Методика расчета износа автомобиля при нанесении и возмещении ущерба по ОСАГО

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2018 г. N АКПИ18-877

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.Д. о признании недействующим пункта 6.1 приложения к положению Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 432-П “О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства”,

установил:

положением Центрального банка Российской Федерации (далее также – Банк России) от 19 сентября 2014 г. N 432-П утверждена единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее – Методика).

Пунктом 6.1 Методики (приложение к положению) предусмотрено, что при принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта, о гибели и величине стоимости транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия равной средней стоимости аналога на указанную дату по данным имеющихся информационно-справочных материалов, содержащих сведения о средней стоимости транспортного средства, прямая адресная ссылка на которые должна присутствовать в экспертном заключении. Сравнению подлежат стоимость восстановительного ремонта, рассчитанная без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, и средняя стоимость аналога транспортного средства. Проведение восстановительного ремонта признается нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия (стоимость аналога).

Т.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 6.1 Методики, ссылаясь на его противоречие пунктам 18, 19 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ). Требование мотивировано тем, что оспариваемое положение исключает учет износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, при расчете стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, что, в свою очередь, нарушает его право как владельца транспортного средства на полное возмещение ущерба в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации для восстановления нарушенного права в объеме, существовавшем на момент нарушения, и лишает его возможности получить равноценное страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ.

Банк России и Минюст России в письменных возражениях указали, что оспариваемый пункт не содержит предписаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, издан в пределах предоставленных Банку России полномочий, с соблюдением формы и вида нормативного правового акта, процедуры принятия и правил введения его в действие, не нарушает прав и свобод административного истца, не создает препятствий для их осуществления.

Административный истец Т.Д. в судебное заседание, о дате, времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представители Центрального банка Российской Федерации Н., Т.И., представитель Министерства юстиции Российской Федерации П. не признали административный иск.

Обсудив доводы административного истца Т.Д., выслушав возражения представителей Центрального банка Российской Федерации Н., Т.И., представителя Министерства юстиции Российской Федерации П., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами (преамбула).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России.

Исходя из положений части первой, третьей и четвертой статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” по вопросам, отнесенным к его компетенции названным федеральным законом и другими федеральными законами, Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования – первой публикации их полного текста в “Вестнике Банка России” или первого размещения (опубликования) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативный акт Банка России зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также – Минюст России) 3 октября 2014 г., регистрационный номер 34245, и опубликован 8 октября 2014 г. в “Вестнике Банка России”, N 93.

Следовательно, оспариваемый в части нормативный акт Банка России принят во исполнение требований федерального закона с соблюдением порядка его принятия, формы акта, государственной регистрации и опубликования. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N АКПИ15-586, от 17 ноября 2015 г. N АКПИ15-1109 и не оспариваются административным истцом.

–>

Согласно пункту 18 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего – в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость; б) в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

Таким образом, причинение вреда имуществу потерпевшего может выражаться в полной гибели имущества либо в повреждении имущества.

В зависимости от конкретных обстоятельств, установление которых относится к компетенции независимой технической экспертизы, подлежащие возмещению страховщиком убытки в первом случае определяются в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков, а во втором – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

По смыслу приведенного закона установление (признание) факта полной гибели имущества потерпевшего исключает проведение восстановительного ремонта имущества.

В соответствии с пунктом 15.1 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 данной статьи) в соответствии с пунктом 15.2 или пунктом 15.3 этой же статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 приведенной статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Пункт 6.1 Методики, предписывая, что сравнению подлежат стоимость восстановительного ремонта, рассчитанная без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, и средняя стоимость аналога транспортного средства, соответствует названным выше законоположениям.

По смыслу закона (подпункт “а” пункта 18 статьи 12) восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего должен иметь экономическую целесообразность – стоимость ремонта поврежденного имущества не должна быть равной стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышать ее. Напротив, несоответствие этим условиям в конкретном случае указывает на экономическую нецелесообразность ремонта поврежденного имущества, состояние которого оценивается как гибель, когда необходимые затраты на такой ремонт равны или превышают установленный законом размер.

Вопреки доводам административного истца пункт 6.1 Методики не вводит критериев определения целесообразности ремонта транспортного средства, отличных от установленных законом, и не содержит предписаний, противоречащих в данном случае подпункту “а” пункта 18 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ.

Ссылка административного истца в обоснование иска на пункт 19 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ является неправильной, так как она не имеет отношения к содержанию оспариваемого пункта Методики. Данная норма определяет виды расходов, указанных в подпункте “б” пункта 18 статьи 12 названного закона, к которым относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом, а также правила определения их размера в целях приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

Содержание оспариваемого положения, принятого в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, не позволяет сделать вывод о нарушении права административного истца в указанных им аспектах, включая право на получение равноценного возмещения.

Требования административного истца о признании оспариваемого пункта недействующим фактически основаны на его несогласии с состоявшимся решением суда. Вместе с тем проверка законности судебного постановления по конкретному гражданскому делу, включая данное в нем толкование применяемых норм права относительно установленных и доказанных обстоятельств дела, произведенную оценку доказательств о размере причиненного вреда, не входит в предмет настоящего административного дела, а может быть осуществлена в порядке обжалования такого акта, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Методика в оспариваемой части соответствует действующему законодательству, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т.Д. о признании недействующим пункта 6.1 приложения к положению Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 432-П О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

Многие автолюбители слышали о не так давно введенной единой методике по определению полученного в дорожном происшествии ущерба. Она описывает все требования, предъявляемые к проведению оценки, а также помогает с помощью соответствующих формул и коэффициентов рассчитать конечную стоимость.

Но, несмотря на все удобства, имеет она и ряд недостатков, знать которые необходимо каждому водителю. Так что же из себя представляет методика ЕМРУ и каким образом рассчитать полученный в аварии ущерб, и будет рассмотрено в настоящей статье.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Единая методика — это, соответственно названию, обобщенная система методов оценки повреждений, полученных в результате дорожных происшествий, применяемых одновременно и автолюбителем и страховой и судами. Введение ее было вызвано тем, что зачастую страховые и суды применяли разные методы оценивания, в результате чего полученные результаты (в том числе и общая служба ущерба) очень отличались.

Введение новой системы позволило избежать этих разногласий и унифицировать все способы оценивания. Разработана она была российским союзом автостраховых компаний (РСА), однако официально представлена Центральным Банком. Новая система позволила практически полностью исключить споры и судебные иски, возникающие из-за оценки полученного ущерба по разным методикам.

Предпосылки для введения единой методики

Как было уже выше сказано, предпосылки для введения новой единой системы оценки возникли очень давно. Вызваны они были тем, что очень часто после дорожного происшествия оценка разными компаниями могла производиться по разным методикам, в результате чего общая сумма полученного ущерба очень сильно различалась, а в результате этого расходилась и выплачиваемая страховая сумма.

Подобные отличия очень часто приводили к разбирательствам, в том числе и судебным. Именно поэтому и было принято решение унифицировать систему оценки. Принята она была решением Банка России № 432 за 2014 год, а в силу вступила в октябре того же года.

Кто обязан использовать единую методику

Обязательное использование единой методики (ЕМРУ) предписывается большой категории юридических и физических лиц. В ее состав входят: все автостраховые компании, включая отдельных специалистов; прошедшие требуемую сертификацию экспертные оценочные организации (включая независимые); прошедшие аттестацию технические эксперты, которые были включены в государственный перечень специалистов; члены страховой организации, уполномоченные на осмотр поврежденных автомобилей; автоэскперты, числящиеся в штате судебной экспертизы.

Ранее, до введения общей системы ЕМРУ, отчеты о полученных повреждениях и примерной сумме ущерба мог составлять любой оценщик-автотехник, представляющий страховую компанию либо иную организацию. Теперь же, после введения единой методики, выполнять эту работу может только специально допущенное лицо, прошедшее аттестацию и имеющее регистрацию в едином государственном реестре экспертно-технических специалистов.

Для допуска к проведению оценки это лицо должно обладать целым рядом обязательных качеств: иметь стаж работы по автотехническому профилю не менее 1 года; иметь высшее образование; пройти специальные курсы подготовки авто экспертов, а также каждые 5 лет проходить дополнительные курсы в установленном законом порядке. Вся информация о таких специалистах содержится на официальном сайте РСА.

Структура методики

Обобщенная методика ЕМРУ включает в себя проведение целого ряда обязательных диагностических работ, а также составление актов-заключений по их окончании. Каждый из них имеет строгий алгоритм проведения, а также дополняется комплексом справочных материалов. Вся система охватывает наиболее распространенные в стране транспортные средства (на настоящий момент это 67 различных марок), что позволяет с максимальной точностью провести оценку ущерба.

По своей структуре вся методика делится на следующие разделы: методические указания ЕМРУ в количестве 7 глав; 10 справочно-информационных дополнений к единой методике; электронную базу данных расценок. Кроме того, к единой методике прилагаются правила проведения технических экспертиз, которые освещают следующие вопросы: правила оформления и составления отчетов; основания для проведения технической оценки; объекты, подпадающие под экспертное оценивание; алгоритмы необходимых действий, выполняемых техником-автоэкспертом в общих и частных ситуациях.

7 ее основных глав выглядят следующим образом:

  • порядок идентификации повреждений, а также их характера,
  • уточнение событий дорожного происшествия,
  • расход предстоящих затрат на материалы, работы и запасные части,
  • величина текущего износа запасных частей, идущих на замену,
  • расчет сохранившихся годных останков в случае, когда автомобиль был уничтожен,
  • расчет прайса транспортного средства до получения повреждений,
  • утверждение оценочных справочников в соответствии с экономическими регионами.

Информационные же дополнения включают в себя следующие сведения:

  • правила фотографирования,
  • выявление повреждений и типовые характеристики,
  • трудозатраты при исправлении и восстановлении исходной геометрии,
  • об экономическом делении регионов,
  • о коэффициентах, оказывающих влияние на износ,
  • о нулевой степени износа отдельно взятых агрегатов и узлов,
  • справочник средней степени годового пробега ТС,
  • о временном снижающем коэффициенте K,
  • о коэффициенте полученных механических повреждений K.

Справка: единая оценочная методика применяется только для установления степени ущерба, причиненного автотранспорту, принадлежащему физическим лицам и застрахованному при этом по системе обязательного автострахования. Во всех иных случаях применяются методы оценки, отличные от указанных.

Посмотрите видео о единой методике:

Самым основным преимуществом единой оценочной методики, введенной РСА совместно с ЦБ России, стала полная унификация предъявляемых к оценке и восстановительным работам требований. Это позволило стандартизировать цены, выставляемые отдельно взятыми экспертами, автомастерскими или страховыми компаниями, а также защитить автолюбителей от их преднамеренного завышения либо занижения.

Кроме этого, едиными стали и правила проведения оценочных работ, а допуск к ним теперь получили лишь специалисты, прошедшие специальную аттестацию. Это также поспособствовало более объективному проведению экспертиз и снизило вероятность возможных ошибок либо подлогов.

Важно: эта система пока еще не совершенна и имеет ряд трудностей.

Так, региональные экономические отличия, применяемые согласно прилагающимся к методике справочникам, устраивают не всех водителей. Также большие замечания вызывают и сведения, касающиеся средних пробегов автомобилей — согласно ЕМРУ, размер прайса на восстановление машины, имеющей большой пробег, равен таковому на восстановление новой машины. Роль здесь играет только возраст транспортного средства по ПТС. Еще одним минусом является и то, что результаты экспертизы, проведенной по данной методике, невозможно оспорить. Ведь ЕМРУ является законодательным актом, а поэтому прописанные в нем условия и правила являются обязательными к выполнению.

Для определения размера полученного в дорожном происшествии ущерба применяется специальная методика расчета степени износа. Высчитывается она в отдельности для каждой поврежденной детали, которую придется заменить. Части, подлежащие ремонту и дальнейшей эксплуатации без их замены, в расчетах не участвуют.

Также стоит учесть, что этот параметр вычисляется только лишь для запасных частей. Для материалов же, которые могут потребоваться в ходе проведения восстановительно-ремонтных работ, он не рассчитывается. Конечная степень износа напрямую зависит от величины пробега автомашины, а также от срока эксплуатации деталей, получивших повреждения. Рассчитывается она по следующей формуле:

где символы расшифровываются так:

  • И — износ исследуемой детали,
  • Δт — показатель степени влияния на износ какой-либо части,
  • Т — время непрерывной эксплуатации детали,
  • ∆L — показатель износа узла или детали с учетом общего пробега автомобиля,
  • L — общий пробег автомашины.

Все используемые в этой формуле коэффициенты содержатся в методике и ее приложениях. При этом при проведении вычислений по этому или другим уравнениям, используемым в системе и позволяющим рассчитать конечную стоимость ремонта, следует знать, что в справочном материале содержатся только сведения об узлах, агрегатах либо деталях, установленных на автомобилях, выпущенных в 2002 году или позднее.

Для машин же, выпущенных ранее, справочная информация по стоимости отсутствует. Вызвано это тем, что указать фиксированную стоимость запчастей для старых автомобилей объективно практически невозможно. В такой ситуации следует прибегнуть к среднестатистическим рыночным ценам запасных частей на момент ДТП. Это же правило относится и к мотоциклам — в единой базе полностью отсутствует информация о стоимости их деталей, в не зависимости от года выпуска. Кроме этого, единая методика не содержит сведений о запасных частях для автомобилей представительского либо премиум класса, а также для машин, выпущенных ограниченной либо пробной серией.

Скачать акт осмотра транспортного средства

Ввиду того, что все цены на запасные части периодически изменяются (и зачастую очень быстро), то для того, чтобы информация не устаревала, в единой методике предусмотрена система соответствующих поправок. Они разрабатываются и составляются российских союзом автомобильных страховщиков и периодически вносятся в справочный материал методики. Как правило, делается это один раз в год.

Заключение

Таким образом, введение унифицированной оценочной методики явилось серьезным шагом по разрешению конфликтов между автолюбителями, страховыми и ремонтными мастерскими. Она в большинстве случаев помогает водителям избежать преднамеренного занижения конечной стоимости страхового ущерба и делает проводимую оценку более объективной. С другой же стороны, она не лишена и ряда недостатков, из-за которых некоторые автомобилисты могут быть недовольны небольшими суммами оцененного ущерба, обжаловать которые в суде практически невозможно.

Поделиться:

Для расчёта страховой компенсации при нанесении повреждений транспортным средствам ранее использовались разные способы. Ненадлежащая их согласованность приводила к путанице, судебным разбирательствам. В настоящее время применяется ЕМРУ, или единая методика расчёта ущерба по ОСАГО, в 2019 году именно она призвана регулировать правоотношения между клиентом и страховой компанией. Предназначена система для физических лиц (страхователей). В иных случаях она выполняет рекомендательный характер. Принятая Положением Банка России № 432-П методика используется с 2014 года.

Особенности процедуры

Расчета ущерба

Российским союзом автостраховщиков (РСА) упрощён расчёт ущерба по ОСАГО. ЕМРУ во многом облегчила и стабилизировала задачи, а именно:

  • обеспечила прозрачность отношений между владельцами авто и страховыми компаниями;
  • сделала единой экономическую модель ОСАГО;
  • уменьшила число судебных разбирательств;
  • привела к единству расчётов;
  • сократила протяжённость цикла до выплат по ДТП.

Процедура обеспечила страховым компаниям большую надёжность. Правом применения рассматриваемой методики владеют разные структуры. Среди них:

  • представители официальных страховых компаний;
  • эксперты частной практики с соответствующей аттестацией и лицензией;
  • экспертные организации (государственные и независимые) при наличии сертификата;
  • лицензированные судебные специалисты, прошедшие аттестацию (автоэксперты).

Процедура ЕМРУ включает первичный осмотр ТС специалистами, дополнительное обследование экспертами с формированием соответствующего акта. Оценка ущерба может рассчитываться онлайн при помощи специального калькулятора, однако точку в этом вопросе может поставить лишь экспертная комиссия.

Определение наличия и характера повреждений

Инструкции по установлению причинённого ТС вреда описываются в главе 1 ЕМРУ. В ней раскрывается суть доказательств в процессе проверки транспортного средства. Объясняются особенности первичных и дополнительных обследований. Единая система расчёта ущерба по ОСАГО определяет порядок фиксации повреждений, а именно:

  • правил проведения осмотра;
  • обследования основы и покрытия кузова и соответствующих повреждений;
  • прогнозирования способов и объёма ремонтных мероприятий.

В главе 4 рассмотрен аналогичный алгоритм расчёта комплектующих изделий (агрегатов, узлов, деталей). Верная констатация характера повреждений – залог того, что определение стоимости ущерба ОСАГО будет максимально точным.

Расчёт расходов на ремонт авто

Расчет

Особенности определения величины трат на восстановление работоспособности ТС описывается в главе 3 ЕМРУ. Предлагаются алгоритмы вычислений для расходов по статьям:

  • приобретение запчастей: бампер, фары и т. д.;
  • покупка материалов: абразивного сырья, краски, грунтовки и пр.;
  • оплата работы специалистов.

После подсчёта расходов по каждому из направлений определяется общая сумма, округляемая до сотен рублей. Используется единая база цен, разработанная РСА. В ней учитываются комплектующие элементы ТС моложе 2002 года. По отношению к другим автомобилям принимаются во внимание среднерыночные цены. Поняв, как рассчитывают ущерб по ОСАГО, важно помнить, что стоимость многих запчастей и комплектующих агрегатов определяется с учётом региональных расценок.

Износ комплектующих

Этот вопрос раскрывается в главе 4, где конкретизируется, как рассчитать износ автомобиля на дату ДТП. Выясняются степень амортизации деталей, подлежащих замене, и актуальные рыночные цены на запчасти, чтобы вычесть из них остаточную стоимость. Используемые материалы не учитываются.

На степень амортизации оказывает влияние время использования, пробег, характеристики отдельных деталей (например, остаточная глубина рисунка протектора). Именно эти факторы учитываются в специальной формуле, по которой рассчитывается степень изнашивания запчастей и автомобиля в целом.

Стоимость годных остатков в случае гибели автомобиля

Если ТС ремонту не подлежит, учитываются уцелевшие детали и их стоимость. Методике осуществления этого процесса посвящена глава 5 методики. Годные остатки, которые могут реализовываться для дальнейшей эксплуатации, должны быть работоспособными, не иметь повреждений, изменений конструкции, следов восстановления. Стоимость таких остатков определяется на специализированных торгах, площадках в сети либо в соответствии с действующей методикой.

Установление цены транспортного средства до ДТП

Минтранс разработал проект, по которому производится единый расчёт ущерба при ДТП по ОСАГО, в соавторстве с РСА. Цена автомобиля до аварии имеет большое значение. Порядок её определения раскрывается в главе 6 документа.

Это необходимо для установления степени целесообразности ремонта (не обойдётся ли он дороже, чем до ДТП). Предлагается способ вычисления среднерыночных цен на приобретение аналогичного ТС. Если такое авто стоит дешевле, водитель получает деньги на него.

Единая методика Центробанка в 2019 году

При разработке методики союзом РСА и Минтранса официальным автором ЕМРУ является Центробанк. Методика закреплена в обширном нормативном документе (положении), подписанном главой финансового института. ЕМРУ – документ для исчисления страхового возмещения, который содержит такую информацию:

  • расшифровку используемых терминов;
  • особенности констатации характера повреждений и обстоятельств, приведших к ним;
  • последовательность производимых расчётов повреждений и формулы для них;
  • нормы отчётности;
  • справочные материалы.

Эти сведения способствуют точному подсчёту размера выплат на ремонт. В ЕМРУ имеется информация о более чем 67 марках автомобилей. Методика Центробанка для расчётов по ОСАГО содержит 7 глав плюс 10 приложений, в которых подробно освещается порядок расчёта, содержится сопутствующая информация. Приводятся необходимые для учёта нанесённого вреда коэффициенты.

Утрата товарной стоимости

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда №58 от 26 декабря 2017 г. к реальному ущербу относится утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Компании, предоставляющие страховые услуги, обязаны выплачивать пострадавшей стороне полагающиеся за это финансовые компенсации. При отказе по необоснованным причинам или несогласии с их суммой можно воспользоваться юридической помощью.

Выводы

Страховая компенсация по ОСАГО полагается владельцам тех автомобилей, которым причинён ущерб в результате аварии либо иных непредвиденных ситуаций. Особенности повреждений и величина компенсации за них вычисляется по единой разработанной методике с использованием специальных формул. Такой способ позволил избежать разночтений, возникавших при использовании нескольких альтернативных методик, что нередко приводило к судебным разбирательствам. Снижением их количества подтверждается эффективность ЕМРУ.

Страхование гражданской ответственности – обязательное условие для всех автомобилистов. Сегодня без него, к сожалению, не получится передвигаться по дорогам общего пользования. В случае аварии ОСАГО принесет пользу сразу двум сторонам: пострадавший гарантированно получит компенсацию ущерба, а виновник аварии избавится от необходимости возмещать убытки из собственного кармана. Стоимость страховки определяется для каждого водителя индивидуально и зависит от его возраста и водительского стажа, региона регистрации, а также от многих других факторов. Но государство строго регулирует этот момент по отношению к каждой страховой компании.

Российские законы четко определяют общую систему расчета страховых выплат и тарифов. Самый известный способ регулирования – единая методика расчета ущерба по ОСАГО. Она была создана для защиты страхователей и позволяет значительно сократить круг полномочий страховщиков.  О том, что это за система и как можно ее использовать, расскажем далее.

Инфоimage Единый базовый расчет для тарифов ОСАГО представляет собой базу данных о стоимости нормо-часов, расходных материалов и запасных частей, которые могут пригодиться в случае ремонта автомобиля.

Этот алгоритм был запущен Центробанком еще в 2014 году из-за возросшего числа судебных разбирательства между страховыми компаниями и их клиентами. Все больше и больше страхователей стали жаловаться на то, что им занижают выплаты по ОСАГО. И государство решило раз и навсегда покончить с произволом страховщиков.

Всего в нормативной системе ЕМРУ около 65 страниц материала, в котором говорится почти обо всех марках и моделях транспортных средств. В ней также учитываются специфические особенности регионов, в которых находится страхователь. Сам документ предназначен для того, чтобы определить расходы при проведении восстановительных работ автомобиля. Вся информация, изложенная в нем, при этом основана на реальной стоимости запчастей и деталей машин, с учетом пошлин, таможенных сборов и других накруток.

На алгоритм, введенный Центробанком, ориентируются все официально зарегистрированные страховые компании и независимые эксперты. Его правовой статус регулируется сразу двумя федеральными законами: ФЗ № 432-П «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» и ФЗ № 433-П «Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Особый интерес вызывает Приложение к этим законам. Оно довольно объемное по размеру и содержит в себе следующую информацию:

  • Как выявить повреждения и установить их характер;
  • Как выяснить обстоятельства ДТП;
  • Как рассчитать расходы на материалы, запчасти и ремонтные работы;
  • Как определить износ автомобиля;
  • Как рассчитать остаточную цену поврежденного в результате аварии автомобиля;
  • Как установить общую стоимость авто до повреждения.

На основании этих показателей сегодня и производится расчет стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО. Данная методика используется даже в том случае, если итоговая сумма оказывается ниже стоимости ремонта в официального сервисном центре.

Новая методика применяется, как правило, когда есть необходимость определить сумму страховых выплат по договору страхования. Теперь при оценке ущерба после аварии страховая компания должна проанализировать оценку эксперта, изучить состояние авто перед ДТП и установить максимальную сумму за его ремонт. Любые отклонения от ЕМРУ будут служить основанием для назначения повторной или дополнительной судебной экспертизы.

Получается, что единой методики ОСАГО должны придерживаться:

  • Все страховые компании и их представители;
  • Независимые эксперты, прошедшие независимую аттестацию;
  • Эксперты-сотрудники судебной технической экспертизы.

Инфоimage С недавних пор серьезно ужесточились требования, предъявляемые к экспертам. Если раньше, выступить в качестве профессионала в вопросе оценки ущерба после ДТП мог обычный автомобильный инженер, прикрепленный к страховой компании, то теперь это должен быть человек, прошедший специальную аттестацию и получивший лицензию на свою экспертную деятельность. Более того, он должен быть внесен реестр экспертов-техников, аккредитованных при РСА, а его профильный стаж не может быть меньше года.

Расчет размер ущерба, основанный на ЕМРУ, обычно проходит следующим образом:

  1. Осмотр транспортного средства проводится аттестованным экспертом;
  2. Изучается вся имеющаяся информация о ДТП;
  3. Определяется перечень восстановительных работ;
  4. Определяется степень износа деталей автомобиля;
  5. Высчитывается стоимость затрат на запчасти, расходные материалы и ремонтно-восстановительные работы;
  6. Высчитывается рыночная цена автомобиля до попадания в аварию.

Еще совсем недавно представители РСА выступили с инициативой усовершенствовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО. Предполагается, что для актуализации методики и справочников средней стоимости запчастей будут также использоваться данные из интернет-магазинов. Кроме того, будет также учитываться стоимость доставки в регионы. В этом действительно есть необходимость, так как многие данные из этой системы давно устарели.

Особенно часто встречаются ситуации, когда стоимость ремонта, рассчитанная двумя разными экспертами по одному алгоритму, может отличаться друг от друга в несколько раз. Поэтому рекомендуем всем автомобилистам следить за любыми нововведениями в этой области, чтобы не дать страховым компаниям себя обмануть.

Единый алгоритм, безусловно, призван улучшить принцип определения степени ущерба вследствие дорожно-транспортных происшествий. Он обладает рядом преимуществ, о которых в действительности сложно поспорить, а именно:

  • Урегулирование судебных разбирательств со страховыми компаниями;
  • Возможность самостоятельно определить размер выплат по своему страховому договору;
  • Усиление контроля за деятельностью страховых компаний.

Конечно же, далеко не все проблемы, связанные со сферой страхования, в конечном счете получили разрешение. Затруднения возникают, в том числе, и при использовании данной методики. Расчет убытков по ЕМРУ не всегда устраивает автовладельцев, поскольку часто она не учитывает увеличение стоимости запасных частей или особенности ценообразования на ремонт в отдельно взятых регионах – в силу этого  выплаченная компенсация часто оказывается в несколько раз меньше той, на которую собственник авто рассчитывал изначально.

Тем не менее, единый базовый расчет ущерба – пока что единственный способ следить за тем, чтобы страховщики не превышали свои полномочия и не занижали стоимость выплат. Просто в некоторых случаях в его работе могут случаться погрешности. Иногда такое происходит с автомобилями премиум-класса или мототехникой из-за существенных различий в стоимости запчастей и нормо-часа.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий