Рэнкинг страховщиков за 2020 г. «СОГАЗ» собрал 287 млрд р., «Сбербанк страхование жизни» «потеряло» 47 млрд р.

Страховая статистика (insurance statistics) – составная часть статистики финансов, предметом которой являются результаты деятельности страховых организаций, страховые операции и страховые случаи.

Задачи страховой статистики заключаются в сборе и обработке данных, разработке статистических показателей, анализе отчетных данных и статистических закономерностей, относящихся к страховому делу. Сбор данных производится путем составления страховой компанией отчетов по формам, утвержденным Минфином, включая формы государственного статистического наблюдения за деятельностью страховой организации и формы ведомственного государственного статистического наблюдения за деятельностью страховых организаций. В них предусматриваются как стоимостные, так и натуральные показатели страхования.

На основе данных, собираемых путем статистического наблюдения, составляется обобщенная сводка о застрахованных объектах, собранных взносах и произведенных выплатах, о распространении среди населения добровольных видов страхования, производятся соответствующие группировки данных, исчисляются статистические показатели, характеризующие охват страхового поля, структуру страховых взносов (по видам страхования), их динамику, частотность и последствия страховых случаев.

Обобщающие показатели страхования:

  • страховой фонд;
  • число договоров страхования;
  • резерв взносов по страхованию жизни;
  • взносы и выплаты по договорам страхования и определяемые на основе этих показателей средние величины (например, средняя страховая сумма, средний страховой платеж и т.д.).

Особое значение имеют:

  • показатель убыточности страхования (см. Убыточность страховой суммы);
  • показатель финансовой устойчивости страховых операций.

В перечень статистических данных входят:

  • общие сведения о страховых взносах и выплатах по добровольному и обязательному страхованию;
  • сведения о деятельности страховых организаций, в которых находят отражение стоимостные и натуральные показатели по всем видам страхования и перестрахования;
  • сведения об операциях по медицинскому страхованию и отдельно сведения по операциям обязательного страхования;
  • данные о численности страховых агентов и их комиссионном вознаграждении и др.

Целью статистики страховой деятельности является изучение функционирования и развития страхового дела в стране.

Основными задачами статистики небанковских финансовых посредников являются:

  • организация сбора и обработки статистической информации о страховом деле, страховщиков и страхователей;
  • анализ тенденций и уровня развития страховой деятельности и рынка страховых услуг, в частности изучение динамики изменения количества участников страхового рынка и их количественного и качественного состава, анализ общей суммы платежей, премий, выплат, возмещений и т.п., изучение формирования и диверсификации страховых продуктов и прочее;
  • анализ инвестиционной политики и платежеспособности страховщиков;
  • оценка влияния страхования на развитие реального сектора экономики и стабильность финансового сектора;
  • формирование базы для расчета страховых тарифов;
  • оценка рисков и связанных с ними убытков в страховом деле;
  • изучение активов, резервов, собственного капитала, обязательств, доходов, расходов и прибыли страховщиков, оценки экономической эффективности их деятельности;
  • формирование массива данных о средних страховых суммах, выплатах, тарифах по видам страхования.

Объектом статистики страховой деятельности является совокупность финансовых посредников, функционирующих на страховом рынке страны.

Предметом статистики страховой деятельности являются массовые явления и процессы, связанные со страховой деятельностью.

Информационной основой для статистики страховой деятельности являются:

  • показатели развития мирового страхового и перестрахового рынков;
  • демографические данные и данные о заболеваемости и травматизме;
  • судебная и криминалистическая информация;
  • показатели урожайности, прироста поголовья скота и т.п.;
  • показатели уровня пожарной безопасности, аварийности, природных и техногенных катастроф.

Основными направлениями статистических исследований страховой деятельности являются:

  • исследование данных об отечественном и международном рынках страховых услуг;
  • исследования, необходимые для расчета сумм страховых компенсаций;
  • исследование данных о страховых мошенничествах;
  • исследование данных, необходимых для обеспечения государственного надзора за деятельностью страховщиков;
  • прогнозирование тенденций развития страховой деятельности.

Важным направлением статистики страховой деятельности является мониторинг состояния и развития рынка страховых услуг в первую очередь с целью анализа уровня концентрации и конкуренции на нем.

A-ZАБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Страховой рынок Российской Федерации с одной стороны, является частью мирового страхового рынка и связан с ним через перестрахование, а с другой стороны в то же время является одним из секторов российской экономики.

Начало

Россия унаследовала от СССР две крупные страховые компании— основанный в 1921 году Госстрах РСФСР (в 1992 году преобразован в Росгосстрах) и основанный в 1947 году Ингосстрах. Демонополизация и разгосударствление страхового рынка СССР были начаты в 1988 году — 26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял закон СССР № 8998-XI «О кооперации в СССР», который наделил кооперативы правом страховать своё имущество и имущественные интересы не только в органах государственного страхования. Также этот закон позволял кооперативам создавать свои собственные страховые компании, которые имели право самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Совет Министров СССР 19 июня 1990 года издал постановление № 590 «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах», а 16 августа 1990 года — постановление № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства», которые дали право конкурировать на страховом рынке государственным, акционерным, кооперативным страховым компаниям и обществам взаимного страхования[1]. Однако появившиеся страховые кооперативы не имели ни финансовой, ни методологической основы для безубыточного страхования. Поэтому образование страхового рынка в России обычно относится к 1992 году, когда был принят закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и создан орган надзора за деятельностью страховщиков— Госстрахнадзор России. Этот закон определил круг участников страхового рынка России — это страхователи, страховые организации (страховые и перестраховочные компании), общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, государственный орган страхового надзора и объединения субъектов страхового дела[2].

Страховой рынок Российской Федерации в числах

Статистические данные о страховом рынке Российской Федерации без учёта обязательного медицинского страхования[3][4]:

Год Страховые премии, тыс. руб. Страховые выплаты, тыс. руб. Отношение выплат к премиям, % Прирост сборов, %
2004 377 465 300 205 758 000 54,51
2005 350 376 697 141 865 200 40,49 -7,18
2006 407 100 000 162 100 000 39,82 16,19
2007 486 100 000 203 800 000 41,93 19,41
2008 555 000 000 249 800 000 45 14,17
2009 513 650 000 285 320 000 55,55 -7,45
2010 558 030 000 294 900 000 52,85 8,64
2011 665 020 000 303 760 000 65,88 19,17
2012 812 469 018 370 781 953 45,64 22,17
2013 904 863 559 420 769 030 46,5 11,37
2014 988 772 587 472 268 587 47,76 9,27
2015 1 023 819 318 509 217 477 49,74 3,54
2016 1 180 631 588 505 790 110 42,84 15,32
2017 1 278 841 595 509 722 126 39,86 8,32
2018 1 479 501 127 522 468 011 35,31 15,69

Рост и падение числа страховых компаний

В 1992 году в России было 900 страховых организаций, в дальнейшем в течение нескольких лет это число увеличивалось, достигнув максимального значения в 1996 году — 2217[2]. Такой бурный рост и последовавшее сокращение числа страховых компаний объясняется тем, что в 1990-е годы страхование стало использоваться многими бизнесменами для уклонения от уплаты налогов. Например, зарплату сотрудники получали в виде страховой выплаты по договору страхования жизни, заключённому работодателем в пользу сотрудника, по условиям которого страховым случаем является дожитие сотрудника до дня выплаты зарплаты. В 2000—2003 годах такой способ уклонения от налогов был обнаружен налоговыми инспекторами в одной трети субъектов Российской Федерации[5][6]. При росте числа страховых организаций уменьшались такие показатели, как число страховых агентов на одну страховую организацию и объём взносов на одну страховую организацию[2]. Небольшое число страховых агентов у страховой организации говорит о том, что страховая организация в большей степени ориентирована на страхование имущественных интересов юридических лиц, что с учётом массового характера уклонения от уплаты налогов предприятий в 1990-е годы, говорит о том, что значительная часть таких компаний была создана в первую очередь для проведения псевдостраховых операций, имеющих целью уклонение от уплаты налогов[5].

Правительство России в 2000-е годы предприняло ряд мер, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов, и одним из направлений этих усилий стала борьба с так называемыми «схемными» страховыми компаниями, которые помогали предприятиям необоснованно сокращать налоги за счёт фиктивного страхования. Одной из мер, направленных на ликвидацию недобросовестных страховщиков, стало требование об увеличении минимального размера уставного капитала. С 1 июля 2004 года он должен был составлять 10 млн руб., с 1 июля 2006 года — 20 млн руб., а с 1 июня 2007 года — 30 млн руб. для страховых компаний, которые не занимаются страхованием жизни, 60 млн руб. для компаний, которые занимаются страхованием жизни и 120 млн руб. для компаний, принимающих на перестрахование риски других страховщиков[7].

Этот же метод был позже использован и в 2010-е годы. Так, с 1 января 2012 года требования к размеру уставного капитала страховой компании были в очередной раз увеличены[8]: для универсальных страховщиков — до 120 млн руб., для страховщиков жизни — до 240 млн руб., для перестраховщиков — до 480 млн руб., для медицинских страховщиков — с 30 млн руб. до 60 млн руб[9].

1 января 2017 вступили в силу новые требования к минимальному размеру уставного капитала страховщиков: для универсальных страховщиков он был увеличен до 200 млн руб., для медицинских страховщиков — до 240 млн руб. При этом остались на прежнем уровне требования к минимальному размеру уставного капитала страховщиков жизни (240 млн руб.) и перестраховщиков (480 млн руб.)[10].

Меры господдержки развития страхового рынка

Параллельно с борьбой против страховых организаций, способствующих уклонению от уплаты налогов, с начала 2000-х годов государство начало развивать полноценный рынок страховых услуг, вводя новые виды обязательного страхования:

  • 1 июля 2003 года вступил в силу закон, обязывающий каждого владельца транспортного средства купить полис ОСАГО[11].
  • 1 января 2012 года вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов[12]. В 2014 году сборы по этому виду обязательного страхования составили 6,6 млрд руб.[13]. Выплаты по этому виду страхования за 2014 год составили 256 477 тыс. руб., то есть, 3,86 % от сборов по этому виду страхования[3]. Несмотря на снижение тарифов в 2015 году, уровень выплат по этому виду страхования за 2015 год даже немного снизился — до 3,68 %[3].
  • 1 января 2013 года вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков пассажиров автобусным, троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом[14]. В 2014 году сборы по этому виду обязательного страхования составили 3,5 млрд руб.[15]. Объём выплат по этому виду страхования за 2014 год остаётся неизвестным, поскольку соответствующие данные не опубликовал ни национальный союз страховщиков ответственности в своём годовом отчёте за 2014 год[16], ни Центральный Банк Российской Федерации в официально опубликованной статистике за 2014 год[3].

Влияние внешне- и внутриполитических факторов на страховой рынок России

В 2015 году для страховых компаний существенно подорожало перестрахование из-за девальвации рубля. Что же касается влияния внешнеполитических и экономических санкций в отношении России, то если в октябре 2014 года Росбизнесконсалтинг говорил о том, что они носят лишь символический характер, оказывающий влияние на имидж и деловую репутацию, и что при этом сохраняется неопределённость относительно того, какие именно санкции и каким образом повлияют на российский страховой рынок[17], то уже в апреле 2015 года стало понятно, что эти санкции поставили российских страховщиков перед необходимостью поиска новых перестраховщиков крупных рисков и подталкивают их к развитию сотрудничества с новыми партнёрами из Азии, Африки и Латинской Америки[18]. Для решения проблемы с невозможностью перестрахования крупных рисков у зарубежных перестраховщиков из-за санкций Министерство финансов России и Центральный Банк России договорились о создании государственной перестраховочной компании, которая заработала в октябре 2016 года под названием Национальная перестраховочная компания (позже была переименована в Российскую национальную перестраховочную компанию, РНПК). Оплаченный уставный капитал размером 21,3 млрд руб и гарантии Банка России до 71 млрд руб позволяют РНПК страховать очень крупные риски. При этом все страховые организации обязаны предлагать РНПК в перестрахование не менее 10% доли всех передаваемых в перестрахование рисков. При этом РНПК не в праве отказаться от перестрахования «санкционных рисков» – т.е. страховых рисков по объектам или от организаций, включенных в санкционные списки Евросоюза или США.

Помимо санкций как одной из внешних проблем для российского страхового рынка, стоит отметить и внутренние проблемы. Прежде всего, следует упомянуть кризис на рынке ОСАГО как на социально значимом рынке. Если в 2006 году страховщиков ОСАГО штрафовали за подарки, которые они дарили покупателям полисов ОСАГО[19], то в 2015 году страховщиков штрафовали за отказы от продажи полисов ОСАГО и за навязывание полисов по добровольным видам страхования в дополнение к полисам ОСАГО[20]. Такая ситуация возникла из-за того, что ОСАГО стало приносить убытки страховым компаниям из-за неадекватных тарифов и изменения правоприменения и судебной практики по взысканию со страховых компаний выплат по ОСАГО[21].

4 марта 2011 года указом Президента России Федеральная служба страхового надзора была упразднена, а её функции переданы Федеральной Службе по Финансовым Рынкам (ФСФР)[22]. 1 сентября 2013 года указом Президента России Федеральная Служба по Финансовым Рынкам была упразднена, а её функции переданы Центральному Банку России[23]. При этом никогда раньше в истории Российской Федерации страховую отрасль не регулировали банкиры — Федеральная Служба Страхового Надзора существовала с марта 2004 по март 2011, а до её создания её функции выполнял Департамент страхового надзора Министерства финансов России[24].

Сразу после получения Центральным Банком России полномочий по регулированию страхового рынка председатель комитета Государственной Думы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина стала выноситься на публичное обсуждение дурные и абсолютно непрофессиональные инициативы, выдававшие её невежество в вопросах регулирования страхового рынка. Так в октябре 2013 она внесла законопроект о совмещении обязательного вида страхования ОСАГО с добровольным видом страхования каско, который подвергся резкой критике со стороны страхового сообщества[25][26]. Причём в качестве одного из аргументов в пользу такого объединения Бурыкина на полном серьёзе говорила о снижении стоимости страхования для конечного покупателя из-за экономии на бланке полиса[27], притом, что себестоимость полиса ОСАГО составляет около 5 рублей[28]. Кроме того, Бурыкина предложила ввести франшизу в ОСАГО, что в случае реализации этого предложения могло привести к снижению и без того невысокого качества обслуживания по ОСАГО[29]. В июле 2014 после вступления в силу очередных поправок в закон об ОСАГО, повышающих страховые суммы, выяснилось, что Гознак не успеет напечатать нужное количество новых бланков полисов ОСАГО с новой страховой суммой, а Российский Союз Автостраховщиков не успеет распределить эти бланки по страховым компаниям до даты вступления в силу указанных поправок, в результате чего было принято решение об оформлении договоров ОСАГО на бланках старого образца с прежней страховой суммой, но чтобы при этом по этим же полисам, оформленным после вступления в силу указанных поправок, выплаты осуществлялись по новым правилам[30]. А в июне 2014 года всё та же Наталья Бурыкина внесла в Государственную Думу законопроект, предусматривавший повышение страховых сумм по ОСАГО без увеличения страховых тарифов. Когда же на публичном обсуждении этого законопроекта против этого выступил даже заместитель председателя Центрального Банка, указав на то, что это приведёт к разорению страховых компаний и к их уходу с рынка ОСАГО, Наталья Бурыкина призвала к созданию госкомпании, желая вернуть страховой рынок к состоянию 1988 года[31]. После этого Центральный Банк России, повысивший страховые суммы и тарифы на ОСАГО таким образом, что этот вид страхования продолжил приносить убытки страховым компаниям, в мае 2015 на 2 недели приостанавливал лицензию на ОСАГО у лидера этого рынка — компании Росгосстрах[32], доля которой в сборах по ОСАГО составила 34,9 % за 2014 год[33] и 36 % в первом квартале 2015 года[34].

Ещё одной проблемой страхового рынка является другой вид обязательного страхования — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов. Закон об этом виде обязательного страхования страховщики предлагали ввести довольно давно — первое чтение этот закон прошёл в 2005 году, после чего он был успешно заморожен промышленными лоббистами. И лишь крупные аварии на промышленных объектах (авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009, приведшая к гибели 75 человек[35], и авария на крупнейшей угольной шахте России — Распадской — в мае 2010 года, приведшая к гибели 91 человека[36]) дали побудительный мотив к его принятию[36]. Из-за низкого уровня убыточности этого вида страхования Центральный Банк России в 2015 году анонсировал снижение тарифов на этот вид страхования. По словам президента Национального Союза Страховщиков Ответственности низкий уровень выплат по этому виду страхования вызван как неосведомлённостью пострадавших, которые не обращаются за выплатами, так и тем, что владельцы опасных производственных объектов скрывают небольшие аварии: в то время как по общемировой статистике на одного погибшего в аварии на опасном производственном объекте приходится 10 раненых, в России на одного погибшего приходится только один раненый[37].

Для решения проблемы низкого уровня выплат по обязательному страхованию владельцев опасных производственных объектов чиновники Центрального Банка Российской Федерации решили пойти по пути снижения тарифов[37], однако как для страхового рынка, так и для потерпевших более актуальным является повышение максимальных страховых сумм. Так, например, в Москве 16 ноября 2014 года в результате аварии на газопроводе сгорело 18 квартир[38], а максимальный размер выплаты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта каждому собственнику квартиры составляет всего 360 000 руб., и к тому же общая сумма выплаты ограничена 25 млн руб.[39]

Примечания

См. также

imageКатегорияimageПорталПроект

Эта страница в последний раз была отредактирована 6 мая 2020 в 14:50.

При составлении рейтингов страховых компаний оцениваются финансовые показатели страховщиков и результаты народного голосования. Также в расчёт берётся частота судебных тяжб с участием страховых компаний и лояльность правил КАСКО.

Рейтинги оценивают финансовую устойчивость, надёжность и уровень сервиса каждой компании. Рейтинги помогают сделать более осознанный выбор при покупке страховых услуг.

Экспертный рейтинг страховых компаний

Экспертный рейтинг страховых компаний (или рейтинг надёжности страховых компаний) составляется на основе данных авторитетного рейтингового агентства «Эксперт РА». При определении рейтинга оцениваются финансовые показатели страховщиков. Согласно классификации «Эксперт РА», используются следующие оценки:

  • [ruAAA] Максимальный уровень надёжности.
  • [ruAA+], [ruAA], [ruAA-] Очень высокий уровень надёжности.
  • [ruA+], [ruA], [ruA-] Высокий уровень надёжности.
  • [ruBBB+], [ruBBB], [ruBBB-] Удовлетворительный уровень надёжности.
  • [ruBB+], [ruBB], [ruBB-] Удовлетворительный уровень надёжности.
  • [ruB+], [ruB], [ruB-] Низкий уровень надёжности.
  • [ruCCC] Очень низкий уровень надёжности.
  • [ruCC] Неудовлетворительный уровень надёжности.
  • [ruC] Неисполнение обязательств.
  • [ruRD] Введена временная администрация.
  • [ruD] Банкротство, отзыв лицензии, ликвидация.

Рейтинг надёжности страховых компаний постоянно актуализируется в течение года. В списке представлено 47 СК России, среди которых:

  • 6 СК – оценка «Максимальный уровень надёжности» (ruAAA): AIG, АльфаСтрахование, Альянс, ВТБ Страхование, Ингосстрах, СОГАЗ.
  • 7 СК – оценка «Очень высокий уровень надёжности» (ruAA+, ruAA, ruAA-): ВСК, Ренессанс Страхование, РЕСО-Гарантия, Росгосстрах, РСХБ-Страхование, Совкомбанк Страхование, Энергогарант.
  • 14 СК – оценка «Высокий уровень надёжности» (ruA+, ruA, ruA-): Абсолют Страхование, Д2 Страхование, Зетта Страхование, МАКС, Мафин, Медэкспресс, ОСК, ПАРИ, Согласие, Спасские ворота, Сургутнефтегаз, Тинькофф Страхование, Чулпан, Югория.
  • 5 СК – оценка «Удовлетворительный уровень надёжности» (ruBBB+, ruBBB, ruBBB-, ruBB+, ruBB, ruBB-): АСКО-СТРАХОВАНИЕ, ЕВРОИНС, Паритет-СК, Стерх, Страховая бизнес группа.
  • 2 СК – оценка «Низкий уровень надёжности» (ruB+, ruB, ruB-): ПОЛИС-ГАРАНТ, Помощь.

Высокая оценка (ruА- или выше) – это признание надёжности компании со стороны экспертного сообщества. Описанный расклад отражает ситуацию по состоянию на 26.06.2021.

Народный рейтинг страховых компаний

Народный рейтинг страховых компаний основан на субъективных оценках. Тем не менее, отзывы и мнения страхователей в соцсетях – личный опыт реальных автовладельцев, который нельзя игнорировать.

Страхователи оценивают разнообразные не очевидные показатели работы страховых компаний. Среди них, например, качество услуг, доброжелательность персонала, скорость обслуживания, скорость оформления необходимых документов и так далее. При этом региональная компания может получить высокую оценку, а крупная страховая организация с разветвлённой филиальной сетью, наоборот, «уйти в минус».

Народный рейтинг страховых компаний имеет ряд особенностей. Так, страхователи гораздо чаще делятся неудачным опытом, и отрицательных отзывов больше, чем нейтральных или положительных. Кроме того, отзывы далеко не всегда объективны. Иногда сообщения с чересчур эмоциональным оттенком оставляют страхователи, которые сами нарушили условия договора, и не получили компенсацию в результате собственных действий.

Каждый может повлиять на формирование народного рейтинга – для этого достаточно оставить отзыв о работе страховой компании .

Финансовый рейтинг страховых компаний

Финансовый рейтинг сравнивает страховщиков на основании статистических показателей. В основе финансового рейтинга лежит официальная отчётность страховщиков, которая ежеквартально публикуется «Центробанком России». В расчёт принимаются продажи страховых услуг юридическим и физическим лицам.

Ключевой оцениваемый показатель – уровень выплат. Уровень выплат показывает процент сборов, который страховая компания выплатила за год в качестве страхового возмещения. Оптимальный уровень выплат на российском рынке составляет примерно 55-65%.

Если процент слишком большой (скажем, 75% и выше) – страховая компания неадекватно оценивает риски либо существенно сокращает объёмы продаж. Обе ситуации говорят о потенциальных финансовых проблемах страховщика.

Если процент слишком маленький (скажем, 40% и меньше) – страховщик вероятно экономит на выплатах. Компания занижает суммы страховых возмещений либо часто отказывает в выплате по страховым случаям. Косвенно подтверждением такой гипотезы служит судебный рейтинг страховых компаний. Если компания «экономит» на выплатах, почти наверняка у неё также большой процент судебных разбирательств по отношению к заявленным убыткам.

Судебный рейтинг

Судебный рейтинг оценивает, сколько судебных тяжб с участием страховой компании приходится на один заявленный страховой случай. Далеко не всегда страховщики судятся со страхователями. Порой оппонентами в суде выступают две страховые компании. Также финансисты судятся с другими субъектами права по не страховым делам, например, с арендодателями или государственными органами.

Однако практика показывает, что львиная доля судебных разбирательств приходится именно на тяжбы со страхователями. Вот почему судебный рейтинг страховщиков позволяет довольно точно оценить вероятность судебной тяжбы при заявлении страхового случая.

Рейтинг лояльности правил страхования

Рейтинг лояльности КАСКО помогает понять, насколько правила добровольного автострахования компании учитывают интересы автовладельца. Чем выше лояльность правил, тем меньше вероятность возникновения спорных ситуаций при урегулировании убытка.

Собираясь в поездку за границу 75% граждан России приобретают только медицинскую страховку отказываясь от дополнительных видов страхования, сообщает «Альфа Страхование».

Выбирая дополнительные риски при покупке страхования выезжающего за рубеж, 60% приобретают страховую защиту от несчастного случая, 13% страхуют свою гражданскую ответственность на время путешествия, 12,5% покупают защиту от невылета и лишь 10% страхуют свой багаж.

«Отправляясь в отпуск, мы надеемся, что получим от поездки исключительно позитивные эмоции, но, к сожалению, иногда неприятностей не удается избежать даже при самой тщательной подготовке. Остается минимизировать риски. Добровольное страхование пассажиров позволяет застраховаться от отмены или длительной задержки рейса, порчи и потери багажа, отмены поездки, получения травм при перелете или его ожидании», — говорит Антон Колегов, главный андеррайтер управления страхования путешествующих компании «Альфа Страхование».

Поделиться: ТолкованиеПеревод

СТРАХОВАЯ СТАТИСТИКА
(англ. insurance statistics) – составная часть статистики финансов, предметом которой являются результаты деятельности страховых организаций, страховые операции и страховые случаи. Задачи С.с. заключаются в сборе и обработке данных, разработке статистич. показателей, анализе отчетных данных и статистич. закономерностей, относящихся к страховому делу. Сбор данных производится путем составления страховой компанией отчетов по формам, утвержденным Госкомстатом РФ и Минфином РФ, включая формы федерального гос. статистич. наблюдения за деятельностью страховой орг-ции и формы ведомственного гос. статистич. наблюдения за деятельностью страховых орг-ций. В них предусматриваются как стоимостные, так и натуральные показатели страхования. На основе данных, собираемых путем статистич. наблюдения, составляется обобщенная сводка о застрахов. объектах, собранных взносах и произвед. выплатах, о распространении среди населения добровольных видов страхования, производятся соотв. группировки данных, исчисляются статистич. показатели, характеризующие охват страхового поля (см. Поле страховое), структуру страховых взносов (по видам страхования), их динамику, частость и последствия страховых случаев. Обобщающие показатели страхования: страховой фонд (см. Фонд страховой), число договоров страхования, резерв взносов по страхованию жизни, взносы и выплаты по договорам страхования и определяемые на основе этих показателей ср. величины (напр., ср. страховая сумма, ср. страховой платеж и т.д.). Особое значение имеют: показатель убыточности страхования (см. Убыточность страховой суммы); показатель финанс. устойчивости страховых операций, определяемый по формуле:imageВ перечень статистич. данных входят: общие сведения о страховых взносах и выплатах по добровольному и обязат. страхованию; сведения о деятельности страховых орг-ций, в к-рых находят отражение стоимостные и натуральные показатели по всем видам страхования и перестрахования; сведения об операциях по медицинскому страхованию и отдельно сведения по операциям обязат. страхования; данные о численности страховых агентов и их комиссионном вознаграждении и др.  

Смотреть что такое “СТРАХОВАЯ СТАТИСТИКА” в других словарях:

  • Страховая статистика — данные о страховых и перестраховочных операциях. Преднамеренное искажение статистических данных дает страховщику (перестраховщику) право на отказ от принятых на себя обязательств по договору страхования (перестрахования). См. также: Страховая… …   Финансовый словарь

  • Страховая защита — – часто употребляемый в литературе и нормативных актах, посвященных страхованию и страховому праву термин, обозначающий потенциальную готовность страховщика, которая обеспечена юридическим обязательством последнего, предоставить страхователю,… …   Википедия

  • Страховая премия — (также брутто премия) (страховой взнос, страховой платеж) плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом [1]. Страховая премия зависит от страховой суммы и брутто… …   Википедия

  • СТРАХОВОЙ — СТРАХОВОЙ, страховая, страховое. 1. прил., по знач. связанное с операциями по страхованию. Страховой полис. Страховой случай (наличие обстоятельств для страхового вознаграждения). Страховое вознаграждение. Страховая премия. Страховой взнос.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Доля в активах — оценка суммы, накопленной в связи с подписанием договора страхования жизни. Расчет доли в активах дает гипотетическую стоимость единичного полиса. Расчет доли в активах включает в себя исследование уровня смертности в прошлом, долю аннулирования… …   Финансовый словарь

  • НЕДИСКРИМИНАЦИЯ — (non discrimination) Предоставление одинаковых прав всем гражданам. Недискриминацию следует отличать от дискриминации – ущемлении в правах без какой либо объективной основы для этого. Например, при найме работников недискриминация означает выбор… …   Экономический словарь

  • Брокер — (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… …   Энциклопедия инвестора

  • Почта — I (от новолат. posta, сокращено из statio posita станция с переменными лошадьми) государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений печати, товарных проб, посылок, денежных сумм …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Страхование — I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Страхование — Страхование  особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей. Страхование (страховое дело) в широком смысле  включает различные виды страховой деятельности… …   Википедия

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий