1. Сущность социального страхования

3. Экономическая сущность страхования

Экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Возможный ущерб (страховой риск) носит вероятностный характер, поэтому перераспределение страхового фонда происходит как в пространстве, так и во времени. Возмещение ущерба пострадавшим лицам происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

Экономическую сущность страхования характеризуют следующие признаки:

• существование перераспределительных отношений;

• существование страхового риска и критерия его оценки;

• формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;

• сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;

• солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;

• замкнутая раскладка ущерба;

• перераспределение ущерба в пространстве и во времени;

• возвратность страховых платежей (распределенная в пространстве и во времени);

• самоокупаемость страховой деятельности.

Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием и использованием специального фонда денежных средств.

Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками по поводу раскладки суммы ущерба. Подобные перераспределительные отношения основаны на том, что количество тех, кто пострадал от непредсказуемого события, всегда меньше числа участников страхования.

Страхование предусматривает перераспределение ущерба как в пространстве, так и во времени. Долгосрочность перераспределительных отношений между страхователями вызывает необходимость создавать страховые резервы, чтобы страховщик мог отвечать по своим обязательствам, которые он несет в соответствии с договорами страхования, заключенными со страхователями.

Выплата страховых возмещений носит вероятностный характер. Это объясняется случайностью и неравномерностью наступления страховых событий. Страховые взносы, мобилизованные в страховой фонд, – возвратные.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

04.10.2020, Выпуск #047

Антропологи считают, что ключевая причина развития человечества – его социальная структура. Чем выше уровень контактов, взаимной поддержки, тем больших успехов достигает цивилизация. В дикой природе не встретишь зверя на пенсии или птицу на больничном листе. Только человек готов делиться частью своей добычи с теми, кто не в состоянии обеспечить пропитание своими силами.

Фонд социального страхования РФ – государственная структура, призванная обеспечить выживаемость и достойный уровень существования тем, кто не может прокормить себя самостоятельно. Подобные организации действуют в большинстве стран мира. Это логическое продолжение общественной структуры, где одна часть населения готова поддержать другую.

Правда, ФСС РФ вызывает не только гордость за человечество, но и получает изрядную порцию критики. Действительно ли он справляется с возложенными задачами? В чём его главная цель: помочь нуждающимся или сохранить деньги? Поговорим об этом в статье.

Функции Фонда социального страхования

Правовые основы Фонда соцстрахования заложены Постановлением Правительства РФ №101 от 12.02.1994, которым утверждено Положение о деятельности организации. Всего за 26 лет документ претерпел 14 редакций. К примеру, последняя из них касалась порядка назначения на должность Председателя ФСС и 6 его заместителей.

За это время выкристаллизовались основные функции Фонда:

  1. Страхование временной нетрудоспособности, от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
  2. Социальное обеспечение лиц, получивших травму или увечье на производстве (страховые выплаты, расходы на реабилитацию);
  3. Социальное обеспечение в связи с беременностью и материнством: оплата больничного листа, пособий при ранней постановке на учёт по беременности и при рождении, а также по уходу за ребёнком, финансирование родовых сертификатов;
  4. Предупредительные меры по снижению производственного травматизма и сокращению профзаболеваний;
  5. Выплата пособий на погребение;
  6. Обеспечение санаторно-курортного лечения для льготников;
  7. Обеспечение протезами и техническими устройствами реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Важно! Отчёт об исполнении бюджета ФСС за 2019 г. принят Госдумой лишь 24 сентября 2020 года. Доходы составили 770,6 млрд. рублей (на 2,3% больше запланированного), а расходы – примерно 738,1 млрд. руб. (на 1,6% меньше планов). Профицит сформировался на уровне 34,4 млрд. руб.

Что может и чего не может ФСС?

Итак, цели Фонда соцстрахования – весьма приземлённые. Обеспечить комфортный быт матерям и их детям, помочь льготникам и инвалидам, восстановить здоровье тех, кто пострадал на производстве. Желательно вообще свести рабочие травмы и заболевания к минимуму.

С материнством и родами ФСС справляется, и отнюдь не худо-бедно. К примеру, в 2019 г. Фонду удалось собрать на эти цели 582,2 млрд. рублей – больше, чем в предыдущем году, на 4,3%. Поступления выросли на 10%, сюда вошли не только прямые выплаты, но и штрафы, пеня, а также суммы, которые были взысканы не в полном объёме в предыдущем периоде.

Если верить статистике, то с производственным травматизмом всё обстоит почти великолепно. К примеру, в 2019 г. несчастные случаи произошло с 23,3 тыс. человек, со смертельным исходом – 1,06 тыс. В 2018 г. – 23,6 тыс. человек и 1,07 соответственно. Если сравнить с 2000 годом, то показатели улучшились почти в пять раз! Но лично у меня даже поверхностный анализ таблицы вызвал вопросы, ответы на которые я не нашёл.

Источник первичных данных: Росстат

На первый взгляд, с 2000 г. по 2019 все показатели «планово улучшаются». Как тут не вспомнить классика: выздоравливают, как мухи! 19 лет назад было 151,8 тысяч пострадавших, а стало – 23,3 тысячи: показатель снизился в 5 раз. Якобы улучшается ситуация и в относительных цифрах. В 2000 г. на 1000 человек приходилось 5,1 пострадавших, а в прошлом – всего 1,2.

Но! Шанс умереть, получив травму на производстве, в 2000 г. составлял 2,89%, а в 2019 г. – 4,54%. За 19 лет медики стали лечить в 2 раза хуже? То же и в относительных цифрах. В 2000 г. вероятность смерти составляла 2,92%, а в 2019 г. – 4,41%. Риск умереть травмированным вырос в полтора раза?

Если же мы разделим первый показатель в таблице на второй и выведем коэффициент, то выяснится, что цифры тоже соотносятся между собой странным образом. Значение должно быть примерно равным, но нет: снизилось за 19 лет в полтора раза. Это ли не следы фальсификаций?

Почему статистика не сходится?

Схожие вопросы возникли не только у автора статьи, но и у маститых социологов. Они делают осторожное предположение: данные о травматизме занижаются. И происходит это планомерно, на протяжении многих лет. А ларчик просто открывается: статистику в России формирует не ФСС, а Росстат. И Фонду остаётся лишь бодро рапортовать, что именно его стараниями удалось снизить и травматизм, и смертность. Подвергнуть же статистику критике никто из должностных лиц почему-то не решается.

Ещё один аспект деятельности ФСС, яро критикуемый специалистами – недостаточная работа с инвалидами. Как реабилитация, так и обеспечение протезами вызывает вопросы. Хотя если мы взглянем на статистику, то здесь всё опять-таки радужно: растёт количество индивидуальных планов, число успешно реабилитированных людей. Но действительность убеждает в обратном: инвалиды в РФ по-прежнему остаются самой социально обездоленной частью населения.

Это интересно! В 2019 г. от обязательного соцстрахования профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве собрано 135,1 млрд. рублей. Больше, чем в 2018 году, на 6,6%.

Резюме

Итак, ФСС РФ – это важный инструмент поддержки социальной стабильности, защиты обездоленных и пострадавших слоёв общества. Можно констатировать, что за 20 лет Фонд научился собирать деньги. Должно быть, даже тратить их экономно, ведь в 2019 году профицит составил 34,4 млрд. рублей. Рискну предположить, что иные цели (санаторно-курортное лечение, снижение травматизма) не достигнуты. Зато нарисована радужная картинка, где всё хорошо и красиво, но вопросы почему-то сохраняются.

Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами.

К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий. Возникновение новых видов пособий обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения. Социальные пособия являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. Цель социальных пособий – компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.

По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • единовременное пособие по случаю рождению ребёнка;
  • пособие на период по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • пособие на погребение.

С учётом изложенного можно дать определение социальных пособий – это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.

Классификация социальных пособий

Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям:

  • по целевому назначению – выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых – оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);
  • по продолжительности выплаты – ежемесячные, периодические и единовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);
  • по источнику выплаты – из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета.

Практически выплаты по всем данным категориям осуществляются через Фонд социального страхования.

Гражданам не могут назначаться одновременно два вида компенсирующих заработок пособия (пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице), и в то же время граждане могут одновременно получать два и более пособий. Имеющих разное целевое назначение (пособие по временной нетрудоспособности и пособие на ребёнка в возрасте до 16 лет). В законе не устанавливаются чёткие критерии, определяющие право на один вид пособия или на возможность получения одновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того или иного вида пособия, прямо оговариваются эти обстоятельства (безработному приостанавливается выплата пособия по безработице на период получения пособия по временной нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16 лет выплачиваются независимо от иных социальных выплат).

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющих детей:

  • Первое правило – касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, а так же ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребёнка, со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.
  • Второе правило – предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат (перемена места жительства, трудоустройство и др.), это относится ко всем видам пособий по социальному страхованию.
  • Третье правило – устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежит, за исключением случая счётной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
  • Четвёртое правило – устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Размеры пособий могут устанавливаться в процентном отношении к средней заработной плате работника до наступления обстоятельств; в процентном отношении к прожиточному минимуму субъекта Российской Федерации или в твёрдой денежной сумме.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры всех государственных пособий определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработанной платы, из которой исчисляется размер пособия.

При любом определении классификации предполагается сравнение классифицируемых объектов по их признакам, затем объекты, обладающие признаками, объединяются в один класс, а объекты, отличные из этого класса исключаются. При этом за основу данной классификации, о которой мы ведем речь, необходимо брать наиболее существенные признаки и свойства явлений, которые раскрывали сущность исследуемых объектов.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.02.2021 N 20-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) “Об основах обязательного социального страхования” Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; (в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Открыть полный текст документа << Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе</div> Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования >>

Социальное страхование (social insurance) — форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами.

Социальное страхование — система денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Особенность социального страхования — финансирование из специализированных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Но в отличие от частного страхования в социальном страховании принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы:

  • традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи);
  • совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги) и социального страхования.

Социальное страхование имеет две формы: обязательную и добровольную. Соотношение этих форм различно для разных стран и этапов развития страхования. Обязательное социальное страхование — разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. Здесь реализуется принцип неполного самофинансирования.

В случае дефицита бюджета данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования. Это обстоятельство в отечественной практике зачастую становится поводом для попыток консолидации фондов обязательного социального страхования в государственный бюджет.

Выделяют два вида социального страхования: обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование. Обязательное общее страхование распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту. Обязательное профессиональное страхование распространяется на лиц, занятых на работах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными и не благоприятными условиями труда. Уровень страховых взносов при обязательном профессиональном страховании выше, чем при обязательном общем страховании, и соответственно выше уровень материального обеспечения.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета). Его отличительные черты — демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Недостаточный уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования и невысокий уровень доходов страхователей благоприятствует тому, что фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к обязательному страхованию. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

С развитием рыночных отношений, урбанизации и усилением мобильности населения социальная помощь на основе институтов церкви стала перемещаться к гражданским структурам. При этом гражданские службы столкнулись с серьезной проблемой обеспечения адресности и проверки нуждаемости населения в социальной помощи. Расширение деятельности и числа государственных структур социальной поддержки населения вело к ее бюрократизации, механизм проверки нуждаемости малообеспеченных граждан приобрел печать унижения человеческого достоинства. Указанные недостатки государственной системы вспомоществования сохраняются и в современной рыночной экономике.

На ранних этапах капиталистического общества система социальной помощи, не способная решить проблему бедности, одновременно порождала иждивенчество в среде трудящихся, снижала стимулы к труду и создавала трудности для предпринимателей в найме рабочей силы. Идеология нового класса постепенно формировала общественное мнение в пользу ограничения масштабов социального вспомоществования малообеспеченным. В противовес делалась ставка на организацию самопомощи работников с использованием института семьи и на добровольно-религиозную благотворительность. Таким образом, был взят курс на минимизацию государственной социальной помощи нуждающимся. Ответной реакцией общества явилось возникновение добровольных коллективных форм страхования жизненных рисков на корпоративных началах. Корпоративное страхование получило развитую форму с введением государственных гарантий его существования. Впервые эта форма социального страхования была законодательно конституирована в Германии в конце XIX в. Инициатива ее введения принадлежала аристократии и государственным чиновникам, заинтересованным в сохранении корпоративных привилегий.

В 1-й половине XX в. в условиях кризиса модели капитализма свободной конкуренции сформировалась новая форма социальной защиты населения, которая базируется на обязательности обеспечения населения социально значимыми услугами. Основой новой системы социальной защиты населения являются государственные социальные гарантии удовлетворения наиболее значимых для человека и всего общества потребностей. В западной социально-экономической литературе наивысший уровень новой системы социальной защиты, обеспечивающий ее универсальность и всеобщую доступность населению, получил название «социальной безопасности». В СССР в 20-е гг. данное понятие нашло отражение в термине «социальное обеспечение».

A-ZАБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий