополнительный. Полис имеет более высокую стоимость, но рассчитан на покрытие больших расходов, когда размер обязательных выплат в разы выше суммы потенциального ущерба. Опытные водители приобретают такой договор, чтобы заранее обезопасить себя от осложнений, связанных с участием в ДТП элитных авто. Их владельцы могут взыскать недостающие для ремонта деньги через суд.

Статья по теме:  Чем отличается бумажный полис ОСАГО от электронного и какой из них дешевле

Различается страховка и по ее фактическому виду:

  1. Формализованный бланк, заполненный и распечатанный на компьютере. На бумаге присутствуют все необходимые реквизиты — регистрационный номер, мокрая печать, данные об агенте и компании.
  2. Е-ОСАГО. Этот вариант страховки появился относительно недавно, но уже стал необычайно популярным среди водителей. Ее можно приобрести, не выходя из дома при наличии компьютера и интернета. Оплата услуг проводится онлайн, после чего клиент на свою почту получает файл с электронной версией соглашения. Ее можно хранить на любом носителе — телефоне, ноутбуке, планшете, флешке и карте памяти. Электронный полис имеет одинаковую силу, наравне с бумажным документом. Его принимают сотрудники ГИБДД, так как имеют постоянный доступ к базе данных.

Важно! Соглашение всегда нужно иметь с собой во время управления транспортным средством. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации при проверке на дороге, рекомендуется дублировать его на нескольких носителях, а в бардачке иметь бумажную копию.

Обязательно ли оформлять страховой полис

Покупка ОСАГО — это не желание или право владельца техники. Страховать ее водители обязаны на основании закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО». А к нарушителям закона могут быть приняты меры дисциплинарного или материального наказания.

Действие правового акта распространяются на следующие категории участников дорожного движения:

  • легковые машины;
  • грузовики всех типов;
  • тягачи с прицепами;
  • мотоциклы;
  • мопеды;
  • микроавтобусы;
  • быстроходные колесные тракторы.

Освобождаются от покупки ОСАГО инвалиды I группы, военные водители, участники боевых действий и Герои России. В случае ДТП, компенсации их участникам выплачиваются из особого страхового фонда.

Условия страхования по автогражданке

В зависимости от конкретных обстоятельств, владелец техники может застраховать ее на длительный или кратковременный срок.

Стандартный договор заключается на 1 год и начинает действовать с момента его подписания. Его окончание не может означать автоматическую пролонгацию. Каждый год договор нужно продлевать, так как его стоимость имеет свойство меняться в ту или иную сторону, в зависимости от того, что произошло за истекший период.

Для авто из салона ОСАГО нужно приобретать сразу, иначе в оформлении сделки будет отказано. Если есть необходимость перегнать машину в другой регион страны для постановки на новый учет, то водитель может купить временный полис, срок действия которого составляет от 5 до 15 дней. Стоимость такого соглашения меньше годового и рассчитывается по продолжительности его действия. Независимости от указанного периода, соглашение должно включать все риски и условия, которые содержатся в стандартном договоре.

Статья по теме:  Особенности добровольного страхования автогражданской ответственности

Внимание! Такое понятие, как продление полиса, предполагает личный визит в страховую компанию с необходимым пакетом документов на руках.

Что входит в покрытие страховки

Чтобы получить ответ на вопрос, зачем покупать ОСАГО, нужно ознакомиться с тем, что входит в страховое покрытие ущерба пострадавшего в аварии.

По состоянию на 2019 год, возмещение распространяется на такие направления:

  • имущество потерпевших при оформлении ДТП сотрудниками ГАИ — до 400 тыс. рублей;
  • здоровье пострадавших — до 400 тыс. рублей;
  • компенсация при покупке ОСАГО — до 30 млн рублей;
  • выплаты на ремонт при подписании участниками аварии европротокола (при отсутствии увечий) — 50 тыс. рублей.

В том случае, когда виновниками ДТП признаны оба водителя, то им компенсируется по половине размера ущерба. Спорные случаи и выплаты сверх максимальной суммы рассматриваются в суде.

Это интересно! Несмотря на то, что начиная с 2017 года компенсация осуществляется по безналичному расчету путем перечисления средств на ремонт и лечение, есть возможность получения ее в виде наличных.

Это делается в таких случаях:

  • смерть застрахованного, а его наследники не имеют прав или не желают принимать машину в наследство;
  • машина получила такие повреждения, что не подлежит восстановлению;
  • СК сотрудничает с дилерами, которые не осуществляют реставрацию новых авто нужной марки;
  • страховщик не имеет возможности эвакуировать технику на СТО, прописанную в соглашении;
  • размер ущерба выше максимального, а пострадавший не желает доплачивать разницу;
  • все участники аварии признаны виноватыми и не готовы оплачивать ремонт.

Внимание! Во всех случаях со страховой компанией заключается дополнительный договор о выплате денег.

Какая стоимость полиса ОСАГО

Определение стоимости полиса ОСАГО производится по каждому конкретному случаю. За основу берется базовый тариф, к которому добавляются повышающие и понижающие коэффициенты.

Учитываются следующие показатели:

  • тип техники — грузовая, легковая, специальная;
  • мощность двигателя;
  • регион страны;
  • возраст владельца;
  • стаж вождения;
  • статистика за прошедший год.

Это интересно! Если страхующий машину гражданин не был в течение последних 12 месяцев виновником ДТП, то ему дается скидка 5%. По коэффициенту «бонус-малус» за 10 лет он может достичь скидки 50%, но это не значит, что такая пропорция действует в обратном направлении. За каждую аварию добавляется 25%.

Средняя стоимость ОСАГО по Москве и Санкт-Петербургу составляет 8000 рублей. В регионах страховка обойдется в пределах 6000 руб. Суммы немалые, но они не сопоставимы с теми, которые готовы выплатить СК при наличии полиса.

В каких СК выгоднее оформить страховку

Чтобы оформить страховку, нужно представить агенту или ввести в графы электронного ресурса данные таких документов:

  • паспорт;
  • свидетельство о государственной регистрации ИП;
  • технический талон техники;
  • водительские удостоверения участников соглашения;
  • диагностическая карта авто;
  • заявление (образец).

Статья по теме:  Фальшивый полис ОСАГО, как определить подделку и действия при обнаружении фальшивки

Страховые компании имеют доступ к базе данных ГИБДД и на месте проверяют историю вождения клиента и время его пребывания за рулем. При отказе в оформлении полиса, гражданин может направить жалобу в ЦБ РФ с изложением своих притязаний или несогласия с расчетом стоимости.

При выборе компании нужно обращать внимание на ее рейтинг, время пребывания на этом рынке услуг и отзывы клиентов. Чтобы не попасть на мошенников, обращайтесь только в крупные компании с многолетней репутацией.

Наиболее надежными в 2020 году признаны следующие компании:

  1. «Тинькофф» — уже три года занимает первые места в рейтингах страховых компаний. Страхуясь в Тинькофф, вы будете уверены в том что вы защищены. Оформление полиса происходит на официальном сайте. Редакция нашего проекта рекомендует ✅;
  2. «ВСК» — опыт работы с данной компанией показал что ВСК надежная СК, страховку выплачивают в полном объеме, все полностью соответствует договору. Чтобы не нарваться на мошенников, оформляйте полис только через официальный сайт. Данную компанию мы также уверенно можем порекомендовать ✅;
  3. «Альфа»;
  4. «Согласие»;
  5. «ЭРГО»;
  6. «Сбербанк»;
  7. «БИН»;
  8. «Ренессанс»;
  9. «ВТБ»;
  10. «Зетта»;
  11. «Ингосстрах»;
  12. «INTOUCH»;
  13. «Югория».

Отзывы клиентов свидетельствуют, что в этих организациях работают сотрудники, характеризующиеся высоким профессионализмом, вежливостью и оперативностью в выполнении своих обязанностей. Решение вопросов при возникновении страховых случаев производятся в сжатые сроки, перечисление средств на ремонт техники и лечение осуществляется без проблем.

Что делать при ДТП по ОСАГО

При наступлении страхового случая, предусмотренного ОСАГО, не следует впадать в отчаяние, вступать в перепалки с участниками ДТП и скрываться с места происшествия.

Алгоритм действий следующий:

  1. Оказать помощь потерпевшим, позвонить по телефонам 101, 102 и 103, принять меры по сохранению обстановки на местности.
  2. Обозначить место ЧП указателями. Обеспечить безопасность пострадавшим и безопасный проезд остальным водителям.
  3. Изучить полис ОСАГО на предмет соответствия случившегося изложенным в нем условиям.
  4. Если повреждения не велики, по согласованию с другим водителем составить европротокол.
  5. После получения на руки протокола из ГИБДД, подать заявление о страховом возмещении агенту СК.

На рассмотрение обращения отводится 20 дней, срок продлевается до 30 дней, если страхователь обратился с просьбой провести ремонт его ТС в другой мастерской. При  задержке выплачивается пеня в размере 1% от суммы ущерба. Восстановление техники должно быть проведено в течение 20 дней, после чего она по акту передается владельцу. Ему дается гарантия 1 год на силовую установку и 6 месяцев на кузовную часть.

Отказ от выплат делается, когда у участников ДТП нет ОСАГО или виновник аварии не определен.

Какая ответственность предусмотрена, если не оформлять страховой полис

Отсутствие ОСАГО не является уголовным преступлением, но чревато крупными материальными издержками. В 2019 году за езду без полиса предусмотрен штраф 800 рублей. Причем, он может взиматься на каждом посту ГАИ на пути следования. После 5 задержаний, поведение водителя может быть расценено, как злостное нарушение. Из-за этого машина может быть поставлена на штрафплощадку, где плата за стоянку идет посуточно. Забрать ее можно только, показав полис ОСАГО.

Подводя итог написанному, можно обоснованно утверждать, что ОСАГО является надежной гарантией от осложнений, которые возникают на трассе при ДТП. При небольших вложениях полис покрывает несопоставимые с его стоимостью расходы. Нет необходимости о чем-то переживать. Все вопросы решает страховая компания.

ТолкованиеПеревод

ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательное страхование автогражданской ответственности) — это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание определённых финансовых гарантий в отношениях по поводу возмещения между участниками автомобильных аварий. Идея подобного вида страхования не нова: оно действует во многих странах мира — например, «зелёная карта» в Европе и ряде других стран. Особенностями «автогражданки» в России являются её привязка к автомобилю (в противоположность водителю), государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов.

Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.

Субъекты ОСАГО

Другие книги по запросу «ОСАГО» >>

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, также известное как обязательное страхование автогражданской ответственности или ОСАГО, представляет собой один из видов страхования ответственности.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Объектом такого страхования выступают имущественные интересы, которые связаны с риском гражданской ответственности владельца ТС (транспортного средства) по обязательствам, наступающим в результате причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при эксплуатации соответствующего транспортного средства.

Другими словами, заключая договор обязательного страхования автогражданской ответственности, страховщик гарантирует при наступлении страхового случая, то есть предусмотренного в договоре ОСАГО события, произвести возмещение потерпевшей стороне причинённого вреда. Такое возмещение происходит в виде страховой выплаты либо путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта, который требуется осуществить для повреждённого ТС. Возмещение осуществляется в пределах страховой суммы.

При заключении договора ОСАГО страхователь, то есть лицо (физическое или юридическое), выступающее в качестве одной из сторон при оформлении соответствующего документа, вносит обусловленную договором плату — страховую премию. В то же время страховщик (страховая организация, осуществляющая обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании полученной лицензии в установленном законодательством РФ порядке) обязуется в случае наступления предусмотренного в договоре страхового случая произвести необходимое возмещение.

Полис ОСАГО и страховой случай

Договор ОСАГО является публичным и заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Именно данным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Кроме того, им же определяются основы осуществляемого на территории России страхования автогражданской ответственности в рамках международных систем страхования, к числу участников которых относится профессиональное объединение страховщиков — РСА.

Федеральный закон принят с целью защиты прав потерпевших сторон на возмещение вреда, который оказался причинённым их жизни, здоровью либо имуществу при эксплуатации ТС иными лицами.

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ

Закон включает шесть глав, в которых собраны 34 статьи. Здесь можно ознакомиться с общими положениями, условиями и порядком осуществления обязательного страхования, компенсационными выплатами, страховщиками, профессиональным объединением страховщиков и заключительными положениями.

В качестве основных принципов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС выступает гарантия возмещения вреда, который оказался причинённым жизни, здоровью либо имуществу потерпевших. При этом возмещение осуществляется в законодательно установленных пределах. К числу основных принципов также относятся всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.

В числе основных принципов также представлена недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцами которых не исполнена законодательно установленная обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Ещё один основной принцип обязательного страхования — экономическая заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

Безопасность на дорогах

При изучении вопросов, касающихся ОСАГО, важным является ознакомление с основными понятиями, которые используются для целей Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ.

Так, потерпевшим лицом, которое сможет рассчитывать на получение возмещения полученного вреда, является лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред в результате использования ТС иным лицом. В качестве страхового случая рассматривается случай наступления гражданской ответственности владельца ТС за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании соответствующего средства.

Потерпевшая сторона

Перед заключением договора ОСАГО важно ознакомиться с информацией о страховщиках, то есть страховых компаниях, которые имеют право на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с полученным разрешением (лицензией). Такое разрешение должно быть выдано федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном российским законодательством порядке.

Страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, который окажется уполномоченным на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении и прямом возмещении убытков. Кроме того, он должен быть уполномочен на осуществление страхового возмещения и прямое возмещение убытков. Следует отметить, что предоставление услуги по заключению договора ОСАГО должно быть доступным в любом обособленном подразделении страховщика (филиале).

Офисы страховой компании

Важным является и понимание того, кто является представителем страховщика в субъекте РФ. В качестве такового выступает обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, которое выполняет полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении и (или) прямом возмещении убытков, а также по их осуществлению. Кроме того, представителем может являться другой страховщик, который присоединился к соглашению о прямом возмещении убытков. В этом случае другой страховщик выполняет полномочия по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении и их осуществлению на основании заключённого с первым страховщиком договора.

Страховщик, имеющий право на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должен быть членом профессионального объединения страховщиков, которое действует в соответствии с Федеральным законом. В том случае если страховая организация выходит из объединения либо оказывается исключённой из него, необходимо в течение одного рабочего дня уведомить об этом Банк России, который регулирует страховые тарифы по ОСАГО (к слову, до 2015 года такие тарифы устанавливались Правительством РФ).

Официальный сайт РСА

Для получения страховщиком разрешения (лицензии) на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности необходимым требованием выступает наличие у соответствующей страховой организации не менее двухлетнего опыта осуществления операций, касающихся страхования транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев. Кроме того, страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для осуществления своих функций помещениях. Важным также является наличие доступа к автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Ознакомиться с полным перечнем страховых компаний, имеющих разрешение на осуществление соответствующей деятельности, можно на официальном сайте РСА — Российского союза автостраховщиков, членами которого все они являются. Там же доступен перечень представителей страховых организаций — членов РСА в регионах России.

Действительные члены РСА

Перечень страховых компаний на сайте РСА — это не только список действительных членов, но и перечень компаний, у которых приостановлено, ограничено или прекращено действие лицензии. Также имеется возможность ознакомиться с членами-наблюдателями, компаниями с отозванными лицензиями, а также компаниями, которые вышли или исключены из РСА.

Что касается РСА, это российский союз автостраховщиков, представляющий собой некоммерческую организацию, объединяющую страховщиков, которые занимаются осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данная организация учреждена в 2002 году. Свою деятельность союз автостраховщиков осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

В соответствии с законодательством профессиональное объединение страховщиков представляет собой единое общероссийское профессиональное объединение, которое основывается на принципе обязательного членства страховщиков. Его целью выступает обеспечение взаимодействия и координации предпринимательской деятельности страховщиков. К числу целей объединения также относятся представление и защита общих профессиональных и имущественных интересов, установление правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. Кроме того, важным является обеспечение проведения технического осмотра ТС в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Без прохождения технического осмотра невозможно заключение договора ОСАГО, а также получение доступа к участию в дорожном движении.

Ознакомиться со структурой, компетенцией, порядком формирования и сроком полномочий органов управления профессионального объединения страховщиков, а также порядком принятия ими решений и их выступления от имени такого объединения можно в его уставе, который принимается в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации. Надзор за соблюдением союзом автостраховщиков требований законодательства в области технического осмотра ТС осуществляется Банком России.

Устав РСА

При наступлении страхового случая потерпевшая сторона может рассчитывать на получение страховой суммы, в пределах которой осуществляется возмещение полученного вреда. Страховая сумма составляет в части возмещения вреда, который причинён жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 500 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причинённого имуществу нескольких потерпевших, не более 400 тысяч рублей; в части возмещения вреда, который причинён имуществу одного потерпевшего, не более 400 тысяч рублей.

Следует отметить, что размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет 135 тысяч рублей, который получают лица, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца). Также возможно получение не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение. Эта сумма выдаётся лицам, которые понесли соответствующие расходы. В прочих случаях расчёт размера страховой выплаты производится как в других видах страхования.

Выплаты по ОСАГО

Если выплата страхового возмещения страховщиком невозможна из-за отзыва лицензии или применения к страховщику процедуры банкротства, в случае неизвестности лица, которое ответственно за причинённый потерпевшему вред либо при отсутствии договора обязательного страхования автогражданской ответственности у причинившего вред лица, потерпевший может рассчитывать на получение компенсационных выплат, которые производятся Российским союзом автостраховщиков.

Также компенсационные выплаты производятся в случае причинения вреда имуществу потерпевшего, если у страховщика была отозвана лицензия либо к нему применялась процедура банкротства.

Компании с отозванными лицензиями

В случае компенсационных выплат предельный размер таковых является таким же, как и страховая сумма по ОСАГО. При этом данные выплаты уменьшаются на сумму, равную частичному возмещению вреда, которое было произведено страховщиком и ответственным за причинённый вред.

Компенсационные выплаты, которые наступают в результате отзыва лицензии и применения к страховщику процедуры банкротства, осуществляются из средств резерва гарантий, все остальные выполняются из средств резерва текущих компенсационных выплат.

Для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств необходимо предоставить пакет документов, которые являются обязательными. Если заключение договора происходит в отделении страховой компании, а не через официальный сайт, то необходимым является заявление о заключении договора обязательного страхования (при оформлении полиса через Интернет, данный документ не требуется).

Заявление о заключении договора ОСАГО

К числу обязательных документов относятся паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (требуется в том случае, когда в качестве страхователя выступает физическое лицо). Если транспортное средство страхуется юридическим лицом, обязательным выступает свидетельство о государственной регистрации данного лица. Также необходимо предоставить документ о регистрации ТС, который выдаётся органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств (это может быть паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации ТС).

В числе прочего должны быть предъявлены водительские удостоверения лиц, которые допущены к управлению транспортным средством (этот документ требуется в том в случае, когда договор ОСАГО предусматривает допуск к управлению ТС ограниченного числа водителей, которые и указываются в полисе). Также необходимо предоставить диагностическую карту, которая выдаётся по результатам проведённого государственного технического осмотра транспортного средства и содержит информацию о параметрах, по которым проводилась такая проверка. В ней же указываются сведения о соответствии либо несоответствии параметров установленным нормам.

Диагностическая карта

Узнать стоимость обязательное страхования гражданской ответственности владельцев ТС для конкретного транспортного средства можно непосредственно в офисе страховой компании либо на её официальном сайте, где доступен онлайн-калькулятор ОСАГО.

Если спросить у автовладельца, какие плюсы он получает, имея в собственности и эксплуатируя транспортное средство, то сразу же в ответ можно услышать десятки обоснованных аргументов. Однако иногда автомобиль может стать источником дополнительных проблем, особенно когда речь идет о ДТП.

Чтобы упростить взаимоотношения участников аварии и гарантировать получение пострадавшей стороной компенсации в результате причиненного ущерба, законом предусматривается обязательное страхование автогражданской ответственности или сокращенно — ОСАГО.

Суть и необходимость ОСАГО

ДТП происходят ежедневно, и после его оформления сотрудником автоинспекции, сторон происшествия ждет установление виновника аварии, что в последующем позволит пострадавшей стороне получить компенсацию. Лица, имеющие ОСАГО, в разрешении вопроса возмещения ущерба привлекают страховые компании, полис которой имелся в момент ДТП.

Законодательство определяет, что ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, где объектом страхования выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца ТС по обязательствам, возникшим в результате причинения вреда жизни, здоровью и имуществе потерпевших при использовании ТС на территории РФ.

В юридической терминологии бывает сложно разобраться, не имея достаточных навыков и знаний. Если выражаться обычным языком, то владелец страхового полиса ОСАГО, который попал в ДТП и признан виновным, может рассчитывать на частичное или полное возмещение причиненного вреда пострадавшему за счет страховой компании.

Как регулируется

Правоотношения в сфере страхования автогражданской ответственности регулируются положениями ФЗ № 40 от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС».

Закон является основным инструментом урегулирования ситуаций, когда возникает ответственность одного из участников ДТП за причинение вреда третьим лицам с участием ТС различного типа.

В нормативный акт систематически вносятся изменения с учетом мнения общества и специалистов в области права.

Правила выплат

В ситуации, когда застрахованное лицо является виновником аварии, потерпевшая сторона обращается к страховщику, который и выплачивает ей компенсацию с учетом предварительно оцененной суммы ущерба. Виновник ДТП ремонтирует свое ТС за личный счет.

Если застрахованное лицо не виновно в аварии, то ему следует обратиться в страховую компанию для получения компенсации ущерба, однако, есть 2 нюанса:

  1. Размер ущерба рассчитывается с учетом естественного износа транспортного средства с применением специальных формул, учитывающих год выпуска и пробег автомобиля.
  2. Закон устанавливает максимальную сумму выплаты по ОСАГО в размере 400 тыс. рублей. Если затраты на восстановления превышают указанный лимит, то разница взыскивается в рамках гражданского иска о взыскании имущественного ущерба.

Федеральный Закон об ОСАГО: последняя редакция 2021 года

Нормативный акт включает в себя все ключевые определения и процедуры, направленные на защиту прав и интересов пострадавших в ДТП сторон.

Читать так же:  Закон об ОРД

Согласно требованиям закона, виновная сторона обязуется нести материальную ответственность за причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью пострадавшей стороны. Пределы ответственности определены специальным видом обязательного страхования, а основным документом является полис ОСАГО.

Важно! Эксплуатация транспортных средств по территории РФ без страхового полиса ОСАГО является административным правонарушением.

Контроль над исполнением закона

Сотрудники дорожной полиции уполномочены выявлять отсутствие у водителей страховых полисов ОСАГО, а также привлекать нарушителей к административной ответственности. Помимо этого, при создании общей информационной базы страхователей, вопрос контроля будет делегирован специальному государственному органу.

Отсутствие полиса влечет за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Наличие недействительного полиса обойдется водителю в 1000 рублей. Наличие страхового полиса, однако, отсутствие в нем информации о лице, управляющим ТС влечет наложению штрафа в размере 500 рублей.

При оформлении полиса ОСАГО при себе нужно иметь диагностическую карту ТС.

Изменения

С марта 2017 года всех автовладельцев ждал малоприятный сюрприз. Основным изменением в Закон является введение приоритета оплаты ремонтных работ пострадавшей стороне над материальным возмещением ущерба полученного в результате ДТП.

Изменения в нормативном акте происходили в следующей хронологии:

  • 17.03.2017 г. — установлено, что при совершении ДТП участники происшествия обязаны в первую очередь транспортировать поврежденные автомобили на СТО, сотрудничающих со страховой компанией, чей полис на руках у сторон. Вопрос о денежных компенсациях отходил на второй план;
  • 28.03.2017 г. — изменения утверждены Президентами и закон вступил в силу.

Важно! Указанные изменения касаются автовладельцев, приобретших страховой полис после 28.04.2017 г.

Минимальные тарифы снизились, максимальные выросли

Базовый тариф — опорная исходная, к которой применяются коэффициенты и используют в формулах при расчете стоимости полиса. Максимальный и минимальный базовый тариф может отличаться в зависимости от вида транспортного средства.

После применения коэффициентов страховка не может стоить меньше или больше установленных минимальных и максимальных значений тарифа.

С начала года некоторые минимальные тарифы снизились и максимальные увеличилась на 20%. Это привело к тому, что водители легкового транспорта, имеющие большой безаварийный стаж могут сэкономить на страховке. Начинающим же автолюбителям придет понести больше расходов. Изменения тарифов коснулись и мотоциклистов — все БТ снизились.

Когда ущерб возместят деньгами?

Получение денежной компенсации в натуральной форме с учетом внесенных изменений полностью не отменено, и вполне возможно если:

  • транспортное средство не может быть отремонтировано — тотальное уничтожение;
  • нет подходящего СТО, готового устранить повреждения, причиненные в результате ДТП;
  • при аварии владелец полиса или другой потерпевший погиб, а за компенсацией обратились родственники;
  • страховая компания по собственной инициативе приняла решение выплатить компенсацию деньгами;
  • пострадавшие получили средние или тяжкие повреждения;
  • по результатам проведенной оценки сумма ущерба превышает 400 тыс. руб.;
  • пострадавшая сторона имеет группу инвалидности.

ОСАГО сумма выплаты

Требования к ремонту

С вступлением поправок в ФЗ «Об ОСАГО» появились и новые условия проведения ремонтных работ. Теперь поврежденные автомобили могут ремонтироваться только на тех СТО, с которыми у страховых компаний договорные правоотношения, за исключением случаев, когда страховщик предоставил согласие на проведение восстановительных работ на иных сервисах по желанию автовладельца.

Читать так же:  Как и кто принимает законы в РФ

Компромиссный вариант

В качестве альтернативы рассматривалась возможность оставить право выбора получать возмещение или восстанавливать ТС в сервисе за страховыми компаниями, а не автовладельцами. По итогу решено оставить приоритетность ремонта по умолчанию, а компенсацию предоставлять в исключительных случаях. Помимо этого, предыдущая редакция Закона содержала более низкие требования по качеству ремонта, а также закрепляла, что расстояние до СТО не должно превышать расстояние в 200 километров. Сейчас этот параметр ограничен 50 километрами.

Важно! Внесенные изменения в Закон обратной силы не имеют.

Какие новшества предусмотрены

По многим изменениям в Закон еще будут публиковаться разъяснения, а также меняться условия страхования. Необходимые программы пока в разработке или на стадии редакции, однако, кое-что можно рассмотреть уже сейчас.

С 1 мая

  • Пешеходы не будут возмещать ущерб, если они пострадали в ДТП.

По закону автовладельцы в обязательном порядке страхуют автогражданскую имущественную ответственность, а пешеходы — нет. Однако практика насчитывает тысячи случаев, когда виновником аварии выступает именно пеший участник. В таких случаях застрахованное лицо получало компенсацию от страховой компании, а та, в свою очередь, взыскивала сумму с виноватого пешехода.

С 1 мая, если пешеход сам пострадал в результате аварии, то ему ничего компенсировать не нужно. Если он погиб — закон запрещает выдвигать регрессное требование к наследникам.

  • Виновник аварии не будет платить, если вовремя не предоставил страховщику европротокол.

Еще одно основание для регресса — пропуск сроков направления извещения в страховую компанию об аварии (5 дней), оформленной по европротоколу. С 1 мая указанная норма не работает, однако срок и обязанность уведомления СК остался прежним.

С 1 сентября

На портале государственных услуг ожидается появление сервиса, через которое автовладельцы смогут оформлять европротокол в электронном виде, при условии, что:

  • в ДТП пострадали только ТС;
  • у сторон отсутствуют разногласия относительно виновника аварии;
  • сумма ущерба не превышает установленный лимит.

Пока нет точной информации, как указанное приложение будет выглядеть.

С 1 октября

Европротокол до 400 тысяч будет действовать по всей России.

Сейчас допускается составление европротокола при условии, что сумма ущерба не превышает 100 тысяч. Для некоторых регионов лимит выше. В частности, для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области он составляет 400 тыс. руб. С 1 октября планируется повысить лимит суммы ущерба, при котором возможно составление европротокола, до 400 тыс. руб. по всей территории страны.

С 29 октября

  • Прямое возмещение ущерба можно получить при ДТП с участием иностранной машины с зеленой картой.

Собственник автомобиля, поставленного на учет в иностранном государстве, обязан иметь полис ОСАГО при въезде на территорию РФ. С 29 октября после совершения ДТП с участием иностранного автомобиля и при наличии «зеленой карты» допускается обращение за возмещением в «свою» страховую компанию, а не к оператору по урегулированию страховых случаев. Кроме того, можно будет оформлять европротокол по общим правилам.

  • При отказе от освидетельствования придется возмещать ущерб.

С 29 октября ожидается уточнение по регрессному требованию к пьяным виновникам аварии. Данная категория расширяется 2 пунктами, согласно которым взыскивать компенсацию можно будет, если виновное лицо отказалось от медицинского освидетельствования и/или употребил алкоголь после ДТП, участником которого стал.

  • Для полиса ОСАГО нужно подтвердить право собственности.

Читать так же:  Биометрические персональные данные: закон, что к ним относится

С 29 октября приобрести полис ОСАГО на незарегистрированный автомобиль можно будет только при условии предоставления правоустанавливающего документа на ТС.

  • Бумажный и электронный полис станут равнозначными.

С 29 октября автовладельцам будет достаточно предъявлять электронный вариант полиса ОСАГО, чтобы подтвердить его наличие. Однако Закон не содержит раскрытие определения «электронный документ» и не уточняет, является ли таковым снимок или изображение на экране смартфона или планшета. В законе будет указано, что наличие бумажного полиса — вариант подтверждения его наличие, и возить его с собой необязательно.

  • Документы для выплаты могут оформлять спасатели и врачи.

С 29 октября в качестве подтверждения участия в ДТП или наступления иного страхового случая может использоваться справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники присутствовали на месте происшествия.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий