КАСКО без учета износа: преимущества и недостатки вечной молодости.

Размер выплаты по КАСКО при хищении

Для получения полной стоимости возмещения зачастую приходится обращаться в суд. Это связано с включением в договоры страховщиками положений, которых противоречат требованиям о закона.

Рассмотрим пример в судебной практике.

Владелец авто застраховал машину по рискам КАСКО хищение и полная гибель. Случился страховой случай, и компания предоставила неполное возмещение, ссылаясь на положение договора о вычете суммы амортизации, начисляемой ежегодно в размере 20 % от стоимости авто.

Суд первой инстанции в выплате недостающей суммы отказал, сославшись на Правила комбинированного страхования. Апелляция и кассация отменили решение, основывая позицию на положения гражданского законодательства и поручили в рамках ст.

387 ГПК РФ привести постановление в законный вид. Договор страхования был признан незаконным, как противоречащий нормам действующего законодательства в части страхования автотранспортных средств. В частности, п. 5 ст. 10 Закона об организации страхового дела в РФ и п. 1 ст. 929 ГК РФ.

Факт согласия страхователя с положениями договора страхования по КАСКО и подписание указанных правил не был принят судами во внимание, как противоречащий Закону о защите прав потребителей №2300-I (п.1 ст.16).

Если компенсация проведена не в полном объеме – с учетом стоимости амортизации на основании условий договора страхования, то это положение соглашения можно признать в судебном порядке недействительным и потребовать выплаты недостающей суммы.

Пример из судебной практики. Машина была застрахована по программе КАСКО, при хищении автомобиля выплачена компенсация с учетом естественного износа на основании Правил страхования, принятых в компании.

Владелец машины обратился в суд за взысканием недоплаченной суммы, ссылаясь на положения Закона о защите прав потребителей и противоречии договора страхования указанному акту. Помимо основного платежа в размере 200 тыс. руб.

Деньги ей были выплачены в установленные сроки и в объеме, который предусматривает договор. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда согласилась с доводами суда первой инстанции.

А раз амортизация законами не предусмотрена, то и соответствующий пункт в правилах добровольного страхования незаконен.

Взыскание неустойки по КАСКО с заниженной суммы выплат в судебном порядке

Зачастую владельцы авто не вникают в условия договора КАСКО при риске угона автомобиля, полагая, что при страховом случае им будет предоставлено возмещение в полном объеме. Оказывается, что из-за юридических деталей, которые не были проанализированы на момент составления соглашения, есть правовые основания для значительного занижения суммы выплаты.

  • Длительное ожидание проведения платежа со стороны страховой компании. Минимальный срок на практике равен не менее 2 месяцам. В течение этого срока прекращается предварительное следствие по уголовному делу по факту кражи.

Приостановка следствия с вынесением соответствующего постановления правоохранительными органами служит для страховщика основанием для открытия производства в отношении незаконного завладения автомобилем – именно угона.

В течение этого периода не исключен вариант, что автомобиль найдут, тогда выплаты собственнику ТС не положены. Если он будет поврежден, то страховая выплатить компенсации в размере причиненного ущерба.

  • При предоставлении возмещения страховой обязательно учитывается основание наступления рисков. Если в договоре указано, что выплаты производятся при «угоне», а в постановлении правоохранительных органов написано «хищение», то компенсация не предоставляется.

С точки зрения УК РФ “угон” и “кража” – это разные преступления, первое из них предполагает только временное использование автомобиля без цели сокрытия и присваивания или продажи.

ПОДРОБЕЕ:  Как по каско получить выплату Powered by Inline Related Posts

Далее по тексту, однако, будем считать эти значения тождественными.

  • Ни одна страховая компания не выплатить средства, если на момент угона в машине находились ключи, документы на ТС. Тоже самое относится к ситуациям, когда управляло транспортом неуполномоченное лицо, не вписанное в страховку. Таковым может являться сам владелец авто, который часто не указывается в полисе, поскольку, как он считает, достаточно страхования ответственность по обязательному договору ОСАГО.

Компенсация по КАСКО рассчитывается следующим образом. В договоре указывается, что выплаты производятся с учетом естественного износа авто. Составляет этот показатель примерно 1 % в месяц, соответственно, 12-15 % в год.

Некоторые страховщики включают в договор КАСКО условие о выплате средств в случае наступления рисков с учетом износа автомобиля. Такое  положение признано Верховным судом РФ незаконным по следующим основаниям.

Положения признаются ущемляющими права потребителя как противоречащие требованиям закона – ст. 422 ГК РФ и п. 5 ст. 10 Закона об организации страхового дела. Тот довод, что выгодоприобретать добровольно подписал договор и согласился с указанными условиями при принятии решения не принимается во внимание, как ущемляющий права граждан.

Оспорить на практике такие соглашения, в которых прописано, что страхователь не имеет претензий и согласен с определением стоимости поврежденного авто, на этапе подписания достаточно сложно, потому приходится обращаться в суд уже постфактум.

На практике даже при заключении договора без учета износа, при хищении или порче автомобиля стоимость компенсации оценивается с годовой амортизацией. Определяются эти нормативы внутренними правилами страховой компании.

Зачастую применяется коэффициент в размере 1-1,5 % в месяц, что в год равно 12-15 %. Это характерно для эксплуатации автомобилей в первый год после покупки. Для машин, выпущенных 2-3 года назад с завода, будет применяться показатель не менее 15% ежегодно.

Положение о расчете амортизации относительно договоров КАСКО добровольного страхования противоречит законодательству. Об этом не указано ни в Гражданском кодексе, ни в Законе об организации страхового дела в РФ № 4015-1.

При такой ситуации на практике выгодоприобретатель вправе обжаловать решение страховой компании и взыскать убытки в полном объеме в претензионном или судебном порядках. В большинстве случаев принимается решение о компенсации незаконно удержанной суммы износа авто при наступлении страхового случая. По КАСКО сумма выплаты признается заниженной и подлежащей пересчету.

Одно из оснований по КАСКО занижение выплаты — отсутствие возмещения по дополнительному оборудованию. В него не включается стоимость сигнализации, акустической системы, защиты двигателя. В большинстве случаев эта техника не указывается в договорах страхования в целях экономии и при угоне транспорта возмещения по ней не производится. Компенсируется только стоимость авто.

С целью получения полной выплаты рекомендуется вносить изменения в договор страхования по поводу улучшения характеристик авто с указанием стоимости дополнительного оборудования.

Максимальная сумма КАСКО при неполной выплате по факту может взыскиваться в рамках подачи претензии в адрес страховой компании. Однако на практике такой способ не дает результатов. Выгодоприобретателю предоставляется отказ с мотивировкой и ссылкой на условия заключенного договора или его требования игнорируются.

При обращении к страховщику необходимо сослаться на п.5 ст.10 Закона об организации страхового дела в РФ, в котором указано, что уменьшение страховых выплат с учетом износа незаконно. Важно помнить, что для получения компенсации требуется заявление владельца авто, а согласие страховщика не нужно.

ПОДРОБЕЕ:  В чем разница между КАСКО и ОСАГО — что это такое и чем они отличаются (простым языком). Что лучше выбрать и какой полис дороже? Powered by Inline Related Posts

Для получения полного возмещения необходимо придерживаться нескольких советов:

  • При заключении договора, если даже в договоре прописано условие КАСКО, учет износа по которому производится при возмещении стоимости авто, то целесообразно сделать заметку, что в случае наступления рисков выгодопоприобретать отказывается от имущества в пользу страховой компании.
  • Ни в коем случае нельзя подписывать соглашение о передаче поврежденного имущества комиссионному магазину, поскольку в этом случае имеет место соглашение с третьим лицом, а не страховщиком. Будет обязательно в этом случае проводится расчет с учетом амортизации.
  • Если по КАСКО занижение выплаты обусловлено подписанием договора на страховое возмещение с учетом износа, то рекомендуется отказаться от его подписания и обратиться в другую компанию. Также нужно следить, чтобы в документе не были прописаны суммы, которые не устраивают владельца авто.
  • При отказе от имущества в пользу страховщика второй экземпляр заявления должен остаться у владельца авто во избежание споров.

При возникновении проблем со страховой компанией, в том числе в части невыплаты амортизации авто, возможно взыскание недополученной суммы. Исковое заявление в суд, КАСКО – договор на добровольное страхование подаются по месту регистрации страховой компании.

На все начисленные, но невыплаченные во время на основании договора суммы устанавливается неустойка. Размер ее определяется на основании ст. 330 ГК РФ. Такая санкция полагается при нарушении страховщиком условий договора или закона в части просрочки исполнения.

При незаконном удержании средств проведение расчета производится на основании ст. 395 ГК РФ. Определяется неустойка на основании ключевой ставки ЦБ РФ, равной показателю рефинансирования, за каждый день невыплаты – 1/300 от невыплаченной суммы в день, если иной размер не предусмотрен в договоре.

Возникает право на получение неустойки согласно ст. 395 ГК РФ при отказе страховщика от предоставления возмещения или предоставлении компенсации не в полном объеме. К примеру, следует начислять ее с момента принятия решения суда, КАСКО хищение ТС предусматривает компенсацию стоимости авто в полном объеме.

Пример расчета выглядит следующим образом. Стоимость авто составляет 100 000 руб. За каждый день неустойка составляет 1%. Таким образом, за каждый день просрочки выплаты начисляется в пользу страхователя 1 000 руб.

Общий срок исковой давности, если подается исковое заявление в суд, КАСКО страхование предусматривается в период 3 года – это нужно всегда принимать во внимание, ведь при заявлении в суде ответчиком информации об истечении сроков исковой давности, суд прекращает производство.

Это может быть полезным:

  • Выплаты по ОСАГО: обзор судебной практики Верховного суда России
  • Выплата утраты товарной стоимости (УТС) по КАСКО и ОСАГО в 2018 году
  • Отказ страховой компании от выплаты КАСКО при угоне, краже автомобиля
  • Как получить выплату по КАСКО. Порядок действий по обращению к страховщику при ДТП, ущербе, хищении
  • Дешевое КАСКО онлайн. От чего зависит цена КАСКО и что выбрать в итоге

В среднем полис без ущерба может окупиться в нескольких авариях со средним размером ущерба или в одном сильном ДТП. Поэтому страхование с износом больше подходит для опытных водителей. Для подержанных автомобилей существует некоторая особенность страхования.

Стоимость полиса по такому типу транспортных средств обычно выше, чем по новым аналогам. Но выше и процент износа. При покупке полиса без амортизации в случае страховой ситуации старые детали должны быть заменены на новые, что является выгодным обстоятельством для владельца ТС.

ПОДРОБЕЕ:  КАСКО от угона и полной гибели авто: как рассчитать стоимость страхования Powered by Inline Related Posts

Одним из вариантов решения проблемы с износом по КАСКО служит ГАП-страхование, но в нем также присутствуют как плюсы, так и минусы для конкретных клиентов и ситуаций. Когда возможна выплата без учета износа?

Угон остался без износа

Страховая структура не может отказать клиенту в его законном праве на такой выбор. При выплате страховщиком неполной суммы возмещения (с учетом износа) при кражехищении или полной гибели автомобиля следует оспаривать подобное решение путем подачи искового заявления в суд.

Каждого участника дорожного движения, признанного виновным в ДТП, может коснуться необходимость возмещения убытков в порядке суброгации по КАСКО с учетом износа. Избежать этого можно при наличии договора добровольного страхования (ДАГО), который вступит в действие при недостатке страховых средств по другому полису.

Выплата по каско без учета износа/амотризации, кто получал? (при тотале)

ТС страховое возмещение выплачивается именно с учетом коэффициента износа — 20% от страховой стоимости за первый год страхования, 10% за все последующие годы эксплуатации машины. Суды посчитали, что К.

сама согласилась на такие условия страхования. Женщина подала на решения обоих судов кассационную жалобу и смогла добиться в Верховном суде их отмены. Судебная коллегия по гражданским делам напомнила, что по статье 10 закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» при утрате или гибели застрахованного имущества страхователь / выгодоприобретатель могут отказаться от прав на него в пользу страховой компании и получить выплату в размере полной страховой суммы. Именно это сделала К., передав права на угнанную машину страховой компании. В страховом полисе К.

Оплата по каско идет с учетом или без учета износа

Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992 г.: «В случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.».

Мне выдали копию бумаги (т.к. ген. дов-ти не было и мама не могла поехать), что есть два варианта:1) ТС отдаю страховщику и получаю 438376,80 руб. за вычетом франшизы 14000 руб.2) ТС оставляю себе. ГО = 333200 руб.

5 ст. 10 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» для получения полной страховой суммы = 629000 руб.

В своем решении обязал страховщиков выплачивать полную страховую сумму в случае утраты автомобиля. То есть без учета амортизационного износа автомобиля.

Страховщики с постоянной регулярностью вписывают износ даже в добровольные договоры страхования, такие как КАСКО. По их мнению, даже если на машине не ездят, она все равно теряет в цене.

По сути, это расплата за возраст машины. Причем в первый год жизни машины после покупки она теряет в цене значительно больше, чем в последующие годы. И это независимо от количества пройденных километров.

Но нигде и никогда официальных расчетов о падении цены машины не приводилось. Зато при этом включаются в правила страхования, которым страховщики в дальнейшем строго следуют.

В итоге автовладелец при наступлении страхового случая остается с большим убытком. Ему урезают выплаты на процент износа машины. Суммы потерь для хозяина машины оказываются солидными.

imageНаконец судебная практика встала на сторону лиц, имуществу которых причинен вред, не ущемляя их права на получение убытков в полном размере. Речь идет о расчете суммы ущерба с учетом амортизационного износа.  Еще в своей дипломной работе, посвященной гражданско-правовой ответственности я писал:«Предположим, что автомобиль лица А в результате дорожно-транспортного происшествия, происшедшего по вине лица Б. получил повреждения. В результате составленного экспертом заключения потерпевшей стороне для восстановления автомобиля необходимо затратить 50 000 рублей, но данная сумма включает в себя расходы на приобретение новых деталей. С учётом же износа, допустим 50%, уничтоженные детали либо детали, замена которых необходима, будут стоить 25 000 рублей. Возникает вопрос, а на какую же сумму реального ущерба может претендовать лицо А? Мы можем ответить, что 25 000 рублей, так как амортизационный износ автомобиля составляет 50%, как и решил один из составов ФАС СЗО по делу № А56-24137/99. Мотивировка постановления была следующей: «Под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб)… На момент дорожно-транспортного происшествия автомашина, принадлежащая истцу, имела износ 58%. Следовательно, узлы и детали автомашины, подвергшиеся замене, имели такой же износ и их стоимость в момент причинения вреда была ниже стоимости новой детали. Поэтому, определяя размер ущерба истца как затраты истца на ремонт автомашины без учета амортизационного износа, суд возлагает на ответчика обязанность возместить затраты владельца поврежденной автомашины на улучшение этой вещи, что противоречит статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации». Встав на изложенную позицию, мы впадаем в тот вид крайностей, при которых в гражданско-правовой ответственности видится лишь одна голая восстановительная функция, хотя как уже отмечалось выше данное правовое явление богаче и шире. При таком решении вопроса потерпевшая сторона компенсирует лишь 50 % той суммы, которую она потратит на восстановление своего права. Данные расходы будут произведены исключительно как прямое следствие правонарушения, несмотря на то, что действительно автомобиль будет частично обновлён. Однако если бы не было дорожно-транспортного происшествия по вине лица Б, то не было и этих расходов лица А. Можно ли считать, что получив полную сумму 50 000 рублей будут нарушены принципы компенсационности и лицо А неосновательно обогатиться за счёт Б? Справедливо ли такое распределение рисков? Возможно, что у лица А не будет 25 000 рублей, которые он сможет дополнительно израсходовать для восстановления своего автомобиля. Конечно, можно представить себе ситуацию, когда лицо А будет где-то искать именно те узлы и детали, износ которых не более 50%, но такая ситуация будет больше напоминать абсурд. Чтобы ещё более подчеркнуть её неразумность представим, что произошёл залив квартиры в многоквартирном доме и потерпевшей стороне отказывают в требованиях по убыткам, представляющим сумму потраченную на новые обои, ссылаясь на то, что у старых 70% износа, а, следовательно, подлежит возмещению лишь 30% затраченных сумм.  На наш же взгляд вышеприведённый судебный акт и толкование норм ст. 15 ГК нарушают те простейшие принципы справедливости и разумности, на основании которых весь риск неблагоприятных последствий правонарушения возлагается на ответственное лицо. Справедливости ради отметим, что в судебно-арбитражной практике существует и поддерживаемый нами подход, что подтверждается постановлением от 29 мая 2002 года по делу № А05-11377/01-602/4, где кассационная инстанция приняла отстаиваемую в данной работе позицию о необходимости полной компенсации убытков без учёта амортизации транспортного средства». В настоящее время аналогичную позицию поддержал ВС РФ. Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» теперь прямо предусматривает: «Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества». Иначе говоря, только закон или договор может установить иное правило. При его отсутсвии существуется презумпция соответствия расходов на восстановление не нового имущества убыткам, которую должен опровергнуть ответчик. По крайней мере в части ремонта поврежденных транспортных средств точно не существует более разумного иои распространенного способа, чем установка новых деталей. Сторонники той позиции, которая исходила из того, что полная компенсация ставит потерпевшее лицо в более хорошее благоприятное положение, не учитывали то, что именно причинители вреда создавали причину несения затрат. Так почему же их итересы имели приоритет над интересами тех, чьё имущество они повредили. Справедливость восторжествовала. image

  • 1. Взыскание разницы износа с виновника – это законно?
  • 2. Почему ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП полностью?
  • 3. С меня хотят взыскать износ – что делать?
  • 4.Важное замечание!
  • 5. Заплатить сразу или по суду?
  • 6. Можно ли и как избежать выплаты?
  • 7. Требовать деньги может не только потерпевший, но и страховщик!
  • 8. Судебная практика в 2021 году

Когда страховая компания выплачивает потерпевшему в ДТП меньше положенного, то это несправедливо – здесь никто не спорит. Но страховщик рассчитывает сумму выплаты или стоимость ремонта с учётом износа. Если этих денег не хватает, то потерпевший в 2021 году может взыскать ещё денег за ущерб – причём, как со страховщика по ОСАГО в определённых случаях, так и напрямую с виновника. Справедливо ли это? Как и почему такое возможно, а главное законны ли такие претензии, разберем в данной статье.

Взыскание разницы износа с виновника – это законно?

В большинстве рассматриваемых случаев требования потерпевшего к виновнику о выплате износа, к сожалению или счастью, будут законны. После выплаты от страховщика потерпевшему может не хватить денег на ремонт, поэтому и возникают претензии к виновнику ДТП. Но с чего бы вдруг платить виновнику, если его ответственность застрахована по ОСАГО?!

Дело в том, что даже в случае оформления ДТП по европротоколу, когда, казалось бы, водители пришли к соглашению о размере ущерба, потерпевший может потребовать с виновника доплатить. Судебная практика по взысканию износа в таком случае разная, но в теории, требования к виновнику могут быть предъявлены вполне законно. Ведь европротокол – это урегулирование страхового случая в рамках ОСАГО в пределах определенного лимита. То есть и договариваются водители только про возмещение ущерба по правилам ОСАГО.

Потерпевший ведь может не всегда увидеть все повреждения или правильно оценить стоимость деталей, поэтому в случае с европротоколом, виновник тоже должен следить, чтоб были зафиксированы все повреждения и правильно оценена стоимость ремонта. 

Выплаты от страховщика может не хватить на ремонт как потому, что он неправильно все посчитал и выплатил, так и потому, что по закону он не обязан платить больше.

image

Почему ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП полностью?

Когда только вводился институт автогражданки, то ущерб в большинстве случаев возмещался страховыми компаниями в полном объеме, и потерпевшие были довольны выплатами. Но постепенно вносились все возможные поправки и изменения в ФЗ об ОСАГО, была утверждена методика определения расходов на восстановление ТС, появился справочник РСА со средними ценами на запчасти и в конечном итоге водители получили некий продукт, который обязателен для всех, но страхует ответственность только частично.

Почему частично и когда виновник обязан доплатить за ДТП, указал Конституционный суд РФ в новом для своего времени Постановлении 6-П от 10.03.2017 года.

Если обобщить написанное в документе, то страховщик по ОСАГО страхует ответственность причинителя вреда только на условиях, которые изложены в Законе об ОСАГО. А, если суммы, которая будет рассчитана на основании методики определения ущерба, справочника РСА и правил ОСАГО потерпевшему будет недостаточно, то по общим нормам Гражданского кодекса доплатить должен причинитель вреда.

При этом, в общем случае на потерпевшего не может быть возложена обязанность по поиску б/у запчастей и ремонту автомобиля этими запчастями, поскольку в основном ремонт сводится к замене деталей на новые.

Претензий больше всего именно к справочнику РСА, по которому цены на заменяемые детали, как правило, меньше рыночных, отсюда и разница, которую придется выплатить виновнику. Но и это еще не всё!

Если страховщик производит выплату деньгами, то платит сумму с учетом износа деталей, который рассчитывается, исходя из года выпуска авто и его пробега. Максимальное значение износа по Закону об ОСАГО – 50%. В таком случае виновник ДТП может заплатить потерпевшему почти столько же, сколько и страховщик, а иногда даже больше.

С меня хотят взыскать износ – что делать?

План действий будет в первую очередь зависеть от того, каким образом вы узнали, что с вас хотят взыскать износ.

  • Если вам позвонили или прислали досудебную претензию о взыскании ущерба в виде разницы по износу, что в принципе не обязательно, то мы бы рекомендовали выйти на связь с потерпевшим и попросить у него экспертизу, фотографии его поврежденного авто или поврежденных деталей. Эти документы помогут вам понять, обоснованы ли требования хозяина второго авто, а также могут в дальнейшем пригодиться в суде, если до этого дойдет.
  • Если вас сразу приглашают в суд даже в качестве третьего лица, не стоит игнорировать данный процесс. Необходимо сразу же ознакомиться со всеми материалами дела, чтобы узнать, кто, что и с кого требует, а также в каком размере.

В самом начале важно понять, обоснованы ли требования потерпевшего, откуда берется такая сумма, спорить с ней или нет. Поэтому, можно на данном этапе проконсультироваться у юристов, но только у тех, кто, действительно, разбирается в таких ситуациях и знает все нюансы, иначе можно не только выплатить потерпевшему разницу, но и заплатить деньги юристам.

Важное замечание!

image

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-86-54 (Москва), 8 (812) 467-34-58 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-29-84 (вся Россия).

Заплатить сразу или по суду?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно знать, сколько может потребоваться денег для защиты в суде и сравнить эту сумму c требуемой.

  1. Первым делом юристы. Стоимость их услуг сильно варьируется от региона и рынка юридических услуг, но в целом по состоянию на 2021 год можно говорить о сумме в 20-30 тысяч рублей. Здесь же стоит упомянуть и представителя истца. Ведь собственник второго авто, скорее всего, тоже наймет представителя для ведения дела в суде, и потом, в случае проигрыша, вы обязаны будете возместить судебные расходы. А вот если проиграет истец, то уже он возмещает все ваши расходы.
  2. Второе – это доказательства. Истец, подавая иск в суд, чем-то обоснует свои требования о взыскании ущерба без учёта износа – скорее всего, экспертизой ущерба. А спорить с этой экспертизой можно будет, только представив другую. Но опять же, поскольку дело будет в суде, то вероятнее всего будет назначена судебная экспертиза, стоимость которой может варьироваться от 20 до 40 тысяч рублей и зависеть в том числе от количества вопросов, поставленных перед экспертом. Изначально оплачивает её сторона, которая ходатайствовала о её проведении, то есть вы.
  3. В число судебных расходов, которые будет распределять суд, также входит и стоимость экспертизы истца, она в 2021 году обычно дешевле, но не стоит про неё забывать.

Если суд вынесет решение в вашу пользу и откажет истцу или удовлетворит его требования о возмещении суммы без учёта износа автомобиля частично, то ваши расходы будет оплачивать он, полностью или также в части, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Ситуации, когда суд полностью отказывает потерпевшему, случаются не так уж часто, поэтому, если с вас требуют относительно небольшую сумму денег, то есть смысл рассмотреть вариант заключения мирового соглашения на эту сумму или даже меньше.

Ведь владелец поврежденного авто хочет как можно быстрее получить деньги и произвести ремонт, а не судиться несколько месяцев, а то и год, а потом еще пытаться получить присужденную сумму с вас. В связи с этим можно договориться, что вы платите сразу, но меньше. Таким образом, интересы обеих сторон будут учтены.

image

Можно ли и как избежать выплаты?

Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.

Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.

Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!

Почему именно “удается убедить суд“, а не иначе?

Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.

Некоторые судьи путают понятия “фактический ущерб” и “фактические расходы” и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.

Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.

Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.

То есть избежать выплаты разницы по износу можно, хотя, далеко не всегда это удается, используя 2 основных аргумента:

  1. на каком основании страховщик произвёл выплату, а не выдал направление на ремонт потерпевшему; если причина выплаты – взаимное письменное соглашение между страховой компанией и потерпевшей стороной, то можно убедить суд в том, что таким образом потерпевший сам согласился на расчёт возмещения с учётом износа;
  2. кроме того, часто работает способ с требованием от потерпевшего документов о фактически понесённых расходах – то есть доказать нужно не только ущерб экспертизой, но и обоснованность этой суммы фактически понесёнными расходами; это не совсем законно, так как Конституционный суд указал именно на ущерб, но это иногда работает.

image

Требовать деньги может не только потерпевший, но и страховщик!

Ситуации, когда к виновнику ДТП с требованиями заплатить обращаются страховщики, не редкость. Такие требования бывают либо в порядке регресса, либо в порядке суброгации.

Регрессные требования вытекают из Закона об ОСАГО. В статье 14 прямо прописаны ситуации, когда виновник будет оплачивать причиненный ущерб, который за него возместил страховщик. Например, когда он скрылся с места аварии или же находился в состоянии опьянения. Также регресс ждет тех, кто не был вписан в полис как водитель, допущенный к управлению авто, или когда договор ОСАГО был заключен на определенный период, но ДТП произошло в другое время.

Суброгация – это когда возмещение ущерба требует страховщик потерпевшего, а не виновника. То есть в случае, когда у потерпевшего было КАСКО. Возместив весь ущерб, страховая компания приобретает такое же право требовать выплатить ущерб, причем без учета износа, как если бы с виновника требовал сам потерпевший. В такой ситуации необходимо смотреть, что там чинил и ремонтировал страховщик по КАСКО, ведь в счет могут попасть детали, которые и не пострадали в ДТП. Но ситуация омрачается тем, что у виновника может не быть фотографий поврежденного авто и деталей, чтобы предметно спорить со страховщиком и проводить экспертизу.

Важно еще знать, что ущерб без учета износа, а фактически разницу между стоимостью ремонта по рынку и по ОСАГО нужно считать не по ценам дилера, а по среднерыночным ценам в регионе. Это особенно актуально для ситуаций с КАСКО, так как во многих договорах, возмещение осуществляется путем ремонта у официалов.

Судебная практика в 2021 году

На сегодняшний день судебных разбирательств с виновниками ДТП стало только больше. Потерпевшие узнают свои права и подают иски, ведь срок исковой давности 3 года с момента ДТП. В основном, как уже говорилось ранее, суд удовлетворяет такие иски, поскольку в данный момент у нас такое законодательство.

В качестве примера, представим вам дело, в котором суд первой инстанции отказал во взыскании разницы с виновника, но суд апелляционной инстанции это исправил. Апелляционное определение размещено на сайте Ленинградского областного суда.

Рубрика:  ОСАГО

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий