Территориальный коэффициент ОСАГО

Полис ОСАГО – это страхование ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения. Если по его вине пешеход или другой водитель получают ущерб, то его компенсирует компания, где оформлена страховка. Чтобы понимать, откуда берутся расценки на полисы, следует знать про коэффициенты ОСАГО, и как они высчитываются.

Формула расчета ОСАГО

Тарифный коридор, в пределах которого можно устанавливать стоимость ОСАГО, находится на строгом контроле у регулятора, им выступает Центробанк РФ. Цена зависит от нескольких факторов, поэтому для каждого владельца автомобиля она отличается.

Стоимость определяется по формуле, где базовая ставка ОСАГО перемножается на коэффициенты.

Формула расчета ОСАГО: Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН х КПр

  • ТБ — базовый тариф
  • КТ — территориальный коэффициент
  • КБМ — коэффициент бонус-малус
  • КВС — коэффициент возраста и стажа
  • КО — ограничение количества водителей
  • КМ — коэффициент мощности
  • КС — коэффициент сезонности (периода использования)
  • КН — коэффицент нарушений
  • КПр — коэффицент прицепа

Раньше ставка была фиксирована, теперь же компании снижают тарифы для привлечения клиентов. Чаще всего выгодные условия у новичков. Старожилы страхового рынка с крупным именем редко делают скидки. Их козырь – высокий рейтинг надежности.

Коэффициенты ОСАГО

Цена зависит от нескольких показателей. Они повышают или понижают итоговую сумму полиса. Базовый тариф устанавливается Центральным банком России и пересчитывается каждый год. Страховая компания имеет право выбирать значение только в указанном диапазоне. Перед началом деятельности по новому тарифу она уведомляет РСА и регулятор о его размере. Самовольные изменения находятся под строгим государственным контролем.

Территориальный коэффициент

Он рассчитывается на основании интенсивности движения в регионе для каждого субъекта отдельно. Это связано с тем, что большое количество машин на дорогах ведёт к увеличению аварийности. Любой риск должен учитываться.

Показатель считается по месту регистрации физического или юридического лица.

Мнение эксперта Мария Скорая Страховой эксперт Например, в Москве установлено значение 2.0, а в Подмосковье – 1.7. Человек, который оформляет договор, работает и живёт в столице, но прописка у него в Иваново. Значит, территориальный коэффициент считает по городу Иваново.

Коэффициент бонус-малус

Показатель выступает в роли регулятора «хорошего поведения» на дороге. Безаварийное вождение вознаграждается снижением цены. Один год без ДТП снижает стоимость на 5%. Для расчётов принимаются только те происшествия, где доказана вина, и была выплачена компенсация.

Каждому водителю присваивается один из 15 классов вождения. Первый договор рассчитывается с КБМ 1.0, если избегать аварий, то постепенно класс повышается, бонус-малус уменьшается, стоимость приятно снижается.

Мнение эксперта Мария Скорая Страховой эксперт Например, новичок за первую страховку платит примерно 15 000 рублей. Проходит год без аварий, следовательно, цена за следующий полис составит порядка 14 250 рублей.

Если в договор включено больше одного человека, то КБМ считается по тому, у кого выше показатель. В страховку невыгодно вписывать водителя с высокой аварийностью.

Возраст и стаж водителя

Показатель учитывает факт, что юные и неопытные водители чаще попадают в ДТП. Повышающий коэффициент распространяется на всех, кому ещё не исполнилось 22 года и/или стаж составляет меньше 3 лет. При расчётах учитываются все, кто указан в страховом договоре.

Оформление неограниченной страховки устанавливает КВС 1.0. Если у владельца автомобиля высокий класс, и он вынужден вписать в договор неопытного родственника, то рекомендуется оформлять неограниченную страховку.

Стоимость снизится за счёт того, при расчётах будет использоваться КБМ собственника.

Ограничения по количеству водителей

КО – это показатель количества допущенных к ТС водителей. На 2021 год установили только два значения:

  1. 1.0 – можно вписать до 5 человек;
  2. 1.87 – неограниченное количество.

Увеличение неограниченной страховки с 1.8 до 1.87 действует только для тех машин, которыми управляются физическими лицами. Для юридических лиц показатель остался на прежнем уровне.

Покупка неограниченного полиса означает, что ТС может управлять любой человек с ВУ соответствующей категории.

Мощность двигателя

Технические характеристики транспортного средства указываются в его паспорте. КМ ОСАГО рассчитывается, исходя из статистики. Автомобили с большим количеством лошадиных сил под капотом чаще становятся участниками аварий, так как их используют для разгонов по трассам, проводят рискованные манёвры. Для расчёта берут информацию из ПТС или диагностической карты.

Чем выше показатель мощности двигателя, тем дороже полис.

Коэффициент нарушений

Стоимость полиса стала своеобразным регулятором поведения на дорогах. Пока возможность учитывать при расчёте страховки штрафы за нарушения ПДД находится на стадии обсуждения.

К коэффициенту нарушения относят следующие ситуации:

  • Доказанная вина водителя в возникновении ДТП с выплатой компенсации.
  • Незаконное занижение цены за счёт предоставление заведомо ложных данных.
  • Умышленное причинение вреда, которое повлекло страховой случай. Сюда можно сразу отнести передачу машины человеку без водительского удостоверения, нанесение вреда под действием алкоголя и/или наркотиков, хулиганские побуждения, попадание в аварию без действующего полиса ОСАГО, покидание места ДТП.

Страховые компании имеют право расширять список. У КН есть всего два значения:

  1. 1.0 – нет нарушений;
  2. 1.5 – одно и более нарушений.

Даже одно зафиксированное нарушение влечёт увеличение значения.

Мнение эксперта Мария Скорая Страховой эксперт Чтобы не попадать в этот «чёрный список», достаточно соблюдать закон, уважать других участников дорожного движения и никогда не покидать место ДТП до приезда ДПС вне зависимости от степени вины.

Срок страхования

Как понятно из названия, параметр учитывает срочность договора со страховой компанией. У легковых машин чаще всего ОСАГО оформляется на 1 год, потом наступает новый период, который оплачивается с учётом изменившихся коэффициентов.

Допускается более короткий срок. Это зависит от целей, для которых используется ТС. Единственное условие – эксплуатация разрешена только в оплаченный период страховки.

Сезонный коэффициент

Для специальной техники на первый план выходит сезонность их использования. Машины для уборки снега выходят зимой и весной, поливальные – весной и летом. Полис заключается на 1 год, но с учётом перерасчета по КС. Показатель относится только к спецтехнике.

Если автомобиль в семье используется только для поездок на дачу или зимнюю рыбалку, то ОСАГО всё равно оплачивается в полном объёме за весь год.

Коэффициент прицепа

Прицеп повышает риск попадания в ДТП. При заключении договора на транспорт с прицепом ставится специальная отметка. На цифру влияет грузоподъемность ТС. Самый большой показатель у грузовиков весом не выше 16 тонн, в целом значение находится в диапазоне от 1 до 1,4.

Особенности расчета стоимости полиса ОСАГО

В каждом деле существуют свои нюансы, и страхование – не исключение. Чтобы не удивляться стоимости или поймать недобросовестного страхового агента, стоит учитывать особенности расчётов полиса. Автовладельцам можно взять на заметку, что электронный и бумажный вариант страховки полностью идентичны и не отличаются по стоимости.

Прописка

Адрес регистрации учитывается только тот, который указан в паспорте. Фактический адрес проживания не играет роли. Человек может жить на Чукотке, но, будучи прописанным в столице, он платит по московскому тарифу. Чаще всего встречается ситуация, когда человек переехал в город, но остался прописан в деревне. В сельской местности малая интенсивность движения, поэтому КТ для деревенских жителей сильно отличается от городских величин в меньшую сторону.

КТ для юридических лиц устанавливается по региону, где предприятие зарегистрировано в качестве плательщика налогов.

Возраст и стаж водителей

Расчёты стоимости ОСАГО всегда включают в себя стаж и возраст водителя. Это критерии, по которым страховые компании чаще всего выбирают клиентов. Утвердилось мнение, что молодой и неопытный водитель чаще становится виновником аварий на дорогах.

Страховая компания – это коммерческая организация, которая просчитывает риски. Коэффициент возраст-стаж направлен на снижение рисков страховщиков, потому что в случае ДТП они возмещают суммы чаще всего превышающие сумму одного страхового полиса.

Присвоенное значение указывает на опыт водителя. Минимум – 1.0, то категория лиц с водительским стажем больше 3 лет и возраста старше 22 лет. Максимум – 3.0, присваивается молодым людям до 22 лет и стажем меньше 3.

Мнение эксперта Мария Скорая Страховой эксперт Учитываются все лица, указанные в договоре со страховой компанией. Если в одном полисе указан отец со стажем в 17 лет и сын со стажем в 1 год, то базовый тариф ОСАГО умножается на показатель, присвоенный неопытному сыну. В таких случаях специалисты рекомендуют оформлять неограниченную страховку, она приводит КВС к 1.0 и значительно снижает сумму к оплате.

История вождения

С 2019 года страховая история водителя закрепляется в ОСАГО. Теперь после перерыва в вождении владелец машины может пользоваться теми же привилегиями, что и раньше.

Скидки не сгорают, но и штрафные коэффициенты тоже сохранятся.

Для водителя сохраненная история хороша тем, что теперь при переходе в другую СК не надо начинать копить бонусы с нуля. Раньше компании часто жаловались на неслаженную работу созданной системы АИС РСА и невозможность проверить факт безаварийной езды. Единая база позволяет оперативно отслеживать КБМ, накапливая год за годом положенную скидку.

Расценки компаний в вашем городе

Одним из популярных сервисов стал сайт РСА (Российского Союза Автомобилистов). Удобная система подсчёта учитывает основные коэффициенты и предлагает на выбор несколько страховых компаний, работающих в вашем городе.

Если пользователь не знает свой КБМ, то можно сделать проверку онлайн по ФИО и водительскому удостоверению.

Заключение

Важно понимать один момент в работе страховых компаний. Они всегда оценивают клиентов с точки зрения благонадёжности. Тщательно выстроенная система расчётов ОСАГО стала методом «кнута и пряника». Хорошие водители с большим опытом и ездой без аварии платят намного меньше. Тогда как люди, замеченные в серьёзных ДТП, попытках покинуть место аварии до прибытия экипажа ДПС, без стажа, по статистике чаще всего попадают в аварии.

Будьте бдительны на дорогах, берегите себя и улучшайте коэффициенты ОСАГО, чтобы платить меньше. Система это позволяет.

Содержание

Что это такое и как влияет на расчет стоимости страхового полиса?

КТ – это территориальный коэффициент, который применяется при расчете стоимости полиса по ОСАГО. Его размер определяется в соответствии с тем, где ТС было поставлено на учет. То есть значение имеют прежде всего условия, в которых будет использоваться автомобиль.

Например, при высокой влажности или низких температурах колеса имеют меньшую сцепку с дорожным покрытием. Соответственно риск возникновения ДТП резко возрастает. Размер коэффициента также зависит от вида техники. Для легкового автотранспорта они одни, а для грузовых машин – другие.

Таблицы региональных значений

Для каждой территориальной единицы страны установлены свои величины. При этом такие показатели существуют для республик, областей и краев.

Республики

Название Республики Величина для транспортных средств Величина для грузовых машин (трактора и самоходные ТС)
Адыгея 1,3 1,0
Алтай 0,7-1,3 0,5-0,8
Башкортостан 1-1,8 0,8-1
Бурятия 0,6-1,3 0,5-0,8
Дагестан 0,7-1 0,5-0,8
Ингушетия 0,6-0,8 0,5
Кабардино-Балкария 0,7-1 0,5-0,8
Калмыкия 0,6-1,3 0,5-0,8
Карачаево-Черкессия 1 0,8
Карелия 0,8-1,3 0,5-0,8
Коми 1-1,6 0,8-1
Крым 0,6 0,6
Марий Эл 0,7-1,4 0,5-0,8
Мордовия 0,8-1,5 0,6-1
Саха (Якутия) 0,6-1,2 0,5-0,7
Северная Осетия – Алания 0,8-1 0,5-0,8
Татарстан 1-2 0,8-1,2
Тыва 0,6 0,5
Удмуртия 0,8-1,6 0,5-1
Хакасия 0,6-1 0,5-0,8
Чечня 0,7 0,5
Чувашия 0,8-1,7 0,5-1

Области

Название Величина для транспортных средств Величина для крупногабаритных ТС
Амурская 1-1,6 0,6-0,9
Архангельская 0,85-1,8 0,5-1
Астраханская 0,8-1,4 0,5-1
Белгородская 0,8-1,3 0,5-0,8
Брянская 1-1,5 0,5-1
Владимирская 1-1,6 0,8-1
Волгоградская 0,7-1,3 0,5-0,8
Вологодская 0,9-1,8 0,5-1
Воронежская 0,8-1.5 0,6-1
Ивановская 0,9-1,8 0,5-1
Иркутская 0,8-1,7 0,5-1
Калининградская 0,8-1,1 0,5-0,8
Калужская 0,9-1,3 0,5-0,8
Кемеровская 1,1-1,9 0,8-1
Кировская 0,7-1,4 0,5-1
Курганская 0,6-1,4 0,5-0,8
Курская 0,7-1.2 0,5-1,8
Ленинградская 1,3 0,8
Липецкая 0,8-1.5 0,5-1
Магаданская 0,6-0,7 0,5
Московская 1,7 1
Мурманская 1.2-1,6 1-1,2
Нижегородская 1-1,8 0,8-1
Новгородская 0,9-1 0,5-0,8
Новосибирская 0,9-1,3 0,5-1
Омская 0,9-1,6 0,5-1
Оренбургская 0,8-1,7 0,5-1
Орловская 0,7-1.2 0,5-0,8
Пензенская 0,7-1,4 0,5-1
Псковская 0,7-1,2 0,5-0,8
Ростовская 0,8-1,3 0,5-1
Рязанская 0,9-1,4 0,5-1
Самарская 0,9-1,5 0,5-1
Саратовская 0,7-1.6 0,5-1
Сахалинская 0,9-1,5 0,5-1
Свердловская 1-1,8 0,8-1
Смоленская 0,7-1,2 0,5-0,8
Тамбовская 0,8-1,2 0,5-0,8
Тверская 0,8-1,5 0,5-1
Томская 0,9-1,6 0,5-1
Тульская 0,9-1.5 0,5-1
Тюменская 1,1-2 0,8-1,2
Ульяновская 0,9-1.5 0,6-1,1
Челябинская 1-1.8 0,8-1.3
Ярославская 0,9-1.5 0,5-1,2
Москва 2 1,2
Санкт-Петербург 1,8 1
Севастополь 0,6 0,6
Еврейская АО 0,6 0,5
Ненецкий АО 0,8 0,5
Ханты-Мансийский АО – Югра 1-2 0,8-1.2
Чукотский АО 0,6 0,5
Ямало-Ненецкий автономный округ 1-1,7 0,8-1
Байконур 0,6 0,5

Края

Название края Величина для транспортных средств Величина для грузовых машин
Алтайский 0,7-1,7 0,5-1
Забайкальский 0,6-0,7 0,5
Камчатский 1-1,3 0,6-1
Краснодарский 1-1,8 0,8-1
Красноярский 0,9-1,3 0,5-1
Пермский 1-1,3 0,8-1,2
Приморский 0,7-1,4 0,5-1
Ставропольский 0,7-1,2 0,5-0,8
Хабаровский 0,8-1,7 0,5-1

Как применяется: пример расчета полиса страхования

Расчет стоимости полиса осуществляется с применением следующей формулы:

П = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН x КП,

где:

  • П – полис страхования ОСАГО; ТБ – территориальный базовый тариф по региону;
  • КТ – территориальный коэффициент;
  • КБМ – бонус-малус;
  • КВС – полное количество лет собственника и имеющийся у него водительский стаж;
  • КО – ограничивающая величина;
  • КМ – крутящий момент (объем двигателя);
  • КС – сезон эксплуатации техники;
  • КН – имевшиеся нарушения;
  • КП – период страхования.

Как узнать свой?

Какой будет браться в расчет: от места регистрации/юрадреса или региона покупки авто/страховки? Узнать КТ можно несколькими способами. Самым простым из них является использование имеющихся таблиц, которые размещены в свободном доступе на интернет ресурсах. Заинтересованному лицу просто нужно выбрать регион своего нахождения, а также вид автотранспорта. Аналогичным образом можно использовать базу данных Российского союза автостраховщиков.

imageУказанную информацию можно получить и в компании, в которой владелец оформляет полис. Все необходимые данные ему сообщит специалист страховщика, при оформлении ОСАГО. Не обязательно приходить лично. Можно просто позвонить в компанию по телефону. Обычно страховщики предоставляют такую информацию в ходе разговора.

Непосредственный размер коэффициента будет определяться в зависимости от статуса владельца. Если собственником является физическое лицо, то величина устанавливается в соответсвии с тем местом, где он зарегистрирован. Если автотранспорт принадлежит организации, значение имеет юридический адрес. При этом место приобретения автомобиля или оформления полиса значения не имеют.

Имеет ли смысл специально оформлять временную регистрацию в более “дешевом” регионе?

При желании сэкономить на стоимости страховки, можно получить регистрацию в регионе, где действуют более низкие величины. Следует помнить, что будет применяться КТ только того региона, где человек зарегистрирован постоянно. Такой способ позволит несколько снизить затраты.

В то же время данный вариант имеет и свой недостаток. Сумма полиса напрямую влияет на размер компенсации получить которую владелец сможет в случае причинения ущерба. Чем ниже стоимость страховки, тем меньше объем возмещения.

Кто устанавливает и как часто изменяется?

Страховые компании самостоятельно не в праве устанавливать КТ по ОСАГО. Они должны руководствоваться действующими нормативными актами.

К ним отнесены:

image

  1. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Он утверждает основные правила расчета, а также какие показатели могут быть применимы.
  2. Указание Центрального Банка РФ № 3384-У от 19 сентября 2014 года. Они устанавливают базовые ставки, используемые в процессе осуществления расчетов и показателей разнообразных коэффициентов для каждого определенного собственника автомобиля. На основании данных показателей можно осуществлять расчетные операции по определению стоимости полиса.

Изменение размера зависит от наличия рисков причинения ущерба в процессе использования транспортного средства (ТС). Например, в Москве величина будет выше, поскольку транспортная загруженность мегаполиса значительно больше, чем в малых городах.

Для каждого региона установлены свои КТ по ОСАГО. Они зависят не только от погодных условий и транспортной загруженности, но и вида самой техники. Получить необходимую информацию можно у страховщика. Также соответствующие данные размещены на интернет ресурсах в свободном доступе.

6909.10.20193 мин.

Стоимость индивидуального полиса по ОСАГО зависит от многих показателей, влияющих на окончательный размер страховой премии, в том числе место регистрации собственника. Административные единицы РФ имеют кодировку ОСАГО, которая характеризует особенность дорожного движения в данном регионе, населенном пункте.

Что входит в понятие территория ОСАГО

Страховщики учитывают при заключении договора обязательного автострахования 8 коэффициентов, одним из которых является территориальный.

Каждый населенный пункт имеет свой индекс территории ОСАГО.

Он означает насыщенность региона автотранспортом, а значит, повышение уровня аварийности.

Показатель территориальности рассчитывается на определенный промежуток времени: на 2 года. Следующий пересмотр коэффициентов произойдет в 2018 году. Причина этому – рост числа автомобилей в РФ. Чем оживленнее движение на дорогах, тем выше риск дорожно-транспортного происшествия.

Как учитывается территория

Формула, по которой рассчитывается стоимость полиса ОСАГО – это произведение цены базового пакета на 8 коэффициентов, имеющих повышающие-понижающие значения.

Все индексы можно подразделить на категории:

  • в зависимости от мощности двигателя;
  • водительского уровня (возраста-стажа, коэффициента бонуса-малуса);
  • территориальной принадлежности;
  • сезонности вождения;
  • нарушений;
  • ограничений;
  • в зависимости от периодичности страхования.

Исходя из данных показателей, можно определить, что самая дорогая страховка будет:

  1. у молодого водителя;
  2. с мощным транспортным средством;
  3. небольшим опытом вождения;
  4. проживающим в населенном пункте с высокой транспортной загруженностью.

Меньшую цену заплатит водитель с большим стажем (с максимальным коэффициентом бонуса-малуса), маломощным автомобилем, участвующий в дорожном движении в отдаленных регионах.

Индекс территории характеризует интенсивность дорожного движения, где зарегистрирован собственник.

Наибольший территориальный коэффициент (2) имеют:

  • Москва;
  • Тюмень;
  • Челябинск;
  • Якутск;
  • Пермь.

Наименьшее значение (0,6) у таких регионов:

  • населенные пункты Хакасии;
  • Магаданской;
  • Курганской области;
  • Республики Тува;
  • Крыма;
  • Бурятии.

Двойной индекс повышает базовый тариф в 2 раза, а меньше 1 соответственно снижает.

Коэффициент может иметь различные показатели в соседних населенных пунктах, что объясняется соотношением аварийности и количеством выплат.

Страховая компания в крупных городах имеет в десятки раз больше страховых случаев, чем в райцентрах, в результате выплат по которым может нести убытки. Сбалансированность между высокими и низкими Кт помогает избежать больших потерь.

  • количество автовладельцев в данной местности;
  • их средний возраст;
  • близость автомагистрали федерального или регионального значения;
  • количество и частота ДТП;
  • уровень работы отделения ГИБД.

Выплаты по страховым случаям зависят:

  • от модели и возраста транспортного средства;
  • числа пострадавших застрахованных лиц и автомобилей;
  • цен на ремонт.

На видео – расчет коэффициента ОСАГО:

Страховые компании, имеющие одинаковое число обращений по страховым случаям, имеют различный финансовый результат:

  1. Владельцы новых и дорогих машин должны получить большую компенсацию, чем подержанных отечественных. Стоимость импортных деталей намного выше. Кроме того, в договоре предусматривается возмещение дополнительных затрат на ремонт. Отсутствие запчастей, их доставка из-за границы ведет к удорожанию выплат. УТС (утеря товарной стоимости) касается новых автомобилей. Ограничение процента износа (не более 50%) в тоже время выгодно для собственников машин, старше 10 лет.
  2. Сумма выплат при ДТП с несколькими автомобилями и пострадавшими будет иметь отрицательный баланс в сравнении с полученной страховой премий. Разность может достигать несколько миллионов рублей.
  3. Ремонтные работы зависят от уровня заработной платы в регионе. При одном и том же размере базового пакета они могут отличаться на 20-30%.

Эти факторы страховщики стараются учитывать при разработке коэффициентов территории ОСАГО, чтобы, корректируя стоимость полиса, снизить свои убытки при наступлении страховых случаев.

Где можно узнать о территории ОСАГО

Все территориальные коэффициенты сведены в единую таблицу, утверждаемую ЦБ. Данные по каждому региону разрабатываются на местах. Применение действующих Кт является обязательным для страховщиков.

Регистрация автомобиля не играет значения. При расчете полиса учитывается место прописки (для физического лица), регистрации уставных документов (для юридического лица).

Территория автогражданской ответственности – это регион, где зарегистрирован автовладелец, и которому присвоен коэффициент, влияющий на цену полиса. Индексы утверждаются центральным регулятором на двухлетние периоды. Применение является обязательным для всех страховщиков.

Что это такое?

Аббревиатура КБМ расшифровывается, как «коэффициент бонус-малус» (какие еще есть коэффициенты ОСАГО?). Эта опция предоставляет привилегии для автовладельцев посредством начисления скидки, либо, напротив, служит поводом для увеличения цены на стоимость страхового полиса ОСАГО. Основным показателем, который влияет на изменение цены страховки, является отсутствие аварий в текущем периоде страхования (1 год).

В среде страховых компаний термин КБМ заменяется на «класс страхователя». При оформлении договора на полис ОСАГО в первый раз КБМ для водителя равняется 1, а класс страхователя – . В дальнейшем за каждый год без аварий водителю начисляется скидка в размере 5% от стоимости полиса. Максимальная скидка, при этом, может достигать 50%, это соответствует КБМ равному 0,5.

Для достижения максимальной скидки для полиса ОСАГО требуется десять лет подряд не совершать аварий при управлении застрахованным транспортным средством. Приобретенная скидка потеряется в случае ДТП с участием водителя в течение страхового периода. В ситуациях, когда КБМ равен единице, то есть скидка отсутствует, аварийный год обернется увеличением цены на обязательную страховку.

Любые санкции в отношении КБМ применяются только, если пострадавшая в ДТП сторона потребует компенсации от страховой компании, с которой сотрудничает водитель-виновник. Если пострадавший в аварии решит восстановить ущерб самостоятельно, не прибегая к помощи страховщика, изменения в коэффициенте бонус-малус не будет.

Что такое коэффициент территории (КТ) в ОСАГО?

Территориальный коэффициент ОСАГО (КТ) — это один из показателей, который страховая компания учитывает при расчете конечной стоимости страхового полиса на автомобиль. Согласно статье 9 закона «Об ОСАГО» показатель напрямую зависит от места регистрации собственника транспортного средства, которое указано в паспорте гражданина или документах на авто (ПТС, свидетельстве о регистрации). Для юрлиц, владеющих тракторами, самоходными машинами, он устанавливается в зависимости от региона регистрации организации, указанного в учредительных документах. Убедиться в том, что данный параметр значительно влияет на итоговую цену полиса, довольно просто на следующем примере:

Читайте также:  Знак «Шипы» отменили или нет в 2020 году? Штрафы и постановления

Пример зависимости стоимости полиса ОСАГО от региона оформления

Как применяется?

До 2013 года страховые компании не вносили данные о водителях в РСА. Это позволяло автовладельцам, ставшим виновниками ДТП, избавиться от присвоенного значения коэффициента. Они меняли страховую компанию и вновь начинали сотрудничество с организацией, с нулевой величины показателя.

Сегодня действующее законодательство решило эту проблему.

С 2013 года данные обо всех лицах, приобретающих страховку, вносятся в базу РСА. Доступ к информации имеет как сотрудник компании, занимающийся реализацией полисов, так и сам владелец автомобиля. Сокрыть данные не удастся.

Если хозяин транспортного средства хочет узнать величину бонуса-малуса после ДТП, таблица значений КБМ поможет выполнить указанное действие. Страховщики не выполняют расчет коэффициента каждый раз. Они используют таблицу, в которой зафиксированы все значения показателя.

Всего КБМ имеет 14 классов. Если человек ранее не приобретал полис, ему будет присвоена 3 группа. На следующий год величина показателя изменится. Если водитель не оказывался в аварийной ситуации, он автоматически перейдет в 4 класс и получит скидку на полис в размере 5%. Если ДТП происходили, в учет будет принято их количество. Несколько происшествий способно существенно повысить стоимость полиса. О том, как устанавливается класс водителя для ОСАГО, читайте тут, а здесь рассказано о том, как узнать этот показатель.

От чего зависит региональный коэффициент

При формировании коэффициента на страховку ОСАГО по регионам учитывается количество и плотность населения каждого конкретного региона, автономного округа, области, поселения, города. Учитывается количество зарегистрированных автотранспортных средств в данном регионе. Отличия, которые формируются на основании общей статистики, могут быть значимы. По причине разной концентрации населения и транспортных средств, коэффициент на страховку в городах всегда выше, чем в области. Например, если в Москве региональный коэффициент равен 2, то в московской области 1.7.

Важным фактором при назначении соответствующего коэффициента является показатель аварийности. Чем больше аварий в регионе, тем выше региональный коэффициент ОСАГО. Это связано с рисками страховой компании. Чем выше риски, тем выше цена страховки.

Периодически коэффициенты корректируются Банком России, в правила вычисления коэффициента по регионам централизованно вносятся изменения, обязательные для всех страховых компаний. Последняя корректировка выполнялась в 2020 году в связи с увеличением цифры максимальной выплаты по страховке.

Таблица

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 и более страховых выплат
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Таблицу коэффициентов и классов ОСАГО вы также можете найти в этой статье.

Как убрать повышающий коэффициент

image

Аккуратная езда – залог того, что показатель не будет повышен. Однако, ситуации бывают разные, и поэтому многих интересует, как можно убрать повышающий коэффициент. Есть несколько вариантов, при которых есть возможность не допустить повышение показателя и водителям следует это знать.

Таким образом, множитель не повысится:

  1. Если в произошедшем страхователь признан пострадавшей стороной, то есть происшествие случилось не по его вине. В такой ситуации не будет понижения класса вождения и повышения показателей.
  2. Если при оформлении нового полиса ОСАГО убрать из договора водителя, по чьей вине было совершено дорожно-транспортное происшествие. На остальных участников договора повышение показателя применено не будет.

Статья по теме: Особенности регресса по европротоколу и как его оспорить

ВНИМАНИЕ! Смена страховой компании не поможет избежать повышения множителя, если был случай ДТП, так как все СК работают с единой базой данных автовладельцев. А это значит, что факт страхового случая скрыть не удастся.

Есть еще один способ не допустить увеличения – после ДТП договориться со второй стороной и разрешить конфликтную ситуацию без привлечения ГИБДД. Это, конечно, зависит от серьезности причиненного ущерба т.к. ремонт транспортного средства, который потребует больших расходов, лучше осуществить за счет СК.

Узнать подробнее, как уменьшить КБМ по ОСАГО, можно здесь.

Читайте также:  Как переоформить машину если на ней штрафы

Сколько действует повышенный коэффициент ОСАГО после ДТП?

Как правило, договор страхования автогражданской ответственности заключается на 12 месяцев. В качестве исключений можно рассматривать случаи, когда оформление полиса ОСАГО требуется для транспортного средства, которое зарегистрировано на территории иностранного государства и временно эксплуатируется в пределах Российской Федерации. Исключения составляют случаи, когда требуется оформить полис на ТС, регистрация которого была произведена на территории иностранного государства, а оно временно эксплуатируется в России.

Поскольку срок договора по обязательному автострахованию составляет 1 год, повышающий коэффициент действует на протяжении действия соглашения. После чего значение КБМ изменяется. Эксперты советуют самостоятельно контролировать параметры водительского КБМ, поскольку не все страховые компании выполняют его расчет. В ситуации, когда владелец автомобиля не осуществляет контроль над величиной собственного повышающего коэффициента, он не сможет доказать свою правоту, если произойдет ошибочное завышение данного показателя.

Особенности применения КТ

Региональный коэффициент ОСАГО, как и прочие множители для расчета стоимости страхового полиса для авто, может как увеличивать цену на страховку, так и снижать ее. Первый случай возможен, когда коэффициент больше 1, второй — когда меньше 1. Если он равен 1, то расчетная стоимость меняться не будет при условии, что все прочие коэффициенты также равны 1. Но такое совпадение случается крайне редко.

image

При расчете используется КТ того региона, в котором зарегистрирован или временно прописан собственник автомобиля. В некоторых ситуациях значение коэффициента региона по месту регистрации гораздо выше, чем значение коэффициента региона по месту эксплуатации автомобиля, поэтому автовладелец просит зарегистрировать авто родственников или знакомых, проживающих в субъекте РФ с низким КТ. Это позволяет купить полис ОСАГО по сниженной цене, но в дальнейшем может обернуться проблемами (если родственник умрет, автомобилем нельзя будет пользоваться до вступления в права наследства и т.п.). Многие юрлица регистрируют свои организации в регионах, чтобы не переплачивать за страховку на машину, трактор или иное ТС предприятия.

Как меняется после ДТП?

Если произошло ДТП, может быть выполнена отмена скидки за несколько лет безаварийной езды.

Страховщик обладает правом не только снять полученные клиентом бонусы, но и повысить значение показателя.

Увеличение размера КБМ рассчитывается с учетом всех происшествий за водительский стаж человека, даже если несколько лет он ездил без аварий. Существует ряд случаев, во время наступления которых величина КБМ не повышается. К ним относятся:

  • полис был приобретен на прицеп;
  • происшествие случилось во время действия договора, который был оформлен на срок меньше 1 года;
  • пакет услуг был приобретен на транзитный транспорт.

Во всех остальных случаях произойдет изменение величины.

На стоимость полиса ОСАГО влияют и коэффициенты мощности, возраста и стажа, а также территориальный коэффициент. О том, что они собой представляют, рассказано в наших статьях.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

При вычислении стоимости полиса обязательного страхования учитывается ряд законов:

  1. Закон об ОСАГО. В нем рассмотрены главные правила вычисления, а также устанавливаются нормы по применению тех или иных показателей.
  2. Указание ЦБ РФ. Здесь прописаны основные ставки, которые применяются для выполнения вычислений, а также коэффициенты, используемые в отношении конкретного автовладельца.

Имея под рукой необходимый набор параметров, можно приступать к выполнению расчетов по вычислению цены ОСАГО. Сама формула имеет следующий вид:

П = ТБ х КТ х КО х КМ х КБМ х КВС х КС х КН х КП.

Читайте также:  Внесение изменений в ПТС и СТС в Москве

Здесь применяются следующие параметры:

  • П — цена, которую требуется заплатить водителю за ОСАГО.
  • ТБ — главный тариф, установленный ЦБ РФ. Он имеет определенный «коридор», в границах которого страховщики могут менять свое предложение. Из-за жесткой конкуренции на рынке страховщики, как правило, применяют выгодные ставки.
  • КТ — показатель, которому уделено главное внимание в статье. Его размер зависит от места, где зарегистрирован хозяин машины. Этот показатель устанавливается на законодательном уровне и может меняться.
  • КБМ — специальный параметр «бонус-малус». Он зависит от того, сколько раз автовладелец обратился за выплатой о ОСАГО в прошлом. Значение КБМ легко рассчитать с применением формулы и табличных сведений.
  • КВС — показатель, который отражает зависимость между ключевыми характеристиками — возрастом владельца и водительским стажем. Этот параметр фиксируется законодательно и отражен в табличном виде.
  • КО — коэффициент, величина которого зависит от числа водителей, которым открывается доступ к управлению авто. Для определения КО можно воспользоваться специальной таблицей.
  • КМ — элемент упомянутой формулы, зависящий от мощности страхуемого ТС. Речь идет о машинах, относящихся к категориям В и ВЕ (данные по этому показателю также можно получить из таблицы).
  • КС — показывает время, когда эксплуатируется машина. Такой коэффициент примеряется в процессе расчета, если автовладелец использует автомобиль в течение определенного периода, а не весь календарный год. К примеру, человек может ездить на ТС только летом, весной и осенью, а зимой — нет.
  • КН — отражает факт нарушения со стороны владельца автомобиля условий страхования, прописанных в договоре ОСАГО. Если отклонения от условий соглашения отсутствуют, устанавливается КН, равный 1. При наличии таковых параметр возрастает до 1,5. Это значит, что стоимость полиса увеличивается на 50%. К нарушениям относится предоставление заведомо ложных показателей, передача управления ТС людям, которые не отражены в полисе, покидание места ДТП и так далее.
  • КП — параметр, зависящий от периода, на который оформляется договор со страховой фирмой. Он определяется ЦБ и фиксируется в таблице.

Все перечисленные показатели влияют на конечную стоимость полиса. И их применение снижает или повышает стоимость ОСАГО, а в ряде случаев оставляет уровень расходов автовладельца при покупке полиса неизменным. Отдельного внимания заслуживает коэффициент территории, ведь он часто меняется.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий