Перерыв в страховании ОСАГО

Страховые компании используют коэффициент бонус-малус (КБМ) для расчета страховых тарифов на полисы ОСАГО в зависимости от наличия или отсутствия у водителя страхового возмещения, осуществленного страховщиками при обязательном страховании автогражданской ответственности владельца транспортного средства. Страховые обязаны использовать данные о предыдущих периодах страхования автовладельца, содержащиеся в системе АИС ОСАГО (автоматизированная информационная система Российского союза автостраховщиков РСА), при оформлении договора ОСАГО.

Коэффициент Бонус-малус (в переводе с латинского «хороший-плохой») — это система тарифных коэффициентов, применяемая страховщиками (страховыми компаниями), которая изменяет размер страховой премии, оплачиваемую страхователем (водителем) страховщику в зависимости от его персональной истории страховых случаев. Фактически КБМ — это рейтинговая система, основанная на страховом опыте водителей, которую можно представить в виде скидок на полисы ОСАГО за хорошую безаварийную езду.

image

С 1 апреля 2019 года новые правила присвоения коэффициента КБМ при оформлении полисов ОСАГО в России изменились и стали более выгодны для водителей. В этой публикации мы собрали ответы на самые важные и популярные вопросы о стоимости страхования гражданской ответственности автовладельцев, а также об изменениях в правилах присвоения коэффициента «бонус-малус» за аварийность/безаварийность.

Таблица значений КБМ для полиса ОСАГО в 2021 году

По состоянию на 2021 году в России существует 15 классов страхования автогражданской ответственности водителей. При отсутствии информации о предыдущей страховой истории (никогда раньше не оформлял полис ОСАГО) водителю присваивается 3-й класс (КБМ = 1).

Класс на начало срока Коэфф. КБМ Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 и более выплат
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Давайте разберем самые часто задаваемые вопросы по оформлению полиса ОСАГО и его стоимости с учетом коэффициента КБМ.

Раньше КБМ устанавливался на момент оформления ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП, а теперь?

С 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год (1 апреля), и в течение года он не пересматривается, даже если водитель покупает новый полис ОСАГО на другой автомобиль.

Например, вам присвоили определенный КБМ, и вы 2 апреля 2021 года купили страховку, после чего вы стали виновником ДТП, ваш автомобиль оказался серьезно поврежден и вы решили не восстанавливать его, а продать на разборку. А спустя пару месяцев, летом 2021 года, вы купили новую машину и оформляете новый полис ОСАГО. Теперь если вы обращаетесь в страховую компанию до 31 марта 2022 года, то случившаяся авария не пойдет «в зачет» при расчете стоимости полиса ОСАГО, а будет применен тот же коэффициент, что был установлен с 1 апреля 2021 года и использовался при оформлении ОСАГО 2 апреля 2021 года еще до вашего ДТП.

А вот уже в момент присвоения вам нового КБМ 1 апреля 2022 года уже будут использованы данные о ДТП и о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС РСА за год.

Если вы стали виновником ДТП, то чтобы сэкономить на полисе по новым правилам мы советуем перезаключить договор ОСАГО на несколько дней раньше окончания расчетного периода, то есть до 1 апреля следующего года, когда ваш КБМ еще не повысится, за счет учета вашей аварийной езды.

Как узнать свой КБМ онлайн и оспорить его значение, если не согласен?

Любой автомобилист может проверить собственный коэффициент КБМ за безаварийную/аварийную езду на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), а также на сайтах страховых компаний (СК), либо на сайтах страховых агрегаторов, которые часто предлагают сравнение услуг и цен разных СК в тех или иных регионах Российской Федерации.

Чтобы узнать свой КБМ необходимо ввести ФИО, дату рождения + серию и номер водительского удостоверения. Обратите внимание, что в случае вашего несогласия с величиной КБМ (а при переходе на обновленную систему АИС ОСАГО и единый КБМ возможны сбои), то вы имеете право обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением, либо подать жалобу на официальном сайте Центрального Банка России.

image

Сведения и изменения в АИС ОСАГО, влияющие на величину КБМ загружаются только страховщиками, при этом РСА не наделен полномочиями вносить изменения в АИС ОСАГО. С 1 сентября 2014 года страховые компании обязаны передавать сведения о заключенном договоре ОСАГО в систему АИС ОСАГО не позднее чем в течение одного рабочего дня с даты заключения этого договора.

Какую максимальную скидку на ОСАГО я смогу получить за безаварийную езду?

За каждый год безаварийной езды скидка на полис увеличивается на 5%, при этом максимально возможная экономия при оформлении страховки — 50% (коэффициент 0,5). Такой коэффициент можно получить на 10-й год безаварийной езды.

Обратите внимание, что максимальная надбавка за высокую аварийность, повышающая коэффициент «бонус-малус», а значит и стоимость полиса = 2,45, такой КБМ у вас получится если вы стали виновником ДТП трижды (и больше) за один год.

Могут ли отличаться значения КБМ у разных страховых компаний?

Нет, КБМ водителя не зависит от того, с какой именно страховой компанией он заключает договор, чтобы застраховать свою гражданскую ответственность, потому что при расчете величины КБМ любой страховщик обращаются за данными страхователя к единому источнику — АИС ОСАГО, в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002.

Таким образом согласно закону «Об ОСАГО» значения коэффициента КБМ для конкретного водителя будут одинаков у всех страховых компаний, работающих на российском страховом рынке.

Сохранится ли мой коэффициент КБМ, если я поменял СК или долго не оформлял страховку?

До 2019 года скидки за безаварийную езду в виде низкого КБМ «сгорали» при перерыве в страховании более года, то есть водителям приходилось заново начинать копить скидки, начиная с КБМ=1. Теперь коэффициент «бонус-малус» не обнуляется даже если вы не оформляете полис ОСАГО больше года.

Не меняется ваш коэффициент и при смене страховой компании. Если менеджер страховой компании, куда вы переходите от старого страховщика пытается заявить вам, что «не может найти ваш КБМ в базе данных», а значит скидки на полис за безаварийность он вам не даст — сразу же предложите ему проверить ваш коэффициент на официальном сайте РСА, а в случае отказа — жалуйтесь руководству страховой, или вообще поменяйте страховщика, если с самого начала вас пытаются обмануть.

Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса ОСАГО?

Если вы впервые страхуете свою автогражданскую ответственность, то вам назначается КБМ равным единице, то есть вы платите 100% стоимости полиса, равно как заплатят 100% и те автомобилисты, данных по которым по тем или иным причинам не оказалось в базе АИС ОСАГО.

К примеру, водитель потерял свои права, оформил себе новое ВУ, но не уведомил об этом свою страховую компанию, а значит данные о новом водительском удостоверении не поступили в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков, что в свою очередь приведет к тому, что КБМ станет равным 1, будто вы в первый раз покупаете страховку.

Какой будет КБМ у 18-летнего водителя, у которого нет стажа?

Как уже упомянуто выше — для водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а их нет, так как управлять автомобилем можно только с 18 лет), коэффициент «бонус-малус» равен единице. Не забывайте, что на стоимость полиса будет еще влиять и коэффициент КВС, который учитывает возраст и водительский стаж, лица, допущенного к управлению транспортным средством.

У меня полис без ограничения числа водителей — кому повысят КБМ, если машина попадет в ДТП, но за рулем буду не я?

Раньше виновность в ДТП любого водителя из полиса ОСАГО с несколькими водителями или с неограниченным числом допущенных к управлению лиц влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого этот полис оформлен. С 2019 года все ДТП зачисляются на счет именно того водителя, который оказался виновен в аварии, а не на владельца машины, оформившего страховку. Таким образом есть даже если кто-то на вашей машине стал виновников аварии, будучи вписанным в ваш полис, то в следующем страховом периоде это ДТП не будет учитываются при расчете вашего КБМ, чужая аварийность на ваш коэффициент не повлияет.

Однако, при расчете цены полиса ОСАГО страховая компания учитывает КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем в 2021 году, при этом будет выбран наибольший из имеющихся коэффициентов КБМ, таким образом стоимость страховки будет установлена для вас по самому аварийному водителю, которого вы желаете застраховать при управлении вашим автомобилем. Помните об этом, когда составляете список тех, кто будет вписан в ваш страховой полис, это поможет вам сэкономить на страховке.

Минимальный срок обязательного страхования автогражданской ответственности зависит от категории транспортного средства. Их выделяют три:

  • Автомобили, зарегистрированные на территории другого государства и находящиеся на территории России;
  • Иностранные автомобили, владельцы которых в России проездом;
  • Постоянно находящиеся на территории России автомобили.

Для первой категории минимальный срок составляет от 5 до 15 дней, при этом автовладелец заплатит одну и ту же сумму за любое количество дней в данном интервале.

Владельцы транзитных автомобилей страхуют свою автогражданскую ответственность на 20 дней. Этот срок увеличить или уменьшить нельзя.

Для самой крупной категории – автолюбителей, зарегистрированных и постоянно проживающих в России ­– срок страхования всегда составляет 1 год. Однако, есть один нюанс: срок страхования может быть разбит на период использования, который и определяет стоимость страховки. Так, минимальный период использования составляет 3 месяца.

Дробление срока страхования на периоды использования

Страховая компания несет автогражданскую ответственность за застрахованный автомобиль в течение выбранного автовладельцем срока. Другими словами, если водитель стал виновником ДТП во время не отмеченного в полисе ОСАГО периода, страховая компания имеет право отказать в выплате пострадавшей стороне, и виновнику придется самому возмещать нанесенный ущерб.

Кому же выгодно приобретать полис с ограниченным периодом использования?

Можно выделить три группы автовладельцев, которые не используют своё транспортное средство в течение всего года:

  • Так называемые «подснежники», выезжающие на дороги только в теплые месяцы;
  • Владельцы, планирующие продажу своего авто в ближайшее время;
  • Лица, часто бывающие в командировках или уезжающие в длительную поездку.

При покупке полиса ОСАГО возможно заранее расписать страховой период. Например, 1 месяц весной, 3 месяца летом, 1 месяц осенью или любые другие вариации.

Зависимость стоимости ОСАГО от срока действия

При расчете срока действия ОСАГО используется коэффициент. От 0,5 для 3 месяцев до 1 для 10 и 11 месяцев (что сопоставимо со стоимостью полноценного полиса на год).

Чем меньше срок покрытия «автогражданки», тем ниже стоимость. Однако здесь есть и нюансы.

Во-первых, 1 месяц «короткого» полиса стоит дороже, чем 1 месяц при покупке целого года. Так, если вы покупаете полис на полгода, то всё равно заплатите больше половины в сравнении с суммой, которую вы заплатили бы за годовое обслуживание.

Во-вторых, есть шанс испытать и неудобства: если владелец авто изменит свое решение и захочет пользоваться им вне указанного в полисе срока, то ему потребуется обратиться в свою СК и доплатить за новый период.

Можно ли сэкономить на ОСАГО с ограниченным периодом действия?

Для определения стоимости полиса вы можете воспользоваться калькулятором ОСАГО и изменять сроки его действия в режиме реального времени, чтобы выбрать оптимальный.

Второй способ более трудоемкий и требует внимательности, однако также эффективен для экономии. Предположим, вы приобрели полис с периодом использования 3 месяца, повышающий коэффициент к базовой ставке 0,5. После этого можно докупить полис еще на 3 месяца с повышающим коэффициентом 0,2, а затем докупить еще полгода с коэффициентом 0,3. Внимательность потребуется для своевременного продления полиса. Выгода в данном случае крайне мала, однако для кого-то это сумма может оказаться критичной.

Штрафы за использование ТС вне страхового периода

Некоторые автолюбители сознательно приобретают ОСАГО на несколько месяцев, а используют свой автомобиль в течение всего года. Экономия в данном случае сомнительная, так как находясь за рулем в не обозначенный в полисе период водитель должен будет заплатить штраф 500 рублей. Это не единоразовая мера: штраф будет накладываться каждый раз, когда сотрудник ДПС обнаружит несоответствие документа действительности

Новый порядок определения Кбм был описан еще в 2018 году в Указании Банка России № 5000-У, регулирующем процесс расчета цены полиса ОСАГО. Но отдельные пункты данного документа начали действовать лишь в 2020 году.

Реформирование системы определения значения коэффициента бонус-малус разделили на три этапа в привязке к дате начала действия полиса:

  • до 31 марта 2019 года;
  • с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года;
  • с 1 апреля 2020 года.

Соответственно, применявшиеся ранее правила более не действуют. Отныне нужно ориентироваться исключительно на методику определения значения Кбм, действующую с 1 апреля 2020 года.

Основной посыл изменений в том, что теперь коэффициент бонус-малус более не обнулится при перерыве в страховании более года, а его значение определяется один раз в год и действует для всех полисов ОСАГО , в которые водителя впишут с 1 апреля текущего года по 31 марта следующего за ним года.

Фиксированный Кбм

Таблица значений коэффициента бонус-малус практически не изменилась. Из нее просто убрали классы Кбм, оставив прежние значения скидки в зависимости от количества лет безубыточного страхования. Например, если ранее у водителя не было ни скидки, ни повышающего коэффициента, то после года безубыточного страхования он получит пятипроцентную скидку.

За каждый год страхования без аварий по вине водителя полагается скидка в размере пяти процентов. Максимальная скидка – пятьдесят процентов.

Действующую методику определения Кбм лучше рассмотреть на конкретном примере. Допустим, что предполагается покупка полиса ОСАГО с одним водителем, допущенным к управлению автомобилем. Полис оформляется 10 мая 2020 года.

В таком случае при определении значения коэффициента бонус-малус будут использоваться сведения о всех авариях по вине этого водителя за период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года включительно.

Например, если у водителя по предыдущему полису ОСАГО была скидка в размере пяти процентов, и в течение указанного периода он не спровоцировал ни одного ДТП, то скидку увеличат до десяти процентов.

Данная скидка распространяется на все полисы ОСАГО водителя, оформленные в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года. Если водитель спровоцирует ДТП, скажем, 1 сентября 2020 года, то значение Кбм изменится только по полисам, оформленным после 31 марта 2021 года.

Такая система позволит избежать путаницы при определении Кбм.

Кбм больше не обнулится

Другим важным новшеством стало упразднение возможности обнуления значения коэффициента бонус-малус при перерыве в страховании более года. Ранее возможность обнуления Кбм использовалась как лазейка для «аварийных» водителей.

Например, если в течение года водитель спровоцировал несколько ДТП, и его Кбм существенно увеличивал цену полиса в калькуляторе ОСАГО , то он просто оформлял полис без ограничения по водителям, и через год значение Кбм обнулялось до начального.

Кроме того, такая система была крайне невыгодной для аккуратных и ответственных водителей. При перерыве в страховании более года годами накопленная скидка обнулялась.

Теперь сведения о коэффициенте бонус-малус водителей в базе данных АИС ОСАГО не обнуляются при длительном перерыве в страховании. «Аварийным» водителям придется либо оформлять полис с нулевым Кбм на условии «без ограничений», либо покупать полис с учетом существенного увеличения цены из-за наличия ДТП по их вине.

Как избежать потери Кбм?

К сожалению, ни одна система, даже самая совершенная, не позволяет на сто процентов исключить ошибки. Всегда есть вероятность того, что сотрудник страховой компании допустит опечатку при передаче сведений о полисе ОСАГО в базу данных АИС ОСАГО.

И есть лишь один способ избежать обнуления Кбм вследствие такой ошибки: водителю нужно периодически проверять значение Кбм в базе Российского Союза Автостраховщиков. Для этого достаточно проверить корректность значения бонус-малуса спустя две-три недели после оформления полиса ОСАГО.

Проверить значение Кбм конкретного водителя можно на официальном сайте РСА .

Кроме того, желательно перепроверить значение бонус-малуса после замены водительского удостоверения.

Как известно, клиент обязан уведомить страховую компанию о факте замены этого документа. Чаще всего права меняют из-за истечения срока действия, но в некоторых случаях причиной замены становится смена фамилии.

В обоих случаях есть вероятность ошибки при передаче данных в базу АИС ОСАГО, что приведет к некорректному определению значения Кбм.

Если водитель своевременно узнает о наличии проблем с Кбм после замены прав, то будет значительно проще восстановить скидку. Для этого нужно обратиться с письменным заявлением в компанию, допустившую ошибку при передаче сведений в АИС ОСАГО. Некоторые страховщики разрешают сделать это без личного визита в офис.

Е-ОСАГО по выгодной цене

 Каждый из автомобилистов, кто год из года оформляет ОСАГО, с особо ревностью всегда следит при оформлении полиса за своим коэффициентов бонус-малус. Именно этим значением характеризуется лояльность страховых компаний к конечной сумме, которую предстоит отдать страхователю за страховку. В итоге, на применении этого коэффициента можно неплохо сэкономить, мы скажем более,  до половины суммы от самой первой страховки. Согласитесь довольно хороший бонус, с учетом того, что полисы ОСАГО нынче стоят несколько тысяч. А если еще учесть экономию не разовую, а каждый год,  то и вовсе получается хорошо!

 Однако, не смотря на всё наше желание пользоваться данным бонус-малус безвременно, у него все же есть свои ограничения. Здесь  нас более всего интересуют ситуации не тогда, когда такой коэффициент обнуляется из-за ДТП, это само собой разумеющееся. Но бывают и вариации обнуления бонуса из-за временных рамок, то есть когда страхователь  просто пропустил какое-то время, и бонус обнулился. Так какой же срок между последним полисом и последующим допустим, дабы наш КБМ сохранился? На этот вопрос мы и ответим в этой статье!

Через сколько обнуляется КБМ по ОСАГО

Как вы это не назовите, хоть время обнуления или время действия,  да хоть время давности по КБМ, все равно все не то, ведь наименование у этого срока как такого нет. Упоминаем о таком сроке скромно прописано в Указании Банка России от 19 сентября 2014 г.

ОСАГО и категория С

N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

 Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

 Да, да речь идет о классах, а классы и определяют тот самый коэффициент. Классы делятся от 1 до 13, что соответствует значению коэффициента от 2,45 до 0,5. 2, 45 это в случае если без аварий вы ездить не можете, 1 класс если все в первый раз,  то есть  первый раз водитель вписан в ОСАГО и 0,5 если на протяжении 11 лет водитель ездил без аварий! Но мы собственно не о том хотели сказать. Здесь главное, на что следует обратить внимание, на этот самый один год. То есть если у вас есть предыдущее ОСАГО, то оно вполне может еще пригодиться, для восстановления и продолжения полиса КБМ, а если такому полису более года, то грош ему цена! При таком стечение обстоятельств коэффициент обнулится. Можно сказать, что водитель должен иметь непрерывный стаж вождения, с перерывом не более года, чтобы КБМ сохранялся и условия по нему пролонгировались.

Как сохранить КБМ если водитель не будет ездить более года

Подводя итог

 Самое важное и нужное, что мы считаем можно почерпнуть из этой статьи, так это то, что коэффициент «бонус-малус» может сохранить своему владельцу не одну тысячу рублей, а значит его сохранение вполне оправданная задача для любого автолюбителя. И здесь главное помнить о двух вещах. Во-первых, при перерыве оформления ОСАГО в качестве водителя, вы потеряете коэффициент на скидку. Во-вторых, если даже вам некуда не надо или вы не можете ездить в течение года, то имеет смысл оформить ОСАГО с минимальными сроками, чтобы в будущем снова сэкономить на КБМ.

Видео по теме

В нашей стране нельзя пользоваться автомобилем без действительного полиса ОСАГО. Нарушение этого правила грозит денежным штрафом. Однако последствия окажутся гораздо серьёзнее, если водитель без действительного полиса ОСАГО спровоцирует ДТП. В такой ситуации страховщик применит к нарушителю жёсткие санкции.

Если при встрече с инспектором ГИБДД автовладелец вовсе не имеет полиса ОСАГО, придётся заплатить восемьсот рублей. В других случаях размер штрафа составляет пятьсот рублей. Водитель будет оштрафован на эту сумму:

  • Если он не вписан в страховку с ограниченным числом водителей.
  • Если полис имеется, но его нет при себе.
  • Если нарушен период эксплуатации автомобиля.

Кроме того, в случае дорожного происшествия следует готовиться к возможным санкциям со стороны страховой компании. В зависимости от обстоятельств аварии страховщики или их профессиональный союз вправе применить довольно жёсткие меры. Итак, какие последствия ждут водителя, нарушившего порядок обязательного страхования?

Что будет со скидкой?

Размер коэффициента бонус-малус зависит исключительно от количества страховых событий по полису ОСАГО. То есть следует ждать увеличения Кбм, лишь если водитель спровоцировал аварию, а потерпевший получил выплату.

Как восстановить скидку ОСАГО (КБМ)?

В иных случаях этот коэффициент будет уменьшаться, то есть при переоформлении полиса автолюбитель получит скидку.

При наличии действующего полиса страховщик всё равно обязан возместить ущерб, даже если водитель не вписан в страховку или нарушен период использования машины. Соответственно, это автоматически приведет к увеличению коэффициента бонус-малус.

Кстати, если автовладелец по каким-то причинам решил обойтись без «автогражданки», информация о размере его Кбм будет актуальна лишь в течение года после окончания действия последнего полиса ОСАГО. Другими словами, при перерыве в страховании более 365 дней накопленная скидка аннулируется.

Коэффициент нарушений

Если водитель-виновник не был включен в полис либо нарушил период эксплуатации автомобиля, страховая компания получает основание для регрессного требования. То есть страховщик возместит ущерб, а затем потребует у виновника аварии компенсировать понесённые расходы.

При переоформлении полиса ОСАГО в отношении виновника применяется коэффициент нарушений. Сведения об основаниях для применения этого коэффициента заносятся в единую базу данных, потому у водителя практически нет шансов избежать увеличения ежегодного платежа за страховку.

Предельная величина страховой премии при применении коэффициента нарушений не может быть больше, чем пятикратный размер базового тарифа, помноженного на территориальный коэффициент.

Когда придётся вернуть деньги?

Если ответственность водителя застрахована, но он просто не взял с собой полис ОСАГО, страховая компания обязана урегулировать убыток в обычном режиме. Страховщик не сможет потребовать у виновника аварии компенсации понесённых расходов.

Если же водитель не оформил полис, ему предъявят регрессное требование, то есть попросят возместить расходы на выплату пострадавшим. Чтобы разобраться с тем, кто вправе предъявить водителю-виновнику такое требование, необходимо разделить случаи причинения вреда имуществу, жизни или здоровью других граждан на две категории:

  1. У водителя нет договора ОСАГО.
  2. У водителя есть действующий полис, но условия страхования были нарушены.

В первом случае при причинении вреда здоровью либо жизни выплата производится из компенсационного фонда РСА. После этого союз автостраховщиков потребует у виновника аварии вернуть денежную сумму, выплаченную потерпевшему.

А вот при повреждении имущества компенсационная выплата не производится. Как правило, имущественные споры после ДТП удаётся разрешить исключительно в судебном порядке.

Во втором случае страховщик обязан оплатить вред здоровью, жизни либо имуществу пострадавших в полном объёме. Затем страховая компания вправе предъявить регрессное требование виновнику происшествия. В частности, появляется основание для регресса:

  • Если машиной управляло лицо, не включенное в список водителей.
  • Если нарушен период использования машины.
  • Если водитель скрылся с места аварии.
  • Если на момент происшествия водитель был в состоянии опьянения.

Иначе говоря, в каждом из этих случаев страховщик производит выплату пострадавшим, а далее требует у водителя-виновника компенсации понесённых расходов. В конечном счете оплачивать восстановление здоровья и ремонт транспорта пострадавших придётся гражданину, спровоцировавшему дорожное происшествие.

Страховая компания вправе выдвинуть регрессное требование в течение трёх лет с даты урегулирования убытка по договору ОСАГО. Чаще всего имущественные претензии страховщика вызывают у виновника аварии недоумение, особенно когда это происходит через год или два после происшествия.

Однако право страховой компании на регресс закреплено законом , потому не получится оспорить его в судебном порядке. То есть у водителя-виновника, нарушившего условия страхования, нет никаких шансов в споре со страховщиком.

Помимо перечисленных случаев, страховая компания получает право на регресс, если клиент при оформлении электронного ОСАГО указал ошибочные данные, что привело к занижению платы за страховку.

Таким образом, если у виновника дорожного происшествия нет действующего полиса ОСАГО, его Кбм не изменится.

Таким образом, при отсутствии полиса ОСАГО весь имущественный ущерб возмещает виновник аварии.

Перерыв в страховании ОСАГО

По каждому полису автострахования предполагается определенный срок пользования.  Поскольку автостраховку нужно иметь беспрерывно при нахождении за рулем, автомобилист обязан своевременно выкупать этот продукт у страховых компаний. Особенно актуальным это становится в отношении ОСАГО короткого срока действия. Такие предложения вполне допустимы на рынке автострахования. Краткосрочные полисы выдаются на 6 или 3 месяца, а в отдельных специфичных случаях и на более короткие периоды.

Минимальный срок ОСАГО в таблице

Нормы ФЗ №40 «Об ОСАГО» позволяют страховым компаниям реализовывать автостраховку с разными временными периодами действия помимо стандартного годового. В основном для физических лиц это 3 месяца, для юридических лиц – 6 месяцев. На актуальность выбора той или иной страховки влияют разные факторы. Например, когда конкретное ТС предназначено только для сезонной эксплуатации.

Законодательными нормами предусматривается оформление ОСАГО и на более краткий период:

  1. для авто, находящихся во владении иностранных граждан — от 5 дней (на самом деле здесь имеются разные версии по временным периодам на выбор);
  2. для недавно приобретенных авто, перегоняемых до места проведения техосмотра и постановки на учет — в пределах 20ти дней.

Логично, что при сокращении периода действия страховки понижается и его стоимость.  Но это происходит не пропорционально. Здесь приходится обращать внимание главным образом на сезонный коэффициент (конкретные цифры по нему представлены в таблице ниже).

Срок действия ОСАГО три мес. четыре мес. пять мес. шесть мес. семь мес. восемь мес. девять мес. десять мес. более десяти
Размер сезонных коэф-тов 0.5 0.6 0.65 0.7 0.8 0.9 0.95 1 1

Оформление ОСАГО от 10-ти и более месяцев невыгодно. Здесь используется коэффициент аналогичный годовой страховке. В этом смысле ОСАГО с минимальным сроком куда выгоднее, поскольку в этом случае коэффициент понижается вдвое. По факту трехмесячная страховка будет стоить 50% стоимости годовой. Не стоит забывать и о других коэффициентах.

Расчет стоимости полиса за период меньше стандартного

Высчитать конечную стоимость для минимального по сроку действия полиса ОСАГО можно самостоятельно. Для этого базовый тарифный показатель перемножается со всеми существующими коэффициентами.

Минимальный срок ОСАГО. Коэффициенты для расчета:

  • территориальный коэффициент;
  • личный показатель в системе «бонус-малус»;
  • водительский стаж страхующегося лица;
  • количество прописываемых в ОСАГО физлиц;
  • мощность авто;
  • выбранный период действия страховки;
  • наличие установленных нарушений ПДД у страхующегося с взысканием с него административных штрафов за прошедший год.

Мнение эксперта Наталья Волкова Страховой эксперт По всем видам страховок ОСАГО (даже с минимальным периодом действия) подключаются все перечисленные показатели. Чтобы не заниматься сложными вычислениями по формуле нужно воспользоваться сервисом по онлайн-калькулированию. Калькуляторы присутствуют на официальных сайтах всех крупных СК и на портале РСА.

Как продлить полис и какой штраф за просрочку

Обязательное оформление и продление страховки это обязанность каждого водителя в РФ. Езда с просроченным полисом карается санкционированием в виде назначения штрафа — 800 руб. (ст. №12.37 КоАП). Поэтому нужно следить за сроками действия своего ОСАГО. Особенно если автостраховка оформлена на минимальный срок. Если куплен такой ОСАГО, то нет потребности по его окончании выкупать следующий полис. Можно продлить имеющийся. Это определенный вид рассрочки для автовладельца, покупающего ОСАГО минимального срока действия. Поэтому полис изначально всегда дается на год. Альтернатив не предусмотрено.

При доплате недостающей суммы не выявляется никаких переплат. Страховая компания просит сначала провести оплату вперед в большем объеме (например, 70 % при выкупе полугодового полиса), а затем добавить недостающие проценты из суммы годичной страховки.

Пролонгация договора всегда предполагает прохождение повторной процедуры оформления и оплату остаточной суммы. Инициировать эту процедуру следует своевременно.

Пролонгация ОСАГО с минимальным сроком допустима двумя путями:

  1. при посещении офиса страховой компании;
  2. на ее официальном сайте.

Для продления страховки ОСАГО с минимальным сроком нужен следующий пакет документов:

  • паспорт страхователя;
  • водительские права всех фигурирующих в полисе физлиц;
  • техпаспорт авто;
  • карточка диагностического техосмотра (помимо разрешенного периода оформления электронного ОСАГО на период карантинных мер).

Данный список актуален для любого разрешенного способа оформления. Помимо штрафных санкций, которые грозят водителю при просрочке полиса, ему предстоит самому компенсировать причиненный в возможном ДТП ущерб. Точнее на протяжении некоторого времени после просрочки страховая компания еще может компенсировать ущерб пострадавшему. Но затем все равно истребует эти средства с владельца просроченного полиса. Это особо часто проявляющаяся проблема при выкупе ОСАГО на минимальный срок.

Подведем итоги

Минимальный срок ОСАГО составляет 3 месяца, стандартный — 1 год. При наличии такой потребности краткий срок действия разрешается продлять до года, заплатив недостающую разницу в цене. Снижение срока действия полиса до минимального актуально, когда машина эксплуатируется несколько месяцев за год или при нехватке средств на момент оформления. Но получение нескольких отдельных страховок за год невыгодно. Оплачивая минимальный по сроку ОСАГО, лучше своевременно пролонгировать существующий договор.

Сервис автострахования

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий